Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы изучения массово-коммуникативных текстов.

Процесс передачи информации: структура и фазы.

Развитие человечества не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. Например, в Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых обозревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степень его сложности.

В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель, а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов: механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук, свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. Например, сирена — это звуковой сигнал тревоги; звонок телефона — сигнал, чтобы взять трубку; красный свет светофора — сигнал, запрещающий переход дороги.

В качестве источника информации может выступать живое существо или техническое устройство. От него информация попадает на кодирующее устройство, которое предназначено для преобразования исходного сообщения в форму, удобную для передачи. С такими устройствами вы встречаетесь постоянно: микрофон телефона, лист бумаги и т. д. По каналу связи информация попадает в декодирующее устройство получателя, которое преобразует кодированное сообщение в форму, понятную получателю. Одни из самых сложных декодирующих устройств — человеческие ухо и глаз.

В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из-за различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. С такими ситуациями вы встречаетесь достаточно часто: искажение звука в телефоне, помехи при телевизионной передаче, ошибки телеграфа, неполнота переданной информации, неверно выраженная мысль, ошибка в расчетах. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография.

При передаче информации важную роль играет форма представления информации. Она может быть понятна источнику информации, но недоступна для понимания получателя. Люди специально договариваются о языке, с помощью которого будет представлена информация для более надежного ее сохранения.

Методы изучения массово-коммуникативных текстов.

 

  1. Перепроизводство и недопроизводство информации. Невостребованность информации.
  2. Проблема старения информации.

Старение информации— нежелательное явление в информационном процессе, связанное с конечным временем передачи и обработки информации. Наиболее часто задержки на пути информации от источника до получателя происходят в различного рода накопителях (запоминающих устройствах) и каналах связи. Нередко задержку вводят искусственно с целью получить взамен меньшую вероятность ошибки. Примером является многократное повторение одной и той же информации (временная избыточность). Однако чаще всего С. и. возникает естественным путем. Если информация носит оперативный характер и используется для принятия решений или выработки управляющих воздействий, то за время задержки она стареет. В результате управление либо принятое решение могут оказаться не эффективным. Для устранения этого оператор должен экстраполировать полученную информацию на некоторое время вперед, то есть осуществлять прогнозирование изменения информации во времени. От точности прогноза и будет зависеть эффективность управления. К настоящему времени разработаны следующие алгоритмы прогноза: прогноз по последнему значению, прогноз по математическому ожиданию, статистический прогноз по одной точке. Каждый из них имеет свой преимущества и недостатки, само прогнозирование может осуществляться либо автоматически, либо оператором. В этом случае он должен быть специально обучен навыкам экстраполяции. Особое значение при этом имеет способность оператора к антиципации, т. е. способности предвидеть будущие, предстоящие события. Поскольку изменение ситуации за время прогноза зачастую представляет собой случайный процесс, то оператор должен уметь осуществлять вероятностное прогнозирование. Все это позволит ему более рационально (разумеется, в определенных пределах) использовать стареющую информацию. Зная количественные оценки стареющей информации, можно вовремя очищать запоминающие устройства от устаревших назначать сроки принятия решений так, чтобы они базировались на достоверных, не устаревших сведениях, назначать из тех же соображений допустимое время передачи информации и т. п.

  1. Потребление информации и информационные потребности.

Потребление информации. Информация как кислород, мы постоянно ее потребляем. Абсолютно разную и не всегда ту, которую осознанно хотим. Когда мы потребляем информацию, мы все время взаимодействуем с ней. Такое взаимодействие не всегда оказывает положительное влияние на наше поведение и использование времени. В итоге многие вещи не становятся сделанными, а время от следующих задач просто отнимается. В причинах беспорядочного потребления информации мы разбираться не будем. Чтобы не попасть в новую «черную дыру времени».

В беспорядочности поступления информации сомневаться не приходится. Мы сейчас говорим скорее про сеть. Именно здесь самый большой риск просидеть несколько часов просто впустую. Такую трату времени легко называть прокрастинацией, про борьбу с которой написано уже немало книг и статей. Однако нужно не бороться, а менять поведение, так как прокрастинация — это результат. И нужно менять не причину, а модель поведения и взаимодействия с информацией. Поменять причину нам может вообще не под силу.

Чтобы менять поведение в потреблении информации нужно четко контролировать источники информации. То есть чем больше источников, тем сложней осуществлять контроль. Поэтому количество источников надо свести к минимуму. Первое, что я убил — это френдлента в ЖЖ, она вообще не нужна, РСС прекрасно работает для ЖЖ-аккаунтов. Второе — это свести к минимуму время в контактах-фейсбуках.

Даже если вести аккаунт, то это несомненно меньше производимой информации нежели в блоге. Про твиттер и тумблер не скажу ничего особенного. Тумблер-аккаунты я добавляю в РСС, а твиттер включаю только тогда, когда вся работа сделана или у меня перерыв.

Когда с каналами информации наступает порядок, пора браться за их чистоту. Нужно понимать, чем меньше у нас всевозможных подписок, тем больше времени на все остальное. У меня есть отличный фильтр для избавления от мусора. Этот фильтр срабатывает в поездках, за время которых РСС-ридер вырастает до невероятных размеров. Здесь и наступает момент, который дает понимание нужности того или иного канала.

Иногда, чтобы сделать рывок в работе я могу выкосить РСС-канал вопросом «Смогу ли я без этого?». Вопрос всегда возникает, если мне надоел автор или источник. Влияние на плотность и частоту информации должно быть постоянным. Так как это одна из форм ограничений и поиска новых источников.

Правильное потребление информации оказывает прямое влияние не только на генерацию контента, но и на результат работы. Поэтому надо постоянно экспериментировать, чтобы видеть как одно зависит от другого.

Самое полезное — это информационная диета. Отказ от информации отлично выводит из зоны комфорта и позволяет делать привычные вещи по-другому, так как пропорции в механизме «потребление-генерация» резко изменились.

Если сделать вывод из всего написанного, то информация как пища необходима в определённой дозе. Ненужная информация слишком вредна для организма как жирная еда. Поэтому иногда нужна смена рациона, диета, баланс и обязательно порядок.

Информационные потребности. Сначала о структуре информационных потребностей (главным образом профессиональных, поскольку они находятся в центре внимания служб, предоставляющих информационные услуги).

Специалистам в различных предметных областях требуется разнообразная как по содержанию, так и по форме информация, но, несмотря на это, их профессиональные потребности обладают сходной структурой. Информационная потребность является структурированной, причем каждая из структурных составляющих требует особого подхода при определении "стратегии и тактики" информационного обслуживания. Выделяют следующие составляющие [3,8]:

1. Потребность в текущей и ретроспективной информации. Специалисту требуется постоянный приток новой информации, т.е. оперативное текущее информирование. Такое информирование позволяет в наибольшей степени подготовиться к принятию решений в сфере своей профессиональной деятельности, оперативно и адекватно реагировать на факторы, воздействующие на определенную ситуацию.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, вот почему отлично воспроизведенные прогнозы Forex могут сделать вас страшно состоятельным.

Потребность в текущей информации обусловливается профессиональной специализацией потребителя информации и выполняемыми им функциями и потому относительно стабильна. Отсюда и название запросов, выражающих эту потребность - постоянно действующие.

В отличие от текущей потребность в ретроспективной информации возникает при необходимости непосредственного принятия решений в данной ситуации. В этом случае нередко требуется обращение к источникам, накопленным за целый ряд предыдущих лет. Запросы выражающие потребность в ретроспективной информации, возникают у специалиста эпизодически, и называют их разовыми.

2. Потребность в узкотематической и широкотематической информации. Процесс специализации деятельности и дифференциация знаний приводит к постоянному сужению тематических рамок профессиональной информационной потребности.

Однако слишком узкая специализация влечет за собой ограниченность контроля за ситуацией, потерю качества принимаемых решений из-за потери контроля над целым рядом факторов, на первый взгляд, не относящихся к заданной теме.

По этой причине специалистам необходима как узкотематическая информация, непосредственно относящаяся к той конкретной поставленной задаче, решением которой они заняты, так и широкотематическая, создающая представление об объекте исследования или разработки в целом.

Потребность в узкотематической информации выражается в запросах предметного характера (в соответствии с предметной областью), потребность в широкотематической информации - в запросах ознакомительного характера.

3. Потребность в отраслевой (специализированной) и межотраслевой (неспециализированной, смежной) информации. Большинство наиболее актуальных проблем решается путем использования не только профильной информации, не выходящей за рамки данной отрасли знания, но и значительного объема смежной, межотраслевой информации, из других отраслей знания, казалось бы, очень отдаленных.

Потребность в отраслевой информации выражается в запросах профильного характера, в межотраслевой (смежной) - непрофильного характера.

4. Потребность в фактографической и концептуальной информации. В первом случае - это потребность в различных сведениях, которые извлекаются потребителем из первичных и вторичных документов, справочников и других источников информации. Однако часто бывают случаи, когда потребителю нужны не просто сведения, но и оценка, интерпретация этих сведений другим специалистом - с точки зрения их истинности и достоверности, технико-экономической целесообразности и перспективности, т.е. необходима концептуальная информация. Особенно нуждаются в такой концептуальной информации руководители при принятии решений.

Потребность в фактографической информации выражается в запросах фактографического характера, в концептуальной -к онцептуального характера.

Рассмотренные выше структурные составляющие представлены в виде схемы на рис. 3.

  1. Качество информации. Инфологемы. Роль слухов в массовой коммуникации.

Качество информации является одним из важнейших параметров для потребителя информации. Оно определяется следующими характеристиками:

 

1. репрезентативность – правильность отбора информации в целях адекватного отражения источника информации. Например, в целях большей репрезентативности данных о себе абитуриенты стремятся представить в приемную комиссию как можно больше свидетельств, дипломов, удостоверений и другой информации, подтверждающей их высокий уровень подготовки, что учитывается при зачислении в ВУЗ;

 

2. содержательность – семантическая емкость информации. Рассчитывается как отношение количества семантической информации к ее количеству в геометрической мере. Это характеристика сигнала, про который говорят, что «мыслям в нем тесно, а словам просторно». В целях увеличения содержательности сигнала, например, используют для характеристики успеваемости абитуриента не полный перечень его аттестационных оценок, а средний балл по аттестату;

 

3. достаточность (полнота) – минимальный, но достаточный состав данных для достижения целей, которые преследует потребитель информации. Эта характеристика похожа на репрезентативность, однако разница состоит в том, что в данном случае учитывается минимальный состав информации, который не мешает принятию решения. Например, абитуриент – золотой медалист может не представлять в приемную комиссию свой аттестат: диплом, подтверждающий получение золотой медали, свидетельствует о полном наборе отличных оценок в аттестате;

 

4. доступность – простота (или возможность) выполнения процедур получения и преобразования информации. Эта характеристика применима не ко всей информации, а лишь к той, которая не является закрытой. Для обеспечения доступности бумажных документов используются различные средства оргтехники для их хранения, а для облегчения их обработки используются средства вычислительной техники;

 

5. актуальность – зависит от динамики изменения характеристик информации и определяется сохранением ценности информации для пользователя в момент ее использования. Очевидно, что касается информации, которая используется при зачислении, она актуальна, так как само обучение уже закончилось, и его результаты изменены быть не могут, а, значит, остаются актуальными;

 

6. своевременность – поступление не позже заранее назначенного срока. Этот параметр также очевиден недавним абитуриентам: опоздание с представлением позитивной информации о себе при поступлении может быть чревато незачислением;

 

7. точность – степень близости информации к реальному состоянию источника информации. Например, неточной информацией является медицинская справка, в которой отсутствуют данные о перенесенных абитуриентом заболеваниях;

 

8. достоверность – свойство информации отражать источник информации с необходимой точностью. Эта характеристика вторична относительно точности. В предыдущем примере получаемая информация недостоверна;

 

9. устойчивость – способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.

Инфологемы. В последние годы некоторые российские исследователи обратили внимание на существование в информационном пространстве неких правдоподобных концепций (взглядов и идей), но непроверяемых или ложных по своей сути, обладающих способностью логически связываться с мировоззренческими аксиомами, становится их элементами и в качестве таковых участвовать в формировании искаженной картины мира в сознании людей. Для обозначения таких информационных объектов введены в использование термины "инфологема", "психическая инфекция", "идея-вирус".

Роль слухов в массовой коммуникации. Характеристика значимости слухов: 1. являются одним из показателей социальной напряжённости в обществе. Так, в разное время людей могут в большей степени интересовать те или иные вещи, события. Переключение интереса различных категорий населения от событий светской хроники, касающихся жизни знаменитых людей, к событиям политическим может свидетельствовать о нестабильности политического режима и политической власти. Интерес к экономическим проблемам может быть вызван ухудшением материального положения населения и т.д.

2. помогают выявить степень доверия, во-первых, к существующим структурам власти, а также к официальным источникам информации, и, во-вторых, СМИ несознательным или умышленным искажением информации зачастую способствуют понижению доверия населения как к властям различного уровня, так и к себе, поскольку в глазах населения СМИ выступают проводником политики центральных и местных структур власти.

3. служат сигналом для возможных событий как бы предвосхищая их. Например, либерализации цен предшествовали слухи об "обвальном и оглушительном росте цен", а также о том, что следствием инфляции будет "невозможность выплаты зарплаты и заме-па её ценными бумагами местного значения".

Хотя слухи представляют собой лишь составляющую общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика.

Последствия воздействия слухов на общественное мнение:

1. поскольку слухи блокируют информационное воздействие на общественное мнение официальных структур, и главным образом СМИ, то необходимо расширять официальную информационную сеть. Чем шире будет развита информационная сеть и чем больше слоев населения будут иметь к ней доступ, тем меньшим будет воздействие неофициальной информации на общественное мнение.

2. Слухи могут быть использованы как провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок экстремистского и националистического толка, занимающими оппозиционное к правительству и полулегальное положение. Результатом слухов могут стать в таком случае столкновения различных политических сил.

3. Слухи могут отразиться на социальном самочувствии населения, если они носят негативный характер, например, слухи о гражданской войне, о голоде, распаде России и т.д., распространённые в нашем обществе в 1992 г. Слухи по-разному действуют на разных людей, одних они минуют, других притягивают к себе настолько, что могут становиться регуляторами их поступков. «Заражение» людей слухом происходит в зависимости от их индивидуальных, социальных и психологических особенностей.

2. Функции слухов

Выделяют следующие функции слухов:

1. обсуждение слухов может способствовать выработке общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности мнений, что повышает сплоченность группы;

2. дискредитация оппонента;

3. провоцирование населения на выгодные одной из сторон действия;

4. введение оппонента в заблуждение.

5. возможное снабжение человека информацией в неопределенных и угрожающих ситуациях, повышение способности ориентации в окружающей реальности.

6. снижение уровня тревоги у индивидов. Антиципация возможного события, что делает его легче переносимым и уменьшает беспокойство по поводу его последствий. (Антиципация - это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий).

СМИ оказывают выраженное влияние на циркуляцию слухов. Прежде всего отсутствие или недостаточное количество информации по какой-либо теме в СМИ благоприятствует появлению и циркулированию слухов по этой тематике. Слухи в данном случае заполняют информационный вакуум. СМИ могут быть также непосредственным источником слухов, публикуя недостаточно проверенную информацию. Вместе с тем СМИ порой вносят решающий вклад в процесс затухания слухов, представляя подробную и ясную информацию по соответствующей теме.

В разных странах периодически предпринимались попытки введения негативных санкций за распространение слухов. Однако нет никаких данных, подтверждающих эффективность силовых методов борьбы со слухами.

  1. Формальные и неформальные каналы передачи информации.

 

  1. Формы и участники речевого общения.
  2. Аудитория и ее характеристики. Исследование специфики аудитории средств массовой информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...