Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Личность в социогенезе




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Психология личности»

Направление подготовки (специальность) 030301.65 - «Психология»

Квалификация (степень) выпускника - Психолог, преподаватель психологии

Форма обучения: очная

Цикл дисциплин: профессиональный

Трудоемкость дисциплины: 60 час

 

 

г. Санкт-Петербург

20__

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Цель преподавания дисциплины:

систематизировать знания студентов об основных закономерностях нормального и аномального развития личности в контексте природы, общества и индивидуального жизненного пути.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Дисциплина преподается студентам 3-го курса факультета психологии и основывается на знаниях и умениях, приобретенных студентами в ходе изучения таких дисциплин как «Общая психология», «Возрастная психология», «Психофизиология», «Психогенетика», «Социальная психология» и др.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

· основные подходы изучения личности;

· социально-психологические закономерности развития личности;

· особенности персоногенеза и социогенеза личности;

· теории личности

 

 

уметь:

· интерпретировать феномены психологии личности;

· оперировать основными типами данных, используемых в исследовании личности: L-данные (жизненные данные, получаемые из биографии или различных документов), O-данные (информация, полученная при стороннем наблюдении или предоставленная осведомленными наблюдателями), T-данные (тестовые данные, получаемые в результате проведения эксперимента или стандартизированных тестов), S-данные (данные самоотчетов или информация, предоставленная самим испытуемым);

· составлять психологическую характеристику личности

 

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Основные виды занятий по дисциплине «Психология личности»: лекции и практические работы. В ходе самостоятельной работы студенты изучают учебно-методическую литературу, готовят ответы на контрольные вопросы, выступления и доклады. Оценка усвоения знаний и сформированности профессиональных умений осуществляется с помощью следующих видов контроля: текущего (выполнение творческих заданий, опрос, тестирование), промежуточного (выполнение контрольных заданий по пройденному материалу за 1-2 месяца до экзамена) и итогового контроля (зачет).

5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ:

Очная форма обучения 5 лет.

Учебно-тематический план

Темы занятий Распределение часов
Всего   Лекции   Практи- ческие занятия Самостоя-тельная работа
Тема 1. Методологические основы психологии личности        
Тема 2. Движущие силы и условия развития личности.        
Тема 3. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности.        
Тема 4. Индивидные свойства личности.        
Тема 5. Личность в социогенезе.        
Тема 6. Персоногенез личности.        
Тема 7. Структура личности        
Тема 8. Личность как субъект регуляции поведения и деятельности.        
Тема 9. Теории личности.        
ИТОГО:        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Методологические основы психологии личности

Многомерность человека как сущностная характеристика личности.

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.

Уровни методологии науки (Э.Г. Юдин) и анализ проблемы личности.

Многообразие феноменологии в психологии личности. Проблема определения понятия «личность». Основные подходы в изучении личности (Дж. Уиггинс и др.): биологический, экспериментальный, социальный, психометрический.

Тема 2. Движущие силы и условия развития личности

Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности. Соотношение наследственности и среды в развитии личности человека. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Теория конфронтации двух факторов З. Фрейда. Методологические предпосылки концепции двойной детерминации развития личности.

Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Положение Д.Н. Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности. Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности (В.А. Петровский).

Тема 3. Периодизация развития индивида, личности и индивидуальности

Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).

Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С. Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда.

Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский).

Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона: эпигенетический принцип развития. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерии ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности. Развитие чувства «Я» по Г. Олпорту.

Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.

Тема 4. Индивидные свойства личности

Индивидные свойства человека как предпосылки развития личности. Общее представление об индивидных свойствах человека (Б.Г. Ананьев). Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности. Органические побуждения индивида и их влияние на поведение личности. Индивидуально-типические свойства человека. Типы конституции, их соматические признаки. Типологии Э. Кречмера и В. Шелдона. Психосексуальная дифференциация и социальное поведение. Психологический пол личности. Феномен транссексуализма.

Тема 5. Личность в социогенезе

Парадигма социального конструкционизма (А. Шютц, Дж. Мид, К. Герген). Социогенез личности как предмет исторической психологии и этнопсихологии.

Социально-исторический образ жизни как источник развития личности. Социальная ситуация развития (Л.С. Выготский). Природа времени и его роль в детерминации развития личности. Формы детерминации времени жизни человека (Е.И.Головаха и А.А.Кроник). Смысловая сфера личности. Общее представление о смысловых образованиях и смысловых системах. Семиотическая концепция культуры и программы поведения личности (Ю.М. Лотман).

Культурные модели нормального и аномального поведения личности. Проблема социально-типического в личности. Социальный характер и национальный характер. Базовая личность. Сравнительные исследования личности в разных культурах. Социогенетические источники развития личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...