Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности спроса на основные факторы производства

В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения.

Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Предприниматели стремятся обнаружить возможности получения дохода, не замеченные конкурентами. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках товаров, уровне издержек производства, объемах предложения и т. д.

Какие факторы влияют на спрос на ресурсы? Тот факт, что спрос на любой ресурс является производным от производимого с его помощью продукта, означает, что спрос на ресурс будет зависеть от его производительности и рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его использованием. Таким образом, спрос на ресурс будет изменяться, т.е. кривая спроса на ресурс будет перемещаться, в результате:

а) изменения в спросе, а соответственно и в цене на продукт, который производится с помощью данного ресурса;

б) изменений в производительности ресурса в силу либо роста количества и повышения качества иных ресурсов, в сочетании с которыми используется данный ресурс, либо в связи с повышением качества самого указанного ресурса;

в) изменений в цене самих ресурсов.

На спрос на факторы производства влияет также то обстоятельство, что факторы производства могут использоваться их потребителями только во взаимодействии и взаимодополнении. Для организации производственного процесса требуются многие факторы: труд, земля, техника, сырье, энергия. Все они в большей или меньшей степени могут быть взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми: живой труд может быть частично заменен техникой, и наоборот, природные сырьевые материалы могут быть заменены искусственными и т.д. Однако и труд, и техника, и сырье сопряжены, взаимодополняемы лишь в едином производственном процессе. По отдельности каждый из них бесполезен. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов вызывает изменение привлекаемого количества не только этого, но и сопряженных с ним факторов производства. Например, более высокая заработная плата и относительно низкие цены на технику способны вызвать снижение спроса на труд и повышение его на машины, заменяющие рабочую силу, и наоборот.

Следовательно, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

 

72) Конкурентный рынок фактора производства находится в равновесии, когда цена фактора создает равенство величин спроса и предложения. Рисунок 14.9, а показывает такое равновесие для рынка труда. В точке А равновесная заработная плата составляет хюс а равновесное количество труда равно 1С Так как работники хорошо информированы, все они получают одинаковую зарплату и приносят идентичный доход от предельного продукта труда независимо от места работы. Если заработная плата какого-то из работников ниже, чем предельный продукт его труда, фирме будет выгодно предложить этому работнику более высокий оклад.

Если рынок продукции также является совершенно конкурентным, то кривая спроса на фактор производства выражает выгоду, которую потребители продукта приписывают дополнительному использованию этого фактора в производстве. Ставка заработной платы также отражает издержки для фирмы и для общества от использования дополнительной единицы фактора. Так, в точке А на рис. 14.9, а предельная выгода от часа труда (доход от предельного продукта труда МЯР^ равняется предельным издержкам ее получения (ставке зарплаты а>).

Когда и рынки продукции, и рынки факторов производства являются совершенно конкурентными, ресурсы используются эффективно, поскольку разность общих доходов и общих издержек максимальна. Эффективность подразумевает, что дополнительный доход, возникающий от использования дополнительной единицы труда (доход от предельного продукта труда МЯР^, равняется выгоде потребителей от дополнительного количества продукции, которая равна цене товара, умноженной на предельный продукт труда, Р х МРЬ.

73) Заработная плата в условиях совершенной конкуренции.
Под ставкой заработной платы в современной экономической науке понимается цена (арендная плата), выплачиваемая нанимателем работнику за право использования его рабочей силы в течение определенного периода времени. В зависимости от метода оценки трудовых затрат используют повременные (почасовую, дневную, недельную, месячную), сдельные, аккордные и другие виды оплаты. В США основная форма ставки заработной платы сейчас – почасовая.
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой (w) называют сумму денег, полученную наемным работником, реальной (w/P) – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности. Для большинства населения развитых стран заработная плата представляет основной источник существования, она составляет, как правило, 2/3 – 3/4 национального дохода.
Рассмотрим общие принципы формирования среднего уровня заработной платы, а затем перейдем к анализу факторов, определяющих ее дифференциацию.
В условиях совершенной конкуренции цена труда формируется подобно цене любого другого товара. Это означает, что все работники получают равную зарплату, которая не зависит от того, в какой фирме они работают, и воспринимается фирмой как внешне заданная величина. Поэтому для отдельной фирмы предложение труда абсолютно эластично. Сам уровень зарплаты в условиях совершенной конкуренции максимален – рабочий, согласно теории предельной производительности, получает оплату, равную предельному продукту труда. В условиях, когда уровень зарплаты не связан с поведением фирмы, от предпринимателя зависит только количество нанимаемых рабочих.

74)Спрос на труд зависит от двух факторов, которые принимаются во внимание руководителем фирмы, от предельной производительности труда и от общих условий экономической деятельности, а) Предельная производительность труда. Руководитель фирмы, желающий нанять рабочую силу, предъявляет спрос на труд до того момента, когда выручка от использования дополнительного рабочего сравняется с расходами по его использованию, или, другими словами, когда заработная плата предельного рабочего будет равна получаемой благодаря ему выручке. Кривая спроса на труд со стороны главы фирмы есть кривая предельной производительностипо стоимости этого фактора. Теория предельной производительности является теорией спроса на фактор. Она просто уточняет, что при заданной заработной плате объем занятости на фирме будет таким, при каком заработная плата окажется равной предельной производительности по стоимости груда. 6) Общие условия экономической деятельности. Глава фирмы принимает во внимание не только уровень заработной платы в его соотношении с предельной производительностью. При решениях о найме руководствуются предложениями об уровне совокупного спроса. Следовательно, отношения между заработной платой и занятостью необходимо рассматривать в связи с факторами, которые определяют в общеэкономическом масштабе уровни потребления, накопления и инвестиций. Кейнс показал, что кривая совокупного спроса для совокупного продукта не является независимой от кривой предложения совокупного продукта; эта кривая предложения есть кривая издержек, т.е. доходов. Сама по себе она определяется предложениями руководителей фирм относительно будущего уровня совокупного спроса; на основе этих предложений определяется совокупный объем инвестиций, а затем и совокупный спрос на труд в экономике.

77)

0 Предложение труда, чел.-час.

Рис. 8. 1. Кривая индивидуального предложения труда

 

Кривая индивидуального предложения труда показывает, что при увеличении ставки заработной платы предложение труда может либо увеличиваться, либо сокращаться. В форме этой кривой отражается одновременное действие двух эффектов – «эффекта замещения» и «эффекта дохода».

Суть этих эффектов состоит в том, что увеличение предложения труда ведет к росту благосостояния, сокращая в то же время свободное время человека. Экономические блага «замещают» свободное время. Однако существует и «эффект дохода»: при повышении заработной платы работник может позволять себе иметь больше свободного времени, сохраняя достигнутый уровень дохода. До точки С «эффект замещения» преобладает над «эффектом дохода», после точки С – наоборот.

Если, например, почасовая заработная плата – 12 ден. ед. и рабочий трудился 40 часов в неделю, то его заработок составил 480 ден. ед. Предположим, что заработная плата возросла до 15 ден. ед., тогда, чтобы получать такую же заработную плату, рабочий может трудиться 32 часа. Если же он сократит предложение труда до 36 часов в неделю, то он может увеличить и заработную плату и свое свободное время.

79) Эффект дохода и эффект замещения. При исследовании проблемы спроса и предложения на макроуровне важное значение имеют два известных в экономической теории явления: эффект дохода и эффект замещения. Вначале рассмотрим проявление этих эффектов на рынке товаров и услуг.
Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены на один из потребляемых продуктов произойдет «высвобождение» за счет этого определенного количества денег у потребителя, которые он может использовать на дополнительное потребление других, не изменившихся в цене продуктов. В результате за счет понижения цены одного товара доход человека как бы возрастает, что позволяет увеличить спрос.
Эффект замещения отражает взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цены на один товар при неизменном их уровне на другие означает, что произошло относительное удешевление последних, так как потребитель начинает замещать относительно дорогие более дешевыми товарами. Но в экономической теории рассматриваются и случаи, когда снижение цен на товар приводит к понижению спроса на него, а увеличение цен - к повышению спроса. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления, - товаром Гиффена. Английский экономист Гиффен (1837-1910) первым описал случай, когда бедные рабочие семьи расширяли потребление картофеля, несмотря на его подорожание.

80) Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это сумма денег, получаемая работником за определенное время (час, день, неделю, месяц) или результат труда.

Реальная заработная плата – это количество благ, которое работник может приобрести на данную номинальную заработную плату. Для определения индекса реальной заработной платы необходимо индекс номинальной заработной платы разделить на индекс потребительских цен. Реальная заработная плата зависит не только от величины номинальной заработной платы, но и от уровня цен на покупаемые работником блага, и характеризует покупательную способность работника. Динамика реальной и номинальной заработной платы, как правило, не только не совпадает, но они могут быть и противоположными.

Для каждого работника важна не только абсолютная величина его заработка, но и ее соотношение с заработками других категорий работников, а также динамика такого соотношения. Поэтому когда говорится о снижающейся (увеличивающейся) заработной плате данной категории работников, то речь может идти о снижении (увеличении) заработной платы как в денежном выражении, так и относительно потребительских цен или относительно заработной платы других категорий работников.

В условиях конкуренции отдельные фирмы, как и отдельные работники, вынуждены ориентироваться на общепринятый уровень заработной платы. При этом каждый участник рыночного обмена стремится к получению более высокого дохода, который зависит не только от объективных основ определения уровня оплаты в стране, отрасли, на предприятии, но и от его личных качеств: усердия, трудолюбия, стремления к совершенствованию и т. д.

81) Первый социально-воспроизводственный фактор - стоимость жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. Таких средств должно быть достаточно не только для восстановления работоспособности труженика, но и для содержания нетрудоспособных членов его семьи. Это представляет собой низшую границу стоимости воспроизводства рабочей силы. В зависимости от утвердившегося в каждой стране уровня материальной и духовной культуры верхняя граница стоимости рабочей силы включает затраты на определенные социальные потребности (на образование, удовлетворение культурных запросов и т.п.).

Второй социально-воспроизводственный фактор, определяющий величину заработной платы, - уровень квалификации работников.
В период индустриализации, когда преобладал простой, неквалифицированный труд, предприниматели стремились свести уровень заработной платы рабочих к низшей границе стоимости рабочей силы. В условиях же научно-технической революции, вызвавшей активизацию человеческого фактора, стоимость рабочей силы и соответственно величина заработков квалифицированных работников значительно возрастает

Третий социальной-воспроизводственный фактор, связанный с величиной заработной платы, - национальные различиям степени развитости экономических и социальных условий жизни в разных странах. Эти различия в оплате труда зависят, в конечном счете, от научно-технического уровня производительных сил и эффективности общественного труда, степени развитости рабочей силы, достигнутого общественно нормального качества жизни и иных факторов.

82) Выбор между возможностями работы и отдыха
Согласно одному из Десяти принципов экономике, каждый человек делает собственный выбор. Возможно, ни одна проблема выбора не является для индивида столь очевидной и настолько важной, как проблема выбора между трудом и отдыхом. Чем больше часов вы тратите на работу, тем меньше времени вы можете уде- лять просмотру телепередач, встречам с друзьями или своему хобби. Компромисс между трудом и отдыхом имеет важнейшее значение для определения положения кривой предложения труда.
В соответствии с еще одним из Десяти принципов экономической теории стоимость чего-либо соответствует цене того, от чего приходится отказываться ради получения желаемого. От чего вы отказываетесь ради получения лишнего часа отдыха? Вы отказываетесь от одного часа труда, то есть от суммы денег, равной величине вашей часовой зарплаты. Таким образом, если вознаграждение за ваш труд составляет $15 в час, то альтернативные издержки вашего часового отдыха составят $15. Если же ставка часовой оплаты труда вырастет до $20, то соответствующим образом увеличатся и альтернативные издержки вашего часового отдыха.
Кривая предложения труда показывает, как решения о компромиссном соотношении между трудом и отдыхом реагируют на изменение альтернативных издержек. Ее восходящий характер означает, что повышение зарплаты побуждает рабочего увеличивать время, которое он готов отдать труду. Поскольку общий ресурс времени рабочего ограничен, то чем больше он будет трудиться, тем меньше он будет отдыхать. Таким образом, рабочие реагируют на повышение альтернативных издержек отдыха увеличением времени, уделяемого работе.
Важно отметить, что кривая предложения труда не обязательно может иметь восходящий характер. Предположим, что вы стали зарабатывать не $15, а $20 в час. Альтернативные издержки отдыха увеличились, но зато вы стали теперь богаче, чем раньше. Вы можете решить, что, имея дополнительные средства, сможете позволить себе уделять больше времени досугу; в результате кривая предложения труда будет иметь нисходящий характер. В главе 21 мы рассмотрим эту ситуацию с точки зрения противоречивых последствий ваших решений о предложении труда (так называемых эффектов дохода и замены). Пока же мы будем игнорировать возможность нисходящего характера кривой предложения труда и будем считать, что она имеет восходящий характер.

83) С ростом заработной платы обычно возникает желание больше трудиться. Однако и это желание имеет свои пределы, так как приходится жертвовать досугом — часами свободного времени. С ростом заработной платы все выше и выше становится цена отдыха. Поэтому

рано или поздно наступает такой момент, когда увеличение зарплаты приводит не к увеличению, а к сокращению рабочего времени.

На рис. 9—8 показаны три этапа роста заработной платы. На первом этапе рост заработной платы с W1 до w2 приводит к увеличению числа рабочих часов с h1 до h2, эффект замещения превышает эффект дохода. На втором этапе рост заработной платы с w2 до w3 не отражается на увеличении продолжительности рабочего дня, работник работает столько же, сколько и прежде, эффект замещения равен эффекту дохода. И наконец, на третьем этапе повышение зарплаты (с w3 до w4) ведет к сокращению рабочего дня (с h2 до h3), эффект замещения меньше эффекта дохода. Рост дохода стимулирует увеличение спроса на такое нормальное благо, как отдых, что отражается в росте свободного времени за счет сокращения рабочего дня. С повышением зарплаты растет и цена отдыха.

Рис. 9—8. Кривая индивидуального предложения труда

За последние сто пятьдесят лет средняя рабочая неделя в развитых странах сократилась с 70 до 40 часов при значительном росте заработной платы. Это означает, что эффект дохода превышает эффект замещения в долгосрочном периоде. Однако в краткосрочном периоде так бывает далеко не всегда. К тому же не следует забывать, что за средними данными скрываются существенные индивидуальные различия, так как чувствительность разных групп населения к росту доходов различна. Еще большая дифференциация типична для разных групп стран. В развитых странах мужчины среднего возраста (25—54 года) обычно снижают предложение труда с увеличением заработной платы, в развивающихся, как правило, наоборот.

84) Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом..

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют классификацию человеческого капитала:

  1. Индивидуальный человеческий капитал.
  2. Человеческий капитал фирмы.
  3. Национальный человеческий капитал.

85) Монопсонией называется ситуация на рынке, когда с множеством продавцов сотрудничает только один покупатель, диктуя цену, а также объем продаж. Примером может быть рынок труда: на нем фигурирует множество работников, которые продают свой труд, и предприятие – это единственный покупатель.

Как функционирует модель монопсонии на рынке труда?

В случае совершенного конкурентоспособного рынка предприниматели имеют достаточно широкий выбор потенциальных сотрудников. Мобильность при этом абсолютна, а фирмы нанимают специалистов по неизменной цене, тогда фиксируются предельные издержки на наем ресурса (то есть труда), что отражает и кривая предложения. В отличие от такого варианта, рынок труда в условиях монопсонии характеризуется наличием фирмы, олицетворяющей целую отрасль. Выходит, что кривая предложения для фирмы и отрасли полностью совпадают, отражая средние издержки на наем труда. Однако монопсония на рынке труда может быть и ложной. Этот вариант возможен в том случае, когда покупатели не включаются в торги, приобретая товар по высокой цене.

86) Рынок капиталов (рынок капитала) — часть финансового рынка, на котором обращаются длинные деньги, то есть денежные средства со сроком обращения более года. На рынке капиталов происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Формы обращения денежных средств (финансовых ресурсов) на рынке капиталов могут быть различными:

· банковские займы (ссуды);

· акции;

· облигации;

· финансовые деривативы;

· ноты и закладные.

87) Доходы, извлекаемые от продажи услуг факторов производства. В случае с трудом этот доход представлен заработной платой и частью доходов самостоятельно занятых, являющейся вознаграждением за их собственный труд. Доходами от земли являются различные ренты, включающие часть доходов самостоятельно занятых и часть вмененных, или условно-начисленных доходов жильцов-собственников занимаемого жилья. Доходы от капитала и предпринимательства выступают в форме дивидендов, процентов, нераспределенной прибыли компаний и части доходов самостоятельно занятых, полученной как доход на их собственный капитал и вознаграждение за их предпринимательскую деятельность.

88) Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли[1][2]. Инвестиции являются неотъемлемой частью современнойэкономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

По срокам вложения

· краткосрочные (до одного года);

· среднесрочные (1-3 года);

· долгосрочные (свыше 3-5 лет).

90) Бюджетное ограничение по отношению к расходам и поступлениям более чем на один период.

91) Точка касания кривой временного предпочтения с межвременным бюджетным ограничением характеризует межвременное равновесие. В точке равновесия наклон временного предпочтения равен наклону межвременного бюджетного ограничения.

92) Дисконтированная (приведённая, текущая) стоимость — оценка стоимости (текущий денежный эквивалент) будущего потока платежей исходя из различной стоимости денег, полученных в разные моменты времени (концепция временно́й ценности денег). Денежная сумма, полученная сегодня, обычно имеет более высокую стоимость, чем та же сумма, полученная в будущем. Это связано с тем, что деньги полученные сегодня могут принести в будущем доход после их инвестирования. Кроме того, деньги полученные в будущем в условиях инфляции обесцениваются (на ту же сумму в будущем можно приобрести меньшее количество товаров и услуг). Также есть другие факторы снижающие стоимость будущих платежей. Не равноценность разновременных денежных сумм численно выражается в ставке дисконтирования.

Дисконтированная стоимость широко используется в экономике и финансах как инструмент сравнения потоков платежей, получаемых в разные сроки. Модель дисконтированной стоимости позволяет определить, какой объём финансовых вложений готов сделать инвестор для получения данного денежного потока

94) Ставка ссудного процента — цена, уплачиваемая за использование чужих денег. Может быть изменена в абсолютных величинах или в виде соответствующего процента от количества занятых денег.

Различают «номинальную» и «реальную» ставку ссудного процента. Номинальная ставка рассчитывается в денежных единицах по текущему курсу. Реальная ставка равна номинальной, уменьшенной с учетом инфляции.

95) Мёртвая рента — арендная плата, которая выплачивается за неиспользуемую собственность.

· Земельная рента — цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

· Финансовая рента — ряд последовательных фиксированных платежей, производимых через равные промежутки времени.

· Природная рента — добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал.

96) Модель жизненного цикла получения доходов, обучения и потребления

Профессор Чикагского университета Джеймс Хекман (James J. Hechman, 1976) развил модель жизненного цикла предложения труда, получения доходов, потребления и нерыночных выгод от образования Йорама Бен-Порэта (1967)1. Дж. Хекману удалось, в отличие от предшествующих попыток моделирования предложения труда со стороны человеческого капитала, добиться сопоставимости различных результатов в динамике. Предложенная им принципиальная схема позволила исследовать изменения в поведении людей на протяжении их жизненного цикла в зависимости от начального запаса человеческого капитала и финансового богатства, рыночной ставки процента, способностей и ставок налогов. Такой подход позволил создать многоиндикаторную модель, параметры которой достаточно просто оцениваются и допускают перекрестное использование эмпирических данных из разных областей.

На основе анализа поведения модели сделан ряд интересных выводов:

1.Существуют различия в поведении белых и черных людей. Некоторые авторы показывали, что более высокая норма предпочтения во времени (ставка процента) у черных объясняется их более крутыми возрастными профилями доходов (заработной платы), более низким средним уровнем образования и доходов, чем у белых. Если это так, то возрастные профили потребления у черных должны быть круче и средний уровень потребления ниже, чем у белых.

2. Общепринята точка зрения (Бен-Порэт, 1967; Боскин 1974), что налоги на доходы не способствуют накоплению человеческого капитала. Анализ Джеймса Хекмана опровергает это заключение. Если подоходный налог снижает ставку процента и уменьшает цену займа и если упущенные заработки, как элемент инвестиционных затрат, могут быть записаны как долги, то более высокие ставки подоходного налога поощряют инвестиции в человеческий капитал и могут увеличивать настоящую ценность потока будущих заработков.

3. Возрастной профиль годовых заработков имеет максимум в репрезентативных группах, в то время, как возрастной профиль почасовых заработков его не имеет. Модели человеческого капитала, в которых не рассматриваются изменения предложения труда на протяжении жизни человека, не могут объяснить это явление. Дж. Хекман на основе своей модели, в которую включено предложение труда, это делает.

4. Выгода от более широкого взгляда на поведение потребителя приводит к переоценке норм предпочтения во времени (скрытых ставок процента). Норма предпочтения во времени оценена Дж. Хекманом на уровне 18 – 20%. Эта величина кажется завышенной по сравнению с предыдущими оценками, сделанными на основе данных о заработках Хили (Haley, 1976) и Розеном (Rosen, 1976), но она совпадает с оценками потребительских дисконтных ставок, полученных в работах Фридмана (Fridman, 1957), Ландсбергера (Landsberger, 1971) и Дарби (Darby, 1975), и приводит к доступным объяснению величинам инвестиций потребителей в человеческий капитал.

98) Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду собственниками земли (землевладельцами) фирмам.

Как фактор производства земля необходима в любой отрасли экономики. На земле выращиваются культурные растения, пасется скот, строятся здания, прокладываются дороги и другие коммуникации. Поэтому при организации и расширении производства у предпринимателей возникает спрос на пользование землей.

Одной из важнейших особенностей земли как фактора производства является ее абсолютная (физическая) ограниченность. Вследствие этого объем предложения земли со стороны землевладельцев является постоянной величиной, которая может быть незначительно увеличена за счет мелиорации, дренажа и других работ по улучшению качества земли или уменьшена за счет ухудшения качественных характеристик земли и выбытия ее из эксплуатации.

99) Цена земли - капитализированная земельная рента, которая при превращении в капитал может приносить доход в виде процентной ставки.

Нормативная цена земли - в РФ - стоимость земельного участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли является формой платы за землю.

Рыночная цена земли - в мировой практике - наиболее вероятная цена свободного земельного участка, которую можно получить при его продаже на конкурсном или открытом рынке.

Рыночная цена земли:
- является объективной характеристикой объекта недвижимости
- отражает совокупное влияние всех ценообразующих факторов: спроса, полезности, дефицитности, ликвидности и др.

100) Земе́льная ре́нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.

Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты.

101) Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительными вложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...