Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды и жанры народного художественного творчества




туры их восточных соседей'.

На рубеже XIX и XX вв по всей территории России распространилась парочка — комплекс из юбки и кофты (или цельного платья), сшитый из фабричной ситцевой ткани. Па­рочка дополнялась платком, завязанным под подбородком. Деревенские модницы к парочке надевали белые чулки и красные козловые ботинки на резинках («полсапожки»).

Мужской костюм русских крестьян отличался одно­типностью и состоял из рубахи, пояса, портов, верхнего и нижнего кафтанов, головного убора и обуви — лаптей или сапог.

Детская одежда и покроем, и орнаментом почти пол­ностью повторяла взрослую, но изготавливалась из более де­шевых материалов и состояла из меньшего количества дета­лей. Деревенские мальчики и девочки ходили летом в длин­ных подпоясанных рубахах из льняного или конопляного («посконного») полотна. Подростки же носили как длинные рубахи, так и комплекты из рубахи с сарафаном (или с юб­кой) и рубахи со штанами. Характерной особенностью рус­ской крестьянской культуры являлось одновременное быто­вание костюмных комплексов, сложившихся в разное время.

Основные элемен­ты костюмов рус­ских крестьянок

Большое символическое значение в структуре традиционного костюма имели их прически, головные уборы и грим.

«Девичья коса — всему миру краса», — говорилось в народе. До замужества в будни девушки чаще всего заплета-

У казаков, сформировавшихся из русских выходцев из разных губерний и включавших также неславянские элементы, наряду с куоельком бытовали следующие типы женского костюма: у казачек с верховьев Дона можно было найти поневу и рогатую кичку, местами — сарафан и кокошник; у уральских казачек господствовал комплекс с сарафаном, у терских — было много общего с одеждой кавказских горцев, у кубанских казачек также были свои отличия в одежде (домотканая, иногда полосатая юбка и др.).


Народная художественная культура

ли волосы в одну косу в три пряди, спускавшуюся по спине, и вплетали в нее тряпочки или простые ленты, по которым сле­дили за ростом волос. В праздничные дни в косу вплетали яркую шелковую ленту, разнообразные парчовые косники и даже колокольчики. О том, как украшали косу невесты в се­верных губерниях, крестьянки вспоминают: «Лента голуба да ала, нависят много, снопом, к одной приколят, а ету бантом надо всеми. Висят наравне с подолом».

У Б.Л. Богаевского читаем: «Со вниманием наблюдая за хлебными полями и находясь с ними в тесных отношениях, человек рано задумал сопоставить свои волосы с хлебным полем... а затейливая и красивая работа природы, заплетав­шая незримыми путями косы колосьев, также рано подала мысль человеку и свои волосы заплести в форме колосьев».'

Довольно распространенным праздничным убранством волос было эаплетание «сложных» кос (до 12 прядей). Сим­волика волос (косы) играла большую роль в девичьих гадани­ях: «замыкание косы» на замок («суженый, приди - расче­ши»). В Вологодской губернии девушки плели в канун рож­дественского сочельника 12 кос и на каждую загадывали имя возможного жениха: при совершении гадания на перекрестке «жених брался за косу». В Костромской губернии девушки при гадании на Андрея (30.11) единственный раз в году за­плетали косы по-бабьи.

Отрезать косу у девушки означало обесчестить ее. В од­ной народной песне девица жалуется на жену своего милого.

Хочет девушку бесчестить в глаза

Русу косыньку отрезать у меня.

В былые времена помещики так наказывали своих сен­ных девушек, не устоявших против внушений любви. Пред­ставления о косе (волосах) как об одном из символов девичь-, ей красоты, невинности, возможностей породили разнообра-,г зие магических приемов стимуляции ее роста (включая вер-.*.

1 Богаевский Б. Л. Колосья волос // Изв. Отд. русск.яз. и слов. АН -СПб., 1912. -С.7.


Основные виды и жанры
_________ народного художественного творче ства

бально-музыкальные формы); коса символизировала девичье «Я» — красу (красоту), волю и стала персонифицированным объектом молодежных весенних обрядов под названиями Ко­са, Красота, Девушка, Невеста. Эти обряды являлись важной частью календарных праздников, и в то же время в них мож­но предполагать трансформированные признаки молодежных и женских переходных обрядов.

В северных губерниях при нарядном головном уборе девушки распускали волосы. Эта старинная прическа счита­лась особо торжественной. Именно таким образом причесы­вались девицы при венчании, во время причащения в церкви, при похоронах родителей. «Особым образом причесывались согрешившие до брака девушки «покрытки» (распущенные волосы повязывая платком), а также старые девы и вдовы».

Замужние крестьянки в отличие от девиц обычно за­плетали волосы в две косы на висках и завязывали их надо лбом, образуя «рога», или закручивали узлом на затылке. Иногда волосы, не заплетая, прятали под головной убор.

Согласно древнему обычаю, девичьи головные уборы не закрывали темени и представляли собой жесткий обруч или мягкую повязку, которые скреплялись на затылке лента­ми. Иногда эти ленты завязывали бантом или заменяли одной шелковой либо бархатной полосой, сплошь расшитой золот-ными нитками.

Повсеместно девушки носили красные узорные платки, сложенные по диагонали в несколько рядов, что называлось «в складку». Спереди подкладывали картон, а концы завязы­вали сзади под косой. На юге такой убор мог быть дополнен воткнутыми цветами, птичьими крашеными перьями. Столь же популярным было среди русских девиц ношение платков, сложенных «на уголок» по диагонали с повязанными под подбородком концами.

Южнорусские головные уборы отличались яркостью и насыщенностью декора. Для их создания использовались са­мые различные отделочные материалы: позумент, блестки, тесьма, пуговицы, бисер, птичьи перья, шерстяная бахрома помпоны и т.п.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...