Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы).




Антонович Н. Асмодей нашего времени (любое издание).

Овсяннико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции (любое издание).

 

Семинарское занятие № 6

ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.К. ТОЛСТОГО

ПЛАН

Мировоззренческая позиция А.К. Толстого (отношения с редакцией некрасовского «Современника», революционными демократами, взгляд на социализм, назначение литературы и искусства, проблему художника).

Суждения А.К.Толстого об историческом развитии России: «европеизм» писателя.

3. «Князь Серебряный» (1862) в традиции «вальтерскоттовского» романа:

– особенности конфликта, место любовной коллизии в романе;

– характеристика Никиты Серебряного, черты «лишнего» и «маленького» человека в главном герое;

– особенности образа Елены Морозовой

Образ Ивана Грозного в романе «Князь Серебряный» и в первой пьесе драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1864).

Образ царя во второй и третьей пьесах драматической трилогии А.К. Толстого («Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).

ЛИТЕРАТУРА

История русской литературы XIX века: Учебник: В 2 т. / С.М. Петрова. – М., 1963. – Т. 2 (соответствующие главы).

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века: Учебник. – М., 1962 (соответствующие главы).

История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы).

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы).

Произведения А.К. Толстого (любое издание).

Колосова Н. Рождение трилогии // Толстой А.К. Драматическая трилогия. – М., 1987. – С. 7–12.

 

Семинарское занятие № 7

ДРАМА «ГРОЗА» А.Н. ОСТРОВСКОГО

КАК РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ

ПЛАН

Театр Островского как модель национального мира.

Гроза» как русская национальная трагедия.

3. Социальное и нравственно-этическое содержание конфликта, социум «Грозы» как отражение мира русской патриархальности. Дикой и
Кабаниха.

Принципы создания типического. (Сравнить образы пьесы Островского с другими произведениями русской классики).

Кулигин – герой-резонер калиновского мира.

6. Борис и Варя.

Христианские и фольклорно-мифологические основы образа Катерины. 8. Лейтмотивы пьесы (песня, мотив птиц, полета).

Пространственно-временная организация повествования.

Гроза» в оценке русской критики.

ЛИТЕРАТУРА

Русская трагедия «Гроза» в русской критике и литературоведении. С-Пб., 2002.

Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (конспект).

История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы).

Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы).

Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М., 1967.

Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. – М.; Л., 1961.

Штейн А.Л. Три шедевра островского: Пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница». – М., 1967.

 

Семинарское занятие №8

Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

ПЛАН

1. Братья Карамазовы» как итог и обобщение творческих иска­ний Ф.М. Достоевского.

Своеобразие организации художественного мира (поэтика) романа (особенности жанра, сюжета, композиции, хронотоп, повествовательная структура и др.).

3. Природа семейного конфликта в романе. Христианский кон­текст этого конфликта.

Идеологическая полифония в романе (Дмитрий, Иван, Алёша, Смердяков, старец Зосима и др.).

Роль «Легенды о Великом инквизиторе» в идейной структуре романа (указанную работу В.В. Розанова законспектировать).

Женские образы в романе (Грушенька, Катерина Ивановна и др.).

7. Символический характер образа детства в романе (проиллю­стрировать цитатами из текста романа):

А) детские персонажные образы (Илюша Снигирев, Коля Красоткин, Лиза Хохлакова и др.);

Б) коллекция «анекдотов» Ивана Карамазова;

В) сон Мити в Мокром («Отчего дитё плачет?»);

Г) речь Алеши у Илюшечкиного камня.

Литература

Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». - Л., 1977.

Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском: Твор­чество Достоевского в русской мысли. - М., 1990. - С.74-85.

Ковач А. Иван Карамазов: Фауст или Мефистофель? // Достоевский. Материалы и исследования. Т.14. - СПб., 1997. - С.153-163.

Розанов В В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. - М., 1996.-С.11-113.

Фокин П.Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоев­ского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 12. - СПб., 1996. - С. 190-200.

Щенников Г.К. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. - Челябинск, 1996.

 

Семинарское занятие № 9

Повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»

ПЛАН

 

Эволюция мировоззрения Л.Н. Толстого и его творчество.

2. Особенности толстовского реализма в повестях позднего пе­риода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова сона­та», «После бала», «Отец Сергий»).

Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести.

4. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие ху­дожественной целостности, пластичность образа и др.).

Задание: проанализировать повесть «Смерть Ивана Ильича»

 

1. Почему автор сначала сообщает о смерти Ивана Ильича, опи­сывает его похороны, и лишь после этого следует рассказ о жизни героя?

2. Установите роль автора-повествователя в созда­нии образа Ивана Ильича:

· раскрыть оценочность авторского слова, как бы всесто­ронне освещающего героя;

· роль прямых авторских характеристик основных момен­тов жизни Ивана Ильича;

· как осуществляется возможность авторского проникнове­ния во внутренний мир героя?

Проследить, как изменяется метод ведения рассказа от начала к концу повести и то и в какой форме сообщает автор о жизни Ивана Ильича до болезни?

4. Когда слово предоставляется самому герою, когда появляется т.н. «внутренний монолог»? Как это связано с характером ге­роя, с его внутренними метаморфозами?

5. Осмыслить художественную логику изображения жизни Ива­на Ильича в конце повести, как бы заново пережитой уми­рающим.

6. Проследить закономерность в появлении, а также в изображе­нии людей, окружающих Ивана Ильича, по ходу развития сю­жета. Какой это имеет смысл?

Почему мужик Герасим появляется только в начале и в конце повести, какую роль этот образ в идейной структуре текста?

Литература

Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении JI.H. Толстого // Литература в школе. - 1991. - № 1. — С.2-15.

Набоков В В. Лекции по русской литературе. - М., 1996. - С.307-318.

Маймин Е.А. Лев Толстой. - М., 1978. - С.15-157.

Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. - М., 1978. - С.239-248.

Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психо­поэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М., 1999. - С.321-337.

 

Семинарское занятие № 10

Поэтика чеховского рассказа

ПЛАН

Чем обусловлены черты художест­венной оригинальности чеховской прозы?

Практическое задание (работа с текстом):

5. Особенность повествовательной структуры рассказа «Тоска» (1886):

· особенности композиционного построения;

· «внешний» и «внутренний» ракурс повествовательного «видения» образа Ионы;

· система средств создания образа и характер их взаимоотношений;

· роль диалогов в структуре рассказа;

· специфика соотношения субъекта речи и субъектов соз­нания в рассказе;

· роль сюжета и фабулы в раскрытии идеи чеховского рассказа.

6. Анализ идейно-образной структуры рассказа «Дом с мезони­ном» (1896):

· сравнительная характеристика усадеб Белокурова и Волчаниновых;

· характер развития взаимоотношений в рамках треуголь­ника: художник - Лида - Женя;

· способность к диалогу участников событий;

· кульминационное значение «идейного» спора художника и Лиды (в 3-ей главе);

· смысл названия рассказа и роль «открытого» финала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...