Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоги переписи населения 2002




Серьёзные изменения в нац. составе, связанные с полит., эконом. и соц. реформами, произошли в 90-ые: резкий подъём нац. самосознания, образование суверенных гос-в, демограф. кризис.

Анализ переписи показал следующие результаты:

1) в регионе несущественно изменялся удельный вес нерусского населения;

2) расширился список национальностей, проживающих в крае, с 124 до 137. Перепись не выявила 7 национальностей, но появилось 19 новых. Причина всплеска нац. самосознания – либерализация в деле определения этноса;

3) существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри края, кол-во старожильческих диаспор уменьшилось вследствие уменьшения естественного прироста. За счёт активной миграции и рождаемости стало больше: корейцев и китайцев на 24 %, киргизов в 2 раза, таджиков в 3 раза, а армян в 4;

4) небольшой рост коренных малочисленных народов. Причины:

· высокая рождаемость;

· самоидентификация метисов в связи с соц. поддержкой по ДЦП;

5) высокие темпы урбанизации: прибывшие мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируются крупные анклавы по этническому признаку.

В целом нерусское население, проживающее во всех городах и районах края, составляет до 30 %. В Норильске и Казачинском районе – 30-40 %, в Дудинке, Байките и Кировском районе – до 50 %, в Хатанге – 60 %, в Усть-Енисейске -80 %.

 

Национальные образовательные учреждения

Общественные объединения

Системное обучение в крае началось в 1920. До революции в Енисейской губернии насчитывалось 15 нац. школ: 8 хакасских, 3 латышских, 3 эстонских, 1 татарская.

1925 – число нац. школ возросло до 86. В конце 30-х гг. все учебные заведения западных национальностей переведены на русский язык обучения.

1941 – в крае работали 171 нац. школа, среди них 67 хакасских, 42 татарских, 16 эвенкийских, 11 якутских.

1950 – закон «Об образовании» и переход к обязательному основному образованию привели к расширению места русского языка в нац. школах. Ситуация усугубилась в связи с ухудшением мелких колхозов и совхозов и ликвидацией небольших поселений, поэтому многие нац. школы были закрыты. Исключение составили школы Хакасии, где в 1989 изучение хакасского языка велось в 77 школах из 255.

Положительные изменения произошли в 90-х гг.: резкий подъём нац. самосознания, вследствие чего увеличился интерес к возрождению родного языка, литературы и культуры.

2005 – в Красноярске в 20 образ. учреждениях преподают с этнокомпонентом. По одной школе имеют латыши, немцы, тувинцы, эвенки, эстонцы.

В 18 образ. учреждениях созданы классы языковой адаптации, открытые классы для детей цыган.

Применяются широкие формы языкового обучения: языковые школы, лингвистические лагеря, воскресные школы иностранных языков. Наибольшую активность проявляют немцы, евреи, поляки.

Национальные культурные объединения

1988 – появление первых нац. сообществ. Только в 2006 в крае их насчитывалось уже 60. В работе этих объединений принимает активное участие 50 национальностей. Большое кол-во культурных объединений имеют малочисленные народы. Координирование функций НКО выполняет правительство края и совет молодых нац. объединений.

Развитие национальных культур в крае

Главная цель – сохранение нац. обычаев, традиций, культуры.

1) 2003 – впервые проводился фестиваль нац. культур «Сроднила нас Сибирь»;

2) ежегодно в пос. Шушенское проводится международный этнический фестиваль «Саянское кольцо»;

3) ежегодные праздники и нац. дни культуры;

4) трад. нац. праздники: русская масленица, праздник рыбаков и оленеводов севера, татаро-башкирский сабантуй, праздник народов Азии Наврус, немецкий праздник весны, ежегодный украинский праздник Шевченковские дни, межнац. конкурс «Мисс Азия-Сибирь», спортивный турнир «Кубок нации», фестиваль казачьей песни «Енисейский меридиан».

Численность и расселение

По данным переписи 2002, в крае проживает 33 коренных национальности:

1) хакасы (Новосёловский, Шарыповский районы – 4,5 тыс. чел.);

2) чулымцы (охота, рыбалка)– компактное монопоселение (Тюхтетский, Бирюсский районы – 200 чел.);

3) эвенки (Эвенкия, Енисейский, Туруханский районы – 4,6 тыс. чел.);

4) якуты (Ессей – единственный в крае посёлок – 1370 чел);

5) кеты (село Байкит Туруханского района – 1,2 тыс. чел.);

6) селькупы (пос. Фарково Туруханского района – 415 чел.);

7) долганы (юг Таймыра – 5,8 тыс. чел.);

8) ненцы (северо-запад Таймыра, берег Енисея – 3,2 тыс. чел.);

9) энцы (пос. Воронцово и Потапово – 215 чел.);

10) нганасаны (центральный Таймыр – население уменьшается).

 

Этногенез

К приходу русских на Енисей в конце XVI начале XVII коренные народы проживали в различных племенах, несвязанных между собой. С течением времени мелкие этнические группы исчезли, причинами чего стали:

1) ассимиляция с русским и хакасами;

2) вымирание;

3) консолидация с местными племенами.

С карты Енисейского края исчезли юги, бахтинцы, асаны. Имелся обратный процесс, когда русское население растворялось среди местных народов, и сложилась новая этнографическая группа – затундренные крестьяне. В целом наблюдается этническая консолидация:

1) этнические группы юга слились в единую хакасскую народность;

2) многочисленные тунгусские племена, жившие раздельно и воевавшие с собой, после 1917 стали называться эвенками;

3) племена среднего Енисея образовали кетскую народность;

4) племена центрального Таймыра слились и образовали народ нганасаны;

5) на Таймыре в XIX сформировался новый этнос (долганы) путём слияния русских сторожил – эвенков и якутов. Из 3 языков победил якутский, который преобразовался в долганский.

Таким образом, термин «коренные народы севера» приобретает относительный смысл. После революции 1917 новые народы получили новые имена, образ жизни, быт и традиции:

1) тунгусы стали эвенками;

2) минусинские татары стали хакасами.

 

Современные этнические процессы в Красноярском крае

Самое сильное изменение трад. хозяйств вызвала коллективизация. Образование колхозов и промхозов в 30-50-ые гг. привели к тому, что многие оленеводы стали жителями посёлков, из-за чего поголовье оленей уменьшилось в десятки раз, а в отдельных посёлках полностью. Серьёзные изменения у коренных народов произошли в соц. сфере:

1) повышение образовательного уровня;

2) появление нац. интеллигенции;

3) появились свои учителя, врачи, учёные, письменность;

4) стали открываться нац. школы;

5) образование нац. СМИ;

6) освоение нетрад. занятий привело бывших оленеводов, охотников и рыболовов в новые сферы деятельности.

Изменения носили противоречивый характер:

1) создание школ-интернатов привело к отрыву от семей и забвению родного языка и культуры;

2) стало невозможным освоение трад. профессий;

3) перепись 2002 показала изменения образа жизни и культуры.

Традиционный образ жизни

 

 

Национальность Мужчины Женщины
кеты 29 % 0 %
эвенки 20 % 5 %
долганы 42 % 20 %
энцы 40 % 15 %

 

Чум на жилище используют 20 % жителей. Проживание в многонац. посёлках привело к смешанным бракам и повсеместному переходу на русский язык. Многонац. поселения есть у 3 наций: эвенки, долганы, ненцы. Многие из них живут вне поселений по 1-3 семьи, так называемых рыбточка, где они занимаются рыболовством на своих закреплённых участках.

Несмотря на отход от родного языка и культуры, смешанные браки, представители этноса не собираются менять свою нацию, следовательно, коренные народы увеличивают свою численность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...