Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общение с ребенком при высокой степени его отрешенности .




Отрешенность обозначает, что ребенок способен отчуждаться от всего происходящего вокруг него. У него отсутствуют какие-либо враждебные намерения к этому миру. Он видит во всем происходящем неинтересное и все то, что его не касается. Слово «отрешенность» является прямой противоположностью понятию «активность, общительность».

Отрешенность значит обозначает отчужденность, погруженность в себя.
Отрешенность – это происхождение не от мира сего, индифферентность, отстраненность.Отрешенный – это человек, которому дана сила воли для выживания в социуме и при этом у него не возникает необходимости в общении, он не вникает во все происходящее вокруг
Отрешенность считается душевная преграда, которая ограждает людей от неправильных поступков и чрезмерных всплесков эмоций.Отрешенность обозначает безучастность, задумчивость, отчуждение, транс.

Отрешенный человек характеризуется способностью человека ограждаться от воздействия этого мира.

С помощью этой черты, которой обладают многие люди, они могут добиться уравновешенности в поведении. Отрешенность предусматривает исключение действий негативного характера.

Отрешенность помогает людям правильно мыслить, что положительно влияет на очищение души. Отрешенность помогает человеку сохранить не только физическое, но и духовное здоровье. Это объясняется тем, что он ограничен от перенесения разнообразных стрессовых ситуаций.

Отрешенные люди очень часто раздражают общественность. Это объясняется тем, что они достаточно пассивны во время ссор в коллективе, а также не протягивают руку помощи при необходимости. Отрешенность человека может привести к тому, что окружающие люди не будут проявлять к нему никакого интереса.
В семье отрешенные люди никогда не указывают на недостатки и достоинства окружающих, что позволяет членам семьи откинуть человека на второй план и никогда не спрашивать о его мнении. В общении отрешенность не может помочь найти общий язык с окружающими. Отрешенные индивидуальности не могут занимать высокие дипломатические должности, так как они абсолютно не умеют общаться.Cоциальная отрешенность, в той или иной форме, присуща интернет-зависимым людям. Бегство в виртуальный мир от реальности, как одна из форм дестабилизации личностного развития фактором. Можно говорить о том, что одним из предикторов интернет -зависимого поведения является социальная отрешенность, выражаемая в попытке избегать живого общения, сторониться людей, предпочитая общение в виртуальном пространстве. Основополагающим фактором профилактики развития серьезных форм интернет -аддикции является своевременное обнаружение признаков социальной отрешенности, в частности, у подростков, которые в силу своих возрастных особенностей больше других подвержены возникновению зависимости от Интернета, и помощь в преодолении возникающих проблем путем распознавания причин, вызвавших у них данные изменения в поведении. В этом вопросе возрастает роль родителей подростков, склонных к подобному поведению, а также педагогов и психологов образовательных учреждений. 
 в коррекционной работе вообще нельзя торопиться и форсировать события. Развитие ребенка часто идет неравномерно, скачками, каждый раз он должен созреть, чтобы сделать следующий шаг в освоении мира, а затем опять долго осваиваться и пробовать новые способы жизни. Если мы будем слишком его подталкивать, это может, наоборот, отодвинуть очередной шаг.

Помощь и поддержка требуются такому ребенку на всем протяжении его развития. Часто взрослый ждет, что какой-то частный успех, достижение какого-то возрастного этапа даст кардинальное облегчение жизни всей семьи. Это связывается, например, с моментом, когда ребенок начнет говорить или пойдет в школу. Понятно, однако, что каждый успех в воспитании ребенка, в его социализации рождает не только новые возможности, но и новые проблемы, которые требуют от ребенка и его близких новых усилий. Естественно, что в какие-то моменты появляются разочарование и усталость - и тогда полезно оглянуться назад, на пройденный путь. Только обращенный в прошлое взгляд позволяет по-настоящему оценить, что означает появление этих новых проблем. Основа – медико-психолого-педагогическая коррекция.

Этапы психологической коррекции:

1. Установление эмоционального контакта;

2. Стимуляция активности взаимодействия;

3. Снятие страхов;

4. Купирование агрессии, самоагрессии;

5. Формирование целенаправленного поведения.

Разумеется, воспитание аутичного ребенка требует от близких много душевных и физических сил, и необходимо научиться их сохранять, восстанавливать, распределять. В этом отношении огромное значение для родителей имеет установление эмоционального контакта с ребенком. Его привязанность, эмоциональная связь с ним становятся главным источником сил близких. Те родители, которые со стороны выглядят самыми стойкими, чаще всего как раз и не рассматривают воспитание ребенка как специальную трудную работу. Они не определяют для себя рубежных сроков, не сосредоточиваются на поиске какого-то идеального метода, приема, специалиста, могущего решить все проблемы. Конечно, они обычно тоже не могут избежать кризисов, но в целом им удается очень естественно жить, радуясь каждому новому шагу ребенка.

Опыт также свидетельствует, что нельзя экономить силы, замыкаясь только на проблемах. Надо всеми силами противостоять опасности аутизации всей семьи, помогать друг другу оставаться укорененными в жизни, сохранять родных, друзей, жизненные интересы и ценности. Это важно не только для поддержания стабильности, душевного равновесия, сил самих взрослых, но и для их непосредственной самоотдачи в общении с ребенком: наша способность радоваться жизни поможет и ему стать более активным, расширить круг своих интересов. Открытый дом, общение с семьями друзей, походы, путешествия - все это будет очень нужно ему в его последующих шагах по освоению мира.

 

Вопрос 28. Общение с ребёнком при высокой степени его ранимости и чувствительности при контактах.

Ребенка можно назвать ранимым и высокочувствительным, если он:

o обладает острым тактильным восприятием (не переносит ярлычков на одежде, не может носить жесткую обувь, колючие свитера, не любит прикосновений…);

o устает от громких звуков;

o болезненно реагирует на голод, холод и другой физический дискомфорт;

o легко перевозбуждается, быстро устает;

o сторонится детских игр с толкотней и телесным контактом;

o не любит мультиков с грубым юмором (вроде старых диснеевских про Тома и Джерри или дятла Вуди);

o сильно переживает, когда случаются разлады в семье;

o настроение взрослых чувствует раньше их самих («Мама, ты расстроена?», «Папа, ты сердишься?»);

o плохо переносит ругань и наказания;

o отличается необычным вниманием к деталям.

На первый взгляд может показаться, что такому ребенку «все не так», что он чересчур избалован и капризничает.

В России, с ее нелегкой историей, сложилось несколько презрительное и грубоватое отношение общества к людям с тонким устройством. Поэтому даже любящие родители часто стремятся «вылечить» свое чадо от чувствительности, чтобы помочь ему адаптироваться к суровым жизненным реалиям. Но это большая ошибка – не только потому, что подобные попытки причиняют ребенку боль, но и потому, что тип нервной системы изменить нельзя.

Кроме того, высокая чувствительность – это редкое достоинство, дающее человеку дополнительные возможности. Конечно, если смотреть на мир как на поле боевых действий, то к войне ранимые люди не приспособлены. Но именно такие личности больше всего склонны привносить в мир красоту.

Как помочь

Лучший способ помочь ранимому и высокочувствительному ребенку – создать для него максимально благоприятные условия:

o поддерживать дома дружественную атмосферу;

o общаться с ребенком спокойно, без криков и упреков;

o научить его отделять свои чувства от чужих;

o не перегружать лишней информацией;

o учить делать выбор;

o оберегать от негативного влияния внешней среды: искать такое детское учреждение, где ребенок будет чувствовать себя хорошо;

o беречь от физических и эмоциональных перегрузок, учить его отслеживать моменты усталости и сообщать об этом другим («я устал», «я хочу побыть один»);

o если в семье есть высокочувствительный взрослый, постарайтесь, чтобы ваша «орхидея» наладила с ним контакт – такой взрослый может оказать ребенку большую поддержку.

Высокочувствительные дети часто отличаются чуткостью и вниманием к переживаниям других, что вызывает соблазн (особенно у мам) обращаться к ним за сочувствием и поддержкой. С этим соблазном нужно бороться, так как он ставит ребенка в сильную позицию по отношению к взрослому. Единственная опора для человека в детстве – родители, и это они должны его поддерживать, а не наоборот.Лучше показать ребёнку положительный пример самостоятельной заботы о себе – так и он будет учиться заботиться о себе сам.

 

Вопрос 30. Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов

Тревожность – способность человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать чувства страха и тревоги

. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Часто она служит показателем психологического неблагополучия человека.

 

В настоящее время растет число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. Связанные с тревогой неприятные чувства мешают детям не только в эмоциональном плане, но и препятствуют их социальному и интеллектуальному развитию.

 

Тревожный порог

 

Сама по себе тревожность показывает внутреннее отношение ребенка к определенным ситуациям, по ней можно многое узнать об отношениях со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Он может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Вместе с тревогой и ощущениями неуспеха у такого ребенка постепенно формируется отношение к себе как к слабому и неумелому. А это, в свою очередь, порождает общую установку на неуверенность

в себе и сниженную самооценку. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека

 

 

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагогов или родителей передается ребенку.

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Страх – “первая производная” тревоги. Его преимущество – в его определенности, в том, что он всегда оставляет свободное пространство. Если, например, я боюсь собак, я могу гулять там, где собак нет, и чувствовать себя в безопасности. В случаях ярко выраженного страха его объект может не иметь ничего общего с истинной причиной тревоги, породившей этот страх. Ребенок может панически бояться школы, но во основе этого лежит семейный конфликт, глубоко им переживаемый. Хотя страх по сравнению с тревогой дает несколько большее чувство безопасности, все же и это состояние, жить в котором очень трудно. Поэтому, как правило, переработка тревожных переживаний на стадии страха не заканчивается. Чем старше дети, тем реже проявление страха, и тем чаще – другие, скрытые формы проявления тревоги.

Прибежищем многих детей, их спасением от тревоги является мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его неудовлетворенные потребности. Сама по себе, фантазия – замечательное качество, присущее детям. Позволяющая человеку выходить в своих мыслях за пределы действительности, строить свой внутренний мир, нескованный условными рамками, творчески подходить к решению различных вопросов. Однако, фантазии не должны быть полностью оторваны от реальности, между ними должна быть постоянная взаимная связь.

Тревогу бывает очень трудно разглядеть за агрессивностью. Самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае, унижающие других, тревожными отнюдь не выглядят. Его речи и манеры небрежны, одежда имеет оттенок бесстыдства и излишней “раскомплексованности”. И, тем не менее, нередко в глубине души у таких детей скрывается тревога. А поведение и внешний вид – лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить, как хотелось бы.

Другой, часто встречающийся исход тревожных переживаний – пассивное поведение, вялость, апатия, безинициативность. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешился за счет отказа от любых стремлений.

Пассивное поведение - “апатия” - нередко возникает при гиперопеке детей со стороны родителей, при “симбиотическом” их сосуществовании, когда старшие полностью выполняют все желания младших, получая взамен полностью послушного ребенка, но лишенного воли, инфантильного, не имеющего достаточного опыта и социальных навыков.

Другая причина пассивности – авторитарное воспитание в семье, требование беспрекословного послушания родителям, назидательные инструкции: “Не делай то-то и то-то” способствуют появлению у ребенка источника тревоги из-за боязни нарушить предписание.

Апатия часто является следствием безуспешности других способов адаптации. Когда ни фантазии, ни ритуалы, ни даже агрессия не помогают справиться с тревогой.

 

 

Как психолог может помочь тревожному ребенку

 

В результате психологи вместе с повышенной тревожностью часто диагностируют у таких детей не только неуверенность в себе, но и различные внутренние конфликты, связанные со сферой общения, преобладание отрицательных эмоций. Психическое перенапряжение, возникающее из-за постоянного ожидания неприятностей, приводит у них к нарастающей раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

 

Часто родителей беспокоит низкая самооценка ребенка, но в этом случае она – лишь следствие повышенной тревожности, и начинать коррекцию нужно именно с нее.

 

Так как тревожность возникает в семье и часто является семейной чертой, то одним из направлений, которыми может следовать психолог в своей работе может быть семейная психотерапия. Другим вариантом может быть работа игровая терапия с детским психологом, где ребенок учится расслабляться, общаться и играть с другими ребятами.

 

Но самым важным в коррекции повышенной тревожности является семейное окружение. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. И до того, как ребенок пойдет в школу, его научение фактически предопределяется семьей. Родители, братья и сестры выступают для него как наиболее значимые люди, с ними ребенок взаимодействует ежедневно.

 

Психологом может использоваться такая психодиагностическая методика, как тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. Данный тест включает в себя 14 рисунков отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размеру точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из них изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате, индивидуально с каждым ребенком. В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.

Двусмысленность рисунков в методике имеет "проективную" нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

 

Большую популярность приобрела концепция явлений тревожного ряда Ф.В. Березина, в которой выделены эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере нарастания состояния тревоги: ощущение внутренней напряженности, раздражительность, собственно тревога, страх, ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, тревожно-боязливое возбуждение. Этот подход позволяет провести различия между конкретным страхом, как реакцией на объективную, однозначно понимаемую угрозу, и иррациональным страхом, возникающим при нарастании тревоги и проявляющимся в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается последний, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу. В этом плане тревога и страх представляют собой разные уровни явлений тревожного ряда, причем тревога в собственном смысле слова предшествует иррациональному страху.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...