Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Понятие о патопсихологии, нейропсихологии, психопатологии




Любая наука развивается во взаимодействии с другими науками и под их влиянием.

Пато психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, а также изучающая закономерности искаженно-отражательной деятельности мозга (изучает свойства личности, характера) – клинический психолог.

Психо патология – отрасль медицины, раздел психиатрии, изучающие общие закономерности и развитие психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, особенности, наблюдаемые при них (патогенез, симптом, синдром, протекание болезни) - психиатр.

Нейропсихология - изменения психической деятельности, которая возникает в результате очагового поражения мозга. Изучение динамической локализации психических функций, соотношение психологических функциональных структур с морфологическими мозговыми макро- и микроструктурами в норме, но понимаемыми через патологию.

 

Патопсихология, возникла на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Зейгарник, Поляков и др.), и нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (Лурия, Хомская и др.).

Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Область применения патопсихологии: трудовая, судебная, воинская, детская.

Задачи патопсихологической работы в клинике детского возраста: ПМПК, диагностика, прогноз, отбор, восстановление, коррекция, профилактика, реабилитация.

Вопрос 5.

История развития КП. Работы Бехтерева, Корсакова.

Понятие об естественном эксперименте Лазурского.

1890 гг. - Вильгельм Вунд (Франция) впервые начал применять психологические методики для исследования психических больных.

Поль Жане (Франция) 1890 г. – ввел термин «мед. псих-я». Считал: большое внимание надо уделать не только психодиагностике, но и психокоррекции.

В России 1880 гг. Бехтерев 1885 г (Казанский университет) первый преподавал медицинскую психологию, основал особый раздел знаний «Патопсихология», основал С-Пб гос псих. Институт (сейчас им. Бехтерева) одно из ведущих псих. учреждений Европы. Изучал особенности интеллекта у пациентов со слабоумием. Исследовал ассоциативный процесс у шизофреников (применял творчество). Разработал большое количество экспериментальных методик (вместе с Волгачком) «Методика сравнения и определения понятий» (после того как сам перенес, после перегруза в работе - стал этим заниматься)

Требования к экспериментальным психологическим методикам: - метод должен быть простой, - портативной, - апробирован на большом кол-ве людей

Корсаков, Токарский в Москве 1886 г. Корсаков (кц 19, нч 20 вв) экспериментально-психологические методики

1911 г. Бернштейн – 1-я книга о методиках эксперимент.-псих. исследований.

1914 Рыбаков. Атлас «псих-ое исследов. личности»

Выготский развитие высших психический функций. Основано на биологическом субстрате и является рез-том обучения, воспитания и общения. Поражение одних и тех же зон коры головного мозга имеет различное значение на разных этапах психического развития. Положил начало исследованию процессов распада мышления (при шизофрении, снижении интеллекта).

Мяснищев В Н - нарушение работоспособности при психических нарушениях. 1-й -понимание личности, как системы отношений

Лурия – психосоматика. Внутренняя картина болезни (сын - нейропсихолог)

 

Бехтерев В.М.. В 1918 г. - им был создан институт по изучению мозга и психологии деятельности (невропатологии и психиатрии). Исследовал симптомы патологии чувствительности, осмысления природы гипноза, широко использовал эксперимент, комплексное изучение деятельности человеческого мозга (объединение морфологии, гистологии, патологии, эмбриологии НС, психофизиологии, психиатрии и др), развивал идеи Павлова. Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики.

Психиатрическая клиника С. С.Корсакова - понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Известный «корсаковский синдром» «болезнь Корсакова» (Корсаковский психоз). дал новые представления о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления памяти на долговременную и кратковременную. выделял следующие периоды: 1) продромальный; 2) период расцвет,; 3) период стационарный; 4) период выхода из болезни. Понимание симптомокомплекса, он уже тогда указывал, что различные симптомокомплексы и течение болезни могут заменять друг друга, получая своеобразный оттенок при каждой болезни.

А. Ф Лазурский (С-Пб НИИ) (ученик Бехтерева) – понятие естественного эксперимента (исследов. в усл. привычн. для пациента) недостаток – необъективность. Учебник «Психология общая и экспериментальная» он раздвинул границы эксперимента в психологии, применяя его в обычных условиях повседневной жизни, и сделал предметом экспериментального исследования конкретные формы деятельности и сложные проявления личности (в ходе организации досуга больных).

Вопрос 6.

Принципы экспериментально-психологического исследования

В клинической психологии.

1. Принципы количественного изменения способностей

2. Качественный анализ психической деятельности.

Тест «Векслера» – степень умственной отсталости

3. Использование проективных методик (требуют объективной проверки)

4. Принцип надежности. (самые лучшие тесты не имеют 100% результата, в лучшем случае 80%)

Психолог и даже врачи не ставят диагноз. В основном – ставят коллегия (комиссия).

Эксперимент должен выявлять и личностный фактор.

Как сам человек реагирует на сам факт обследования, как ведет в случае неудачи отношение к себе, к миру. Насколько мотивирован, эмоции, волевая деятельность; настрой.

Необходимо изучать изменения личности – дополнительные тесты (акцентуационного характера, личные опросники, исследование уровня самооценки).

Структура эксперимента должна давать возможность определения оставшихся сохранных психических функций, чтобы можно было проводить психокоррекционную работу на данные функции.

Принципы построения патопсихологического экспериментального исследования:

1) системный качественный анализ психической деятельности больного;

2) моделирование психической деятельности в экспериментальных условиях;

3) апелляция к личности больного, актуализация его личностных отношений;

4) активная позиция патопсихолога во время эксперимента, рассматриваемого как совместная с испытуемым деятельность;

5) выявление не только нарушенных, но и сохранных сторон психической деятельности для опоры на них в психокоррекционной работе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...