Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика расследования уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица




 

3 Пути решения и совершенствования борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей

 

3.1 Проблемы расследования преступлений связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей

 

 

В ходе проведения анализа взимания таможенных платежей, динамики уклонения от уплаты таможенных платежей, а так же анализа деятельности таможенных органов по борьбе с экономическими преступлениями, выявились ряд проблем в части борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей.

Во-первых, манипуляция с кодами товара в соответствии с ТН ВЭД ТС, используемые для занижения стоимости товаров.

Во-вторых, подделка разрешительных документов необходимых для представления в таможенные органы, нарушающие запреты и ограничения.

В-третьих, нарушение таможенных процедур, позволяющее скрывать факт нецелевого использования товаров.

В-четвертых, несовершенство законодательства и ведомственной нормативной базы создает предпосылки к необоснованному увеличению затрат, снижению качества работ и нерациональному расходованию бюджетных средств.

В-пятых, заявление недостоверных сведений о стране происхождения товаров, чтобы воспользоваться тарифными преференциями и льготами.

В-шестых, долгий и сложный процесс выявления факта правонарушения и его расследование. Сложность в получения сведений о производителе и продавце товаров, проверки подлинности сертификатов происхождения товаров, назначением товароведческой и химической экспертизы, выездные таможенные проверки, совместные мероприятия с контролирующими и правоохранительными органами.

В-седьмых, распространенные способы незаконного перемещения товаров через таможенную границу. А именно декларирование товаров не своим наименованием, перемещение товаров и транспортных средств, при наличии таможенной декларации и других документов с недостоверными в них сведениями, ввоз/вывоз товаров помимо таможенного контроля, ввоз/вывоз товаров под видом транзитных товаров в другие страны, использование фальшивых идентификационных знаков и специальных марок.

В-восьмых, прозрачность законотворческого процесса и неопределенность содержания законов в сфере экономических правоотношений, представляют условия для противодействия экономики и росту экономической преступности.

Каждая страна в таможенной практике применяет свои методы предотвращения преступлений экономического характера. Эти методы разработаны в соответствии с классификацией экономических преступлений, совершаемых при пересечении границы данной страны, а также ее внутренних границ.

Стоит более подробно рассмотреть с позиции законодательного процесса по взиманию таможенных платежей и борьбы с их уклонением от уплаты.

При регламентировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Таможенное законодательство РФ состоит из Таможенного кодекса ТС и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей определена в статье 194 УК РФ

Первоначальная квалификация налогового преступления по статье 194 УК РФ предполагает установление:

1) характера и размера платежей, которые лицо обязано было произвести при перемещении товаров;

2) факта уплаты или неуплаты таможенных платежей;

3) вида и содержания действий, выполненных для легализации перемещения товаров без полной уплаты причитающихся таможенных платежей;

4) состава лиц, обязанных произвести таможенные платежи, и лиц, чьими действиями создавалась возможность их не оплачивать.

После установления факта уклонения (вне зависимости от способа, которым это посягательство было осуществлено) основные задачи следствия сводятся:

1) к оценке размера ущерба преступного посягательства;

2) к определению состава участников преступления и роли каждого из них в совершенном деянии.

До момента установления в ходе расследования указанных обстоятельств расследование производится согласно части первой статьи 194 УК РФ.

Оценка размера нанесенного ущерба производится по правилам, указанным в примечании к статье 194 УК РФ.

Субъектом налогового преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным представителем, он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС.

При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица:

1) незаконно перемещающие товары и транспортные средства;

2) участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения;

3) которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные на таможенную территорию ТС товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством РФ.

Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых или незаконно ввезенных товаров.

В случае если в ходе расследования было установлено, что в совершении налогового преступления участвовало более одного человека, следствию необходимо определить состав участников преступления и роль каждого из них в совершенном деянии.

На основании статьи 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Если указанное обстоятельство установлено, расследуемое дело подлежит переквалификации по пункту «а» части второй статьи 194 УК РФ.

По результатам изучения УК РФ были выявлены ряд проблемных вопросов, связанных с его применением в практической деятельности.

Так, УК РФ предусматривает проведение дознания дознавателями таможенных органов по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 188 (контрабанда) и статьи 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей). УК РФ определено условие, при котором таможенные органы вправе самостоятельно проводить дознание по уголовным делам по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ. Этим условием является возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, то есть когда к моменту возбуждения уголовного дела лицо, подозреваемое в совершении преступления, уже установлено.

Однако жизненные реалии таковы, что в большинстве случаев первоначально, при возбуждении уголовных дел по рассматриваемым статьям, подозреваемые лица отсутствуют. Водители и перевозчики, непосредственно перемещающие товар через таможенную границу, как правило, не имеют представления о его контрабандном характере.

Расследование уголовных дел о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей представляет особую сложность, требует назначения и проведения сложнейших документальных ревизий, многочисленных экономических, товароведческих и криминалистических экспертиз, истребования таможенных и банковских документов из-за рубежа, направления международных следственных поручений. Как правило, производство дознания по таким делам требует длительного времени.

В связи с этим отнесение Уголовно-процессуальным кодексом РФ указанных преступлений к категории очевидных, с сокращенным сроком и упрощенным порядком производства дознания, не соответствует объективному, фактическому положению дел с расследованием данного вида преступлений.

В целях обеспечения полного и объективного расследования преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, необходимо изменить форму предварительного расследования по составам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 188 и статьи 194 УК РФ. с дознания на предварительное следствие с передачей дел указанной категории в органы предварительного следствия МВД и ФСБ. В этой связи необходимо внести изменения в нормы УПК РФ, устанавливающие подследственность и полномочия по производству неотложных следственных действий.

В заключение хотелось бы отметить, что не только таможенные органы переходят на новые условия правоохранительной деятельности, но и в не менее сложных условиях оказываются иные правоохранительные органы и суды.

В сложившейся ситуации нам должен помочь многолетний опыт пресечения преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела. Имеются наработанные схемы взаимодействия различных подразделений таможенных органов и опытные сотрудники.

В связи с обновлением законодательной базы всем нам в ближайшем будущем потребуются высочайшая концентрация усилий, кадрового потенциала, а также выработка эффективных механизмов реализации правовых новаций в повседневной работе.

Создание и совершенствование криминалистической методики расследования уклонений от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, является актуальной научной задачей на протяжении всего последнего десятилетия.

Законодательство предусматривало достаточно высокие и, что очень важно, экономически адекватные санкции за деяния, направленные на неуплату или занижение таможенной пошлины. Деяния, направленные на уклонение от уплаты пошлины, наказывались так же строго и по тем же правилам, как и тайный провоз товаров - контрабанда. Взыскания исчислялись от размера неуплаченной пошлины, цены товара, при этом предусматривалась конфискация товаров, а при ее невозможности - взыскание их стоимости.

Уклониться объективно возможно от тех таможенных платежей, размер которых не точно установлен законодательством, а исчисляется в зависимости от ряда факторов, которыми объективно возможно манипулировать, влияя тем самым на размер платежа. Природа таможенных платежей, от которых объективно возможно уклониться, как правило, предполагает безвозмездность уплаты. В настоящее время в Российской Федерации на практике возможно уклонение от таможенных платежей: налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенной пошлины, таможенных сборов за таможенное оформление, таможенных платежей, взимаемых в упрощенном, льготном порядке по единым ставкам.

Порядок уплаты и возмездная природа остальных таможенных платежей практически исключают возможность уклонения от их уплаты.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, сформулировано в законе в виде формального состава преступления и не является длящимся.

Действующее законодательство в большинстве случаев за одно и то же деяние предусматривает максимальную штрафную санкцию, материально и экономически более неблагоприятную при квалификаций его как административное правонарушение (нарушение таможенных правил), чем при квалификации как уголовное преступление физического лица. Поэтому представляется, что санкция в виде конфискации за деяние, предусмотренное статьёй 194 УК РФ, должна быть восстановлена, однако объектом конфискации должно стать не имущество лица, а товары, за которые не уплачены таможенные платежи.

Обстановку совершения уклонений от уплаты таможенных платежей в качестве элемента криминалистической характеристики можно определить как систему взаимосвязанных между собой во времени подготовки, совершения и сокрытия данных преступлений объектов, явлений, процессов, характеризующих вещественные, технологические, пространственные, временные условия окружающей среды, социальные, экономические, правовые, психологические отношения между людьми в этих условиях и другие факторы объективной реальности, определяющие обстоятельства совершения преступлений.

Важными факторами обстановки, формирующими механизм уклонения от уплаты таможенных платежей и те или иные криминальные ситуации, являются стадии (формальные этапы) движения товара между внешним и внутренним рынком (рисунок 13).

Обращение товара на внешнем рынке

Пересечение таможенной границы

Доставка товара из пограничной во внутреннюю таможню

Временное хранение

Обращение товара внутри страны

Получение товара в транспортной организации, со склада временного хранения, регистрация товара в государственных органах, если это требуется по закону

Таможенное оформление

 

Рисунок 13 – Схема движения товара между внешним и внутренним рынком.

 

Применительно к ввозу стадии движения товара таковы. Сначала товар обращается на внешнем рынке, пересекая таможенную границу, товар поступает в таможню. В зависимости от условия таможенной процедуры производится временное хранение. Для помещения товара на хранение декларант обязан предоставить разрешительные документы и документы необходимые для оформления товара. После таможенного оформления представитель получает товар, и затем завершительная стадия, это обращение товара внутри страны. На протяжении всего этапа движения товара от внешнего рынка до внутреннего существует угроза уклонения от уплаты платежей.

Способ уклонения от уплаты таможенных платежей заключается в фальсификации или избежание нормального, законного порядка прохождения товаром установленных законодательством стадий движения товара между внешним и внутренним рынком путем сокрытия обязанности уплаты, личности плательщика или занижения суммы таможенных платежей. Рассмотрев этап движения, перемещения, хранения, оформления, оборота товара выделяется угроза уклонения преступления в части уклонения от уплаты таможенных платежей.

Многообразие способов можно условно свести в четыре основные группы (рисунок 14).

 

 

Способы, связанные с нарушением условий предоставленных при таможенном оформлении льгот или требований таможенной процедуры

Способы, связанные с предоставлением недостоверных данных, послуживших основанием для начисления таможенных платежей

 

Способы, связанные с недоставкой при перевозке товаров между таможенными органами

 

Способы, связанные с временным хранением товаров

 

 

Рисунок 14 – Способы уклонения от уплаты таможенных платежей.

 

Наиболее ярким признаком совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей проявляются при применении метода сравнения, когда объектом исследования является деятельность по серийному совершению преступлений. Вероятность обнаружения способа преступления больше, чем больше совокупность социальных, качественных, документальных и временных признаков.

Главной целью преступлений, совершаемых в таможенной сфере, является получение неконтролируемой государством сверхприбыли от реализации (перепродажи) товаров, перемещаемых через таможенную границу. Уклоняется от уплаты таможенных платежей в экономическом смысле всегда тот, кто получает блага от обладания товаром, не выполнив при этом обязанность уплатить таможенные платежи.

Наиболее актуальным, типичным, часто повторяющимся является решение следующих тактических задач предварительного расследования:

1) Установление места, времени и лица, перемещающего товар через таможенную границу ТС.

2) Определение точной суммы неуплаченных таможенных платежей.

3) Установление способа совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей посредством анализа документов.

4) Обнаружение и изъятие товаров, за которые не уплачены таможенные платежи.

5) Преодоление противодействия расследованию.

Для разрешения следственных ситуаций и достижения целей расследования могут быть проведены характерные тактические операции: по изъятию товара; по разоблачению лжи о перегрузке товара в пути; по задержанию лжеполучателей; по собиранию уголовно-значимой информации о преступлении, способ приготовления и совершения которого связан с использованием электронной почты глобальной компьютерной системы «Интернет», и т.п.

С 1 января 2014 года таможенные органы обязали участников ВЭД подавать декларации на товары только в электронной форме. Соответственно таможенные платежи рассчитываются автоматически тем программным обеспечением, которое выбирает и приобретает участник ВЭД самостоятельно. Программное обеспечение может рассчитать таможенные платежи неверно при условии, что неправильно указан классификационный код по ТН ВЭД ТС, указана стоимость товара или выбран курс валюты на иную дату, чем дата подачи декларации на товары. Однако не следует забывать, что программное обеспечение не идеально и иногда дает сбои.

Расследование уклонений от уплаты таможенных платежей, совершаемых транснациональными преступными группами, имеет ряд особенностей: по обнаружению признаков деятельности транснациональной преступной группы; планированию мероприятий по преодолению противодействия расследованию; использованию факторов скрытности, внезапности в целях энергичной, скоростной борьбы за информацию о механизме преступления посредством информационного взаимодействия с правоохранительными органами других стран; подготовке просьб о правовой помощи в интересующие следствие страны.

Одной из обязательных составляющих расследования уклонений от уплаты таможенных платежей является принятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению обнаруженных преступлений, которые должны быть осуществлены незамедлительно для недопущения повторения и тиражирования того или иного способа преступления, для недопущения нанесения дальнейшего ущерба федеральному бюджету.

Можно сделать вывод, что основными проблемами в расследовании преступлений связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей является несовершенствование законодательной базы, поимка преступника, долгие судебные разбирательства, получение недостоверной информации и сам тяжелый процесс расследования, начиная от выявления нарушения и заканчивая судебными разбирательствами, расследованием и пресечением, факт скрытия.

Основными способами уклонения от уплаты таможенных платежей заключается в фальсификации или избежание нормального, законного порядка прохождения товаром установленных законодательством стадий движения товара между внешним и внутренним рынком путем сокрытия обязанности уплаты, личности плательщика или занижения суммы таможенных платежей. Решить эти проблемы можно с помощью тщательного отслеживания схем уклонения от уплаты платежей. Большая помощь в расследовании преступлений поможет взаимодействие таможенных органов, правоохранительных, налоговых, судебных, чтобы ускорить процесс выявления факта правонарушения и расследования. По сей день, остро стоит проблема в сложности получения сведений о производителе и продавце товаров, проверки подлинности сертификатов происхождения товаров, назначением товароведческой и химической экспертизы, выездные таможенные проверки, совместные мероприятия с контролирующими и правоохранительными органами. Более отлаженный механизм расследования преступлений связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей поможет быстрее решить сложившиеся проблемы.

 

3.3 Направление методов пресечения уклонения от уплаты таможенных платежей

 

 

Решить задачи уголовно-правовой борьбы с уклонением от уплаты налогов можно путем совершенствования уголовного законодательства и, что не менее важно, соответствующей правоприменительной практики. Проблема уголовно-правовой охраны финансовой сферы - это проблема дефицита не столько самих уголовно-правовых норм, сколько практики их применения. Применение уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, сегодня вызывает трудности, связанные с тем, что уголовное, административное, таможенное и налоговое законодательство не унифицировано, а деятельность налоговых, таможенных и правоохранительных органов по применению санкций зачастую не согласуется.

Политические и социально-экономические преобразования в России повлекли за собой обновление механизма правового регулирования, управления внешнеэкономической деятельностью. Как отмечалось ранее, преступность во внешнеэкономической сфере - сложное общественное явление. Её следует рассматривать с различных точек зрения: социально-политической, правовой, психологической, а также с позиций государственных органов, обеспечивающих защиту общества от подобных преступлений. С точки зрения правоохранительных органов - это угроза безопасности личности, общества, государства. Главная трудность в том, что борьба с преступлениями во внешнеэкономической и налоговой сфере, в том числе и с уклонением от уплаты таможенных платежей, предполагает не только меры, направленные непосредственно против них, но также, на нейтрализацию факторов, непосредственно способствующих их возникновению и развитию.

Задача обеспечения эффективной борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует осуществления системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода преступной деятельности. Государственная власть создает новые органы с особыми полномочиями для социального контроля за ВЭД.

Объектами контроля применительно к нашему исследованию являются материальные и финансовые средства, различных структурных звеньев экономики, проводящих внешнеэкономические операции. Одной из основных целей контроля в сфере ВЭД является предупреждение и выявление преступлений, предусмотренных ст.194 УК РФ. Условно виды контроля и органы его осуществляющие, следует разделять на два блока - экономический и правоохранительный. Экономический блок осуществляется посредством банковского, аудиторского контроля.

Базовый правоохранительный институт в сфере ВЭД участвует в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба пополняет государственный бюджет. Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция, осуществляя которую, они активно участвуют в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. ФТС России закреплен в Таможенном кодексе Таможенного Союза и регламентируется другими нормативно-правовыми актами.

Основными задачами ФТС России являются:

- участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Российской Федерации;

- обеспечение в пределах своей компетенции единства таможенной территории Таможенного Союза;

- защита экономических интересов Российской Федерации;

- организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;

- организация и совершенствование таможенного дела в Российской Федерации;

- обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации;

- обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

ФТС фактически является еще одной российской спецслужбой, так как согласно положению о Государственном таможенном комитете, «обеспечивает выполнение таможенными органами Российской Федерации в соответствии с действующими законодательными актами функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность».

С появлением ФТС как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими и правовыми рычагами воздействия произошло изменение расстановки сил и средств в обеспечении экономической безопасности страны.

Задачи правоохранительных органов по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей представлены в следующем виде:

- разработка и реализация социальных мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей;

- выделение приоритетных направлений этой борьбы исходя из специфики криминального "маркетинга" такого деяния, как уклонение от уплаты таможенных платежей;

- обеспечение социальными силами и средствами закрепления новых экономических отношений путём их защиты от преступных посягательств.

Важнейшая функция работы правоохранительных органов состоит в организации системного противодействия возникающим угрозам экономической безопасности государства. Данная функция служит выработке общего замысла и тактике противодействия криминальным действиям, координации усилий отдельных правоохранительных органов и обеспечению их взаимодействия путём существенного расширения информационных ресурсов за счёт объединения их возможностей.

Формы и методы преступной деятельности постоянно совершенствуются. Качественными характеристиками организованных преступных групп и сообществ являются закрытость и защита от «утечки» информации, свидетельствующими о преступной деятельности не только пассивными (подделка документов), но и активными (контролирующая работа, уничтожением материальных объектов, могущих служить доказательством преступной деятельности) методами. Наряду с закономерностями возникновения доказательств действует закономерность их исчезновения. Доказательства могут не возникнуть в таком количестве, чтобы быть обнаруженными современными средствами и методами, либо их количество окажется недостаточным для раскрытия преступления. Имеются в виду объективные процессы, не зависящие от качества расследования и субъективных качеств следователя.

Отмечается усиление давления на сотрудников таможенной службы криминальными структурами. Преступники, действуя все более изощренно, стремятся удержать свои позиции. Чтобы склонить таможенников к сотрудничеству, используется шантаж и нападения на членов их семей.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение котоҏыҳ потребует совместных усилий других правоохранительных структур, прежде всего оперативных аппаратов отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Безусловно, каждому правоохранительному органу необходимо самостоятельно решать собственные задачи, самостоятельно определять новые ориентиры для решения вопроса обеспечения экономической безопасности и в рамках действующего закона применять на практике различные способы решения этих вопросов. В решении вопросов борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей руководителям территориальных подразделений, необходимо шире использовать современные методики. Только эффективный налоговый контроль способен оказать огромное влияние на налогоплательщиков и предотвратить совершение налоговых преступлений и правонарушений. Практика подтверждает это мнение. Наиболее эффективным способом его проведения являются совместные проверки налогоплательщиков силами таможенных органов, МВД, ФТС РФ.

Вопросы взаимодействия в ходе раскрытия и расследования экономических преступлений находятся в центре внимания государственной власти. Под взаимодействием следует понимать осуществляемую в рамках действующего закона совместную, согласованную по цели, месту и времени деятельность равноправных субъектов предупреждения преступлений.

Проблемы организации взаимодействия государственных органов в деле обеспечения внешнеэкономической безопасности можно представить как:

- межгосударственное взаимодействие;

- взаимодействие между правоохранительными органами;

- внутриведомственное.

Для решения проблемы представляется необходимым:

1) совершенствовать деятельность таможенных, налоговых и правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности страны посредством определения и нормативного закрепления границ полномочий и функциональных обязанностей в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей таможенных органов, ФСБ, налоговых органов, прокуратуры;

2) аналитическим подразделениям таможенных органов и других подразделений разработать методику координации и взаимодействия практических органов при проведении совместных операций. Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия правоохранительных органов возможно лишь при условии соблюдения ими принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению внешнеэкономической безопасности, при безусловной ориентации на интересы общего дела.

Объективные процессы, происходящие в России в связи с реформами, вызвали кроме позитивных и негативные последствия. Так, произошла интенсивная интеграция российской преступности в международную. Организованная преступность, затрагивающая внешнеэкономическую сферу, сейчас всё более носит трансграничный и транснациональный характер.

Немаловажное значение при этом имеет создание необходимой правовой основы сотрудничества таможенных органов и правоохранительных органов других стран. Существенную специфику имеет сотрудничество членов СНГ в деле борьбы с преступностью. Эта специфика обусловлена наличием «прозрачных границ» между ними. Без тесного оперативного сотрудничества между правоохранительными органами республик СНГ невозможна эффективная борьба с преступностью.

Фискальная деятельность таможенных органов, а именно исчисление и взимание таможенных платежей реализуется в большей степени при подаче декларации на товары и ее выпуске. Однако, участники внешнеэкономической деятельности допускают нарушения, которые влияют на размер исчисленных, а соответственно, взимаемых таможенных платежей. Все ошибки участников внешнеэкономической деятельности были разделены на три группы:

1) правонарушения, совершаемые из-за неправильного толкования или незнания норм таможенного законодательства ТС (неправильный выбор метода определения таможенной стоимости, неправильное присвоение товару классификационного кода товара по Е ТН ВЭД ТС, неправильное исчисление таможенных платежей программным обеспечением);

2) правонарушения, совершаемые с целью уменьшить размеры таможенных платежей (недостоверное заявление страны происхождения товара, фальсификация товара, указание недостоверной информации о перемещаемых товарах);

3) правонарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей.

Были предложены меры борьбы с правонарушениями участников внешнеэкономической деятельности: законодательное пресечение подобных правонарушений и консультирование участников внешнеэкономической деятельности. Возможно, при применении предложенных мер борьбы увеличиться юридическая грамотность участников внешнеэкономической деятельности и как следствие произойдет снижение количества совершаемых правонарушений, а, соответственно, уменьшиться количество случаев уклонение от уплаты таможенных платежей.

С момента образования Таможенного союза существует проблема унификации налогового законодательства на территории Таможенного союза. Были разработаны и представлены следующие предложения по устранению давно наболевшей проблемы:

- введение единых ставок акциза и НДС на ввозимые товары на территории Таможенного союза;

- выделение института косвенного налогообложения в отношении ввозимых товаров;

- разработка методики института косвенного налогообложения для Таможенного союза.

От реализации представленных предложений в жизнь ожидается высокая эффективность новой унифицированной единой налоговой системы.

Делая выводы можно сказать, что в России методами борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей является ужесточение правового законодательства, внедрение новых технологий, информационная поддержка со стороны взаимодействия других органов. С каждым годом вводятся всё новые методы борьбы с правонарушителями в том числе перенимается зарубежный опыт, их методы пресечения уклонения от уплаты.

Анализ существующего законодательства и сложившейся практики его применения выявил, что особенности доказывания по делам об уклонении таможенных платежей проявляются в следующем:

- нормативные акты, регулирующие процесс уплаты таможенных платежей постоянно совершенствуются;

- эффективная борьба с таможенными преступлениями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей возможна лишь при тесном взаимодействии дознавателей, сотрудников оперативно-розыскных подразделений таможенных органов со следователями и оперативно-розыскными службами органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, работниками прокуратуры и инспекций МНС РФ по городам (районам); при возможности использования систем оперативно-справочных и криминалистических учетов МВД и ФСБ России.

Выявленные в ходе исследования способы совершения уклонения от уплаты таможенных платежей можно классифицировать по следующим признакам:

- способы, сопряженные с действиями, направленными на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или их занижение;

- способы, сопряженные с нарушением порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых представлены льготы по таможенным платежам;

- способы, сопряженные с проведением неправомерных операций с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенной таможенной процедурой;

- способы, сопряженные с нарушением порядка помещения товаров на хранение, их хранение и проведение операций и ними;

- способы, сопряженные с нарушением сроков уплаты таможенных платежей;

- способы, сопряженные с недоставлением в таможенный орган России товаров и транспортных средств.

Работа с доказательствами, осуществляемая в ходе доказывания по делам об уклонении от уплаты таможенных платежей, характеризуется целым рядом особенностей: выявлением признаков уклонения от уплаты таможенных платежей и тактикой проведения проверочных действий; анализом исходной ситуации; построением, разработкой версий и планированием расследования (с учетом следственной ситуации); особенностями тактики первоначальных и последующих действий.

Исследование практики производства дознания по уголовным делам, возбуждённым по ст.194 УК РФ, показало, что вне зависимости от ситуации первоначального этапа расследования, следственные действия по собиранию доказательств должны быть проведены в данных направлениях:

- истребование (запрос), изъятие и обеспечение сохранности документов, имеющих отношение к уголовному делу. Важность этой рекомендации в том, что обстоятельства, подтверждаемые документально, в большинстве случаев не могут быть достоверно установлены другим путем. Данное положение в полной мере касается и компьютерной информации, для предотвращения уничтожения которой следует использовать специалиста;

- фиксация обстоятельств происшедшего преступления (время, место, способ и другие обстоятельства). С этой целью устанавливаются и допрашиваются подозреваемый, свидетели, осматриваются товары, и транспортные средства за которые не уплачены таможенны<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...