Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Процессы групповой динамики.




Опираясь на последнее понимание термина «групповая динамика» можно выделить следующие важнейшие динамические процессы в малой группе:

· Процесс образования малых групп (+ процессы, которые делают группу группой, напр., феномен группового давления [неЛевин]). См. вопрос № 31, 32.

· Процессы групповой сплоченности (см. вопрос № 33);

· Лидерство и руководство (см. вопрос № 34, 35);

· Принятие групповых решений (см. вопрос № 36);

Эффективность группы и др.

 

31. Давление группы на индивида. Феномен конформизма.

32. Исследования Аша и современные представления о групповом влиянии.

Понимание конформизма:

  1. Поиск инфо, при помощи которой человек может сравнивать свое поведение с другими.
  2. Изменение взглядов человека при их сопоставлении со взглядами других людей.
  3. Социальное влияние группы на взгляды человека.

Конформизм возникает из конфликта между собственным мнением и мнением группы.

Эксперименты по изучению конформизма:

1. Шериф. Изучал онтогенетический эффект. Испытуемому показывают одну точку в темной комнате и спрашивают, чувствуют ли они перемещение точки, как она перемещается. Всего было три испытуемых, в первый день их взгляды сильно расходились, к концу эксперимента выработали групповую норму.

2. Милграм. Два испытуемых (учитель и ученик) один из которых помощник экспериментатора. Испытуемым сказали, что изучается возможность к запоминанию. Учитель может наказывать за неправильный ответ током (15-450 вольт). Из 40 учителей 25 дошли до 125 вольт, некоторые даже до конца, под давлением экспериментатора (мерзкие социальные психологи).

1) Аш. 1961 г. Несколько групп по 7-9 человек. Метод подставной группы: все в сговоре с экспериментатором кроме одного (наивный субъект). Группе показывают две карточки. На первой один отрезок, на второй три отрезка разной длинны из которой надо выбрать соответствующий по длине. Сначала вся группа называет правильный ответ (наивный субъект тоже). Потом вся группа начинает давать ложный ответ. 37% наивных субъектов поддавались давлению группы (все думают более правильно, мое мнение слабее; желание понравиться группе, быть как все). Эффект проявляется в полной мере, если группа состоит из 3-х человек, дальнейшее увеличение группы не ведет к усилению эффекта. Факторы влияющие на силу эффекта: авторитет членов группы, их профессиональная принадлежность, единодушие членов группы (если в группе находится ещё один несогласный, то это снижает эффект), возраст (чем старше, тем меньше конформность), половые различия (женщины отличаются большей податливостью групповому влиянию). С ростом трудности задания также увеличивается процент конформных ошибок.

Типы конфоромности.

Ø Внешняя конформность – уступчивость, избегание конфликта. Внешнее согласие при внутреннем несогласии.

Ø Внутренняя конформность – одобрение позиции большинства (Петровский называет это солидарностью с коллективом).

Божович: устойчивость личности – показатель высокого уровня её развития. Ребенок больше подчинен внешнему влиянию, А взрослый субъект уже способен действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений. При формировании устойчивости личности происходит развитие «внутреннего отражения», усложнение и совершенствование «внутренних факторов» (убеждений, направленности, форм поведения).

Информационная теория конформности.

Gerard, Deutsht. 1955. информационное и нормативное влияние – основные механизмы воздействия группы на своих членов. Информационное влияние – основано на информационной ценности мнений, высказанных другими (доверяют суждениям других больше, чем собственным). Информационное влияние – влияние меньшинства. Предъявляется новая информация → размышления по поводу этой информации → принятие информации → изменение мнения. Меньшинство убеждает потому, что не связано с нормой и свободно от предрассудков (при этом позиция меньшенства не должна изменяться в течение спора). Нормативное влияние – основано на потребности быть принятым и положительно оцененным другими (желание нравится, страх отвержения). Нормативное влияние оказывает большинство.

 

33. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию.

Групповая сплоченность – взаимные симпатии и антипатии в группе.

Подходы.

1. Социометрический: измеряют показатель эмоциональных связей в группе.

 

Групповая

Сплоченность

 
 


Количество взаимных

Положительных выборов.

число членов

группы

 

2. Леон Фестингер. Сплоченность – сумма сил, которые действуют на индивида, удерживают его в группе, сохраняют привлекательность группы и удовлетворенность ей (частота коммуникаций).

3. Картрайт. На сплоченность влияют:

· Совпадение личных потребностей с потребностями группы.

· Ожидания индивида

· Совпадение оценок разных событий

· Соотношение наград и потерь от пребывании в группе

Награды в группе: удовлетворение личных потребностей, ощущение безопасности, чувство принятия себя-любимого остальными, нормализация самооценки.

Потери в группе: усилия и время для налаживания отношений, необходимость взаимодействовать даже с неприятными членами группы, критика твоего мнения.

4. Теодор Ньюком. Важно согласие в ценностях.

5. Петровский А.В.

Слой это «страта»→ название концепции: стратеметрическая концепция.

 

Эмоциональная привязанность

 

ЦОЕ

Ядро – совместная деятельность

разделение целей деятельности

 

 

Сплоченность группы повышается при движении к ядру.

 

34. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.

Постулат социальной психологии: люди, входящие в группу не могут там находиться в одинаковых позициях по отношению к тому, чем занята группа (к целям ее деятельности), и друг к другу. Т.о., главный вопрос социальной психологии заключается в том, чтобы выяснить и уточнить, как организуется группа, и как она, после того как была организована управляется.

Ядро этого вопроса – проблема лидерства и руководства. Следует различать понятия «лидер» и «руководитель».

 

Критерий ЛИДЕР РУКОВОДИТЕЛЬ
Регуляция отношений в группе Регуляция межличностных отношений Регуляция официальных отношений
Группа Только в малых группах, т.е. в условиях микросреды Может быть и в малых, и в больших группа (макросреда)
Возникновение Стихийное, нерегламентированное Целенаправленное, руководитель назначается или избирается под контролем различных элементов социальной структуры
Стабильность явления Менее стабильно Более стабильно
Санкции и другие способы управления Нет жесткой системы санкций Есть жесткая санкций
Принятие решений Решение принимается быстро и просто Решение принимается долго и сложно, т.к. существуют множество опосредований

 

Определение: ЛИДЕР – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.

Характеристики лидера:

ü Более высокий уровень активности

ü Высокий уровень участие

ü Влияние на других членов группы. Механизм влияния в лидерстве рассматривается в контексте феномена идентификации. Идентификация – следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Пр.: исследование Дубовской и Кричевского. Исследовали школьный коллектив детей. Они писали сочинение, просвещенное сверстнику-лидеру. Результаты: идентификация проявлялась парциально.

Лидер и авторитет. Функция лидера – решение задачи. Функция авторитета – быть идеалом в чем-то.

Теории лидерства.

1. Теория черт. Существует n черт, обладая которыми человек может стать лидером. Эти черты врождены. Теория не выдержала никакой критики:

· Не удалось составить списка черт

· Нельзя было прогнозировать поведение лидера с помощью специальных тестов

· Одни черты противоречили другим.

2. Имплицитная теория лидерства (или теория прототипа лидерства). Люди воспринимаются в группе как лидеры в той мере, в какой их характеристики (напр., интеллект, темперамент, характер, ценности и т.п.) соответствует представлениям других о лидерстве.

3. Пятифакторная модель. Из «Большой пятерки» были отобраны факторы, которые могут рассматриваться в качестве детерминантов лидерства:

§ Экстраверсия. Высокий уровень выраженности: напористость, энергичность, активность.

§ Невротизм. Низкий уровень выраженности: эмоциональная стабильность, уверенность.

§ Сознательность. Высокий уровень выраженности: организованность, ответственность, надежность, настойчивость.

§ Доброжелательность. Высокий уровень выраженности: склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта.

4. Ситуационная теория. Лидерство - продукт ситуации. Вместо идеи о врожденности черт, идея о том, что лидер просто может вовремя актуализировать те или иные черты. Свойства и черты являются относительными. Хартли: почему одни люди становятся лидерами чаще других?

▫ если кто-то стал лидером в одной ситуации, исключено, что он будет лидером и в другой ситуации

▫ лидеры одной ситуации нередко рассматриваются как лидеры вообще

▫ авторитет, который может быть перенесен и на другие ситуации

▫ некоторым людям свойственно искать посты.

5. Системная теория. Лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, лидер - субъект управления процессом. Изучать его надо с точки зрения целей и задач группы, а также не сбрасывать со счетов личностные черты. Лидеры - эмоциональные и инструментальные (Бейлс, Слеттер).

6. Концепция ценностного обмена. Кричевский. Ценностный обмен – механизм выдвижения лидера. Ценностные характеристики (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидер – тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являются для группы ценностями. Т.о., в лидеры выдвигается такой член группы, с которым группа идентифицируется, т.к. он полнее других воплощает ее ценности.

 

35. Стиль лидерства: классические и современные представления.

Под стилями лидерства в социальной психологии традиционно понимаются стили руководства.

Лидеры:

  1. деловой (официальный) – человек, вклад, которого в общую деятельность больше, чем вклад остальных; почти руководитель;
  2. эмоциональный лидер (неофициальный) –человек, который оценивается другими членами группы эмоционально положительно, нравится всем, нацелен на укрепление межличностных отношений и общей атмосферы в группе.

Фидлер Модель вероятностной эффективности лидера: эмоциональные и деловые лидеры хороши в специфических условиях. Для определения эмоциональных и деловых лидеров – методика отношения к наименее предпочитаемым сотрудникам. Деловые лидеры приписывают ему только негативные черты, а эмоциональные допускают и позитивные.

 

 

Благоприятность ситуации определяется следующими факторами:

· количество власти (в граммах)

· сложность задачи

· число способов ее решения (один способ более благоприятен)

· отношения в группе

· отношение к руководителю

 

Эксперимент Левина, Липпита, Уайта в школе «групповой динамики».

Несколько групп детей 11-12 лет лепят маски из папье-маше под руководством взрослых руководителей. Сравнивали эффективность деятельности групп. Разные стили руководства:

1. авторитарный

 

Содержание решений Приемы и способы осуществления решения
Деловые краткие распоряжения Дела в группе планируются заранее
Запреты без снисхождения, с угрозами Определяются непосредственные цели, дальние не известны
Четкий язык, неприветливый тон Голос руководителя решешющий
Похвала и порицание субъективны  
Эмоции не принимаются в расчет  
Лидер вне группы, а над ней  
Показ приемов – не система  

 

2. демократический

Содержание решений Приемы и способы осуществления решения
Инструкция в форме предложения Мероприятия планируются в группе, а не заранее
Товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все
Похвала и порицание с советами Обсуждение всех разделов работы
Распоряжение и запреты с дискуссиями Выслушивается мнение всех членов группы
Лидер внутри группы, а не над ней  

 

3. попустительский

Содержание решений Приемы и способы осуществления решения
Тон – конвенциональный Дела в группе идут сами собой
Отсутствие похвалы, порицания Лидер не дает указаний
Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из отдельных или исходят от нового лидера
Лидер в стороне от группы, незаметен. «Сбоку»  

Не путать авторитаризм и демократию в политике с авторитарным и демократическим стилем руководства.

МакГрегор.

Теория Х – люди стремяться устраниться из общей деятельности и ничего не делать (авторитарный стиль)

Теория Y – все люди творческие, им не нужен коллектив, не нужно упряжки (попустительский стиль).

Теория Z – компромиссная теория (демократический стиль).

Типы лидеров:

Лидер-организатор

Лидер-инициатор

Лидер-эрудит

Лидер – генератор эмоционального настроя

Лидер эмоционального притяжения

Лидер-умелец

 

 

36. Групповые решения как групподинамический процесс.

Групповое решение более эффективно, но требует больших затрат времени.

К. Левин. Групповая дискуссия – эффективное средство изменения мнения и поведения ее участников. Эксперимент про домохозяек и субпродукты.

Лекция о пользе субпродуктов®3% изменили мнение: изменение мнения базировалось только на эффективности убеждения лекции, решение принимается после лекции, в одиночку, на основе только личного опыта.

Групповая дискуссия®30% изменили мнение: каждый член группы чувствует себя включенным в принятие решения, решение принимается шаг за шагом и становится групповой нормой.

  1. Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации.
  2. Если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддерживается всеми присутствующими, его значение возрастает, т.к. оно превращается в групповую норму.

Гордон «синектика»:

Осборн «мозговая атака»: поиск форм групповой дискуссий, стимулирующих принятие решения (совещание); группы генераторов идей и критиков®много разнообразных предложений®сортировка предложений®остаются лучшие, по мнению группы, идеи.

Джайнис «группомыслие (group thinking)» Анализ реально принятых администрацией президентов США решений. Группа принимает ошибочные решения, т.к. иллюзия единодушия и ценности группы важнее для нее, чем анализ объективных данных. Ценность согласия, единомыслия ставится выше нахождения правильного решения. Другое объяснение – авторитарность руководителя (читай – президента): решение принимается в соответствии с курсом президентской политики. Кроме того, удовлетворенность человека участием в группе и своей деятельностью в ней: всем тепло и сытно в администрации президента, они боятся идти против течения, боятся лишиться этого места, поэтому оппозиционных мнений не озвучивают, даже если они возникают.

Факторы формирования группомыслия:

- Высокая сплоченность группы

- Ярко выраженное «мы-чувство»

- Изоляция группы от альтернативного источника информации

- Высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.

Группомыслие – крайний вариант проявления групповой поляризации.

 

37. «Сдвиг риска» и групповая поляризация.

Групповая дискуссия ведет к повышению экстремальности принимаемых решений (усиливаются первоначальные индивидуальные предпочтения).

Две стороны феномена поляризации – сдвиг к риску и сдвиг к осторожности.

Два объяснения поляризации:

  1. нормативное: человеку свойственно сравнивать себя с другими, сохраняя при этом позитивный образ Я. В ходе дискуссии человек более укрепляется в своем исходном мнении.
  2. информативное: групповая дискуссия генерирует аргументы, человек еще больше убеждается в своем мнении, если аргументы за. Человек решительно сдвигается в противоположную сторону, если аргументы против.

Сдвиг к риску обнаружил Стоунер в 1961 г.

Эксперимент: дается описание ситуации, где герой колеблется, ему надо что-то посоветовать. Есть 12 пар альтернатив:

- Рискованно, но большой выигрыш («Журавль в небе»)

- Беспроигрышно, но выигрыш незначителен («синица в руках»).

Пример: лучше колымить на Гондурасе, чем гондурасить на Колыме.

Среднийшахматист может победить на непрестижном турнире с гарантией, на престижном чемпионате – без гарантии.

Сначала принимаются личные решения, потом решения в группе. Групповое решение более рискованно по сравнению со средним индивидуальным – «сдвиг к риску (risky shift)».

Причины сдвига к риску:

  1. разделение ответственности: меньше личной вины в случае неудачи выбора.
  2. риск воспринимается в обществе как ценность
  3. наиболее склонные к риску члены группы одновременно бывают самыми влиятельными

Уязвимые места гипотезы (Кларк):

ŒДискуссия не является необходимостью для возникновения риска

Гипотеза не объясняет противоположный сдвиг

Провели кучу экспериментов, все результаты противоречивы: наблюдался и сдвиг к риску, и сдвиг к осторожности.

ŽНе согласуются с тем, что более высокий первоначальный индивидуальный уровень риска®более значительный сдвиг к риску в группе

Не объясняет как достижение эмоциональных связей испытуемых делает их менее восприимчивыми к возможным отрицательным последствиям. Не развитие эмоциональных связей, а обмен информацией ведет к возникновению сдвига к риску.

 

38. Проблема развития группы в социальной психологии.

1. Психоанализ. З. Фрейд «О групповой психологии и человеческом эго». Концепция Бенниса и Шеппарда. Две фазы развития Т-групп (треннинговых групп):

  • Установка отношений между лидером и членами.
  • Установка отношений между членами группы.

На каждой фазе группа решает определенный набор проблем для достижения основной цели. Цель Т-групп – достичь валидной коммуникации (когда устранены все помехи для общающихся). Постепенно снимается скованность в отношениях и развивается более полноценная коммуникация. Задача – повышение социально-психологической компетентности членов группы.

Доказано, что в жизни группы могут существовать какие-то сдадии и фазы. У каждой фазы своя длительность. Есть периоды жизни группы.

2. Социализация группы. Морленд и Ливайн.

Фазы могут отличаться по самоощущению человека в группе. Критерии оценки сути группы ее членами:

a) Оценка целей группы, ее места в обществе, своих возможностей в группе. Оценивание себя как потенциального кандидата в члены группы.

b) Анализ обязательств (своих перед группой и группы перед ее членами) (перед вступлением в группу, пока ты еще «новенький»). Выявляется степень удовлетворения, взаимных ожиданий. Группа более обязана тем, членам, которые в больей степени помогают достижению целей группы. Выполнение взаимных обязательств®повышение согласия, эмоциональных контактов, мотивации сохранения группы.

c) Преобразование ролей (большая или меньшая включенность в группу, степень идентифицированности с ней). Выделяется 5 возможных ролей члена группы (модель Чемерса):

Потенциальный член Исследование (изучение группы)
Новый (актуальный) член Социализация см. №45,46
Полный член Поддержка со стороны группы
Маргинальный – человек, который смотрит на сторону, хочет сменить группу. Ресоциализация см. №45,46 (возможен уход)
Экс-член– человек, который ушел из группы. Воспоминания о группе вне ее.

Фиксирована идея стадий. Стадии в жизни группы соответствуют различным ролям членов. Группа при развитии отражает в себе характеристику того общества, в котором она задана. Новый член группы вносит в группу ценности, почерпнутые из общества.

3. Индивидуализм и коллективизм. Г. Триандис. По-разному распространены в разных обществах: на Западе преобладает индивидуализм.

Индивидуализм делает акцент на характеристике своего Я, защите ценностей своего Я. Личностная идеализация. Цель – обеспечение максимальной свободы членам группы.

Коллективизм: самопрезентация с учетом точки зрения других членов группы. Высокая включенность в группу. Социальная идентичность. Цель – достижение общего блага за счет ущемления свободы.

Коммунитаризм – сочетание индивидуализма и коллективизма, свобод и прав и заботы об общем благе. «Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого».

Важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют.

4. Отечественная теория. Петровский, Уманский. См. № 41.

 

39. Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности.

А. В. Петровский. Стратометрическая концепция групповой активности.

Групповое строение:

 

 

Эмоции (здесь) – сплоченность как эмоционально-коммуникативное объединение индивидов. Раньше использовался только этот показатель, он мало информативен и отражает только феномены психологии «диффузных групп», он непродуктивен при исследовании коллективов, объединенных целями, задачами и принципами совместной общественно полезной деятельности.

Сплоченность как ценностно-ориентированное единство коллектива.

ЦОЕ – показатель групповой сплоченности, интегральная характеристика системы внутригрупповых связей, показывает степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ориентаций.

Совместная активная деятельность коллективистического характера®Единство установок и ценностных ориентаций членов группы®Характер взаимоотношений в группе.

Ядро – предметно-ценностное единство – модификация ценностно-ориентированных процессов, выражающаяся в акте опосредствования индивидуальной деятельности единым ценностным содержанием предмета совместной деятельности.

Эксперимент Донцова по выявлению предметно-ценностной сплоченности в школьных педагогческих коллективах. Подтвердились гипотезы:

  1. общность педагогических нормативов относительно формирования личности учащегося (предметный план деятельности учителя), объективно реализующихся в деятельности коллектива учителей, выше, чем субъективные представления об «эталоне» учащегося.
  2. степень согласованности ценностных определений педагога более высока, когда они даны в представлении об «эталоне» учителя, и ниже, когда они служат действительными критериями взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Многоуровневая структура межличностных отношений в коллективе.

Коллектив – группа особого типа. В коллективе групповые процессы иерархизируются, образуя многоуровневую систему, с которой можно выделить несколько страт (уровней), имеющих разные психологические характеристики.

А: групповая деятельность, ее содержательная общественно-экономическая и социально-политическая характеристика. Это не только психологическое образование. Это предметно-деятельностная характеристика группы как коллектива, являющегося частью общественного целого.

Б: фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам и принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого члена группы.

В: характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности и принятыми в группе принципами, ценностными ориентациями. Сюда относятся такой феномен, как коллективистическое самоопределение. Принцип существования этой страты – деятельностное опосредствование.

Г: эмоциональные связи, по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.

Критерии коллектива:

  1. оценка выполнения коллективом основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда)
  2. оценка соответствия группы социальным нормам
  3. оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного гармонического развития.

Классификация групп:

  1. Любая позитивная группа на начальных этапах существования
  2. Истинный коллектив
  3. Начинающая банда
  4. Организованная преступная группировка
  5. Зародыш группы.

 

40. Психологическая теория коллектива.

Источники исследований коллектива в отечественной науке:

  1. постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей отводилось идеологическое значение. По Марксу, коллектив – специфическая форма организации людей социалистического общества. Социальная психология в этом контексте занималась развитием группы, как процессом достижения этой высшей стадии, стадии коллектива.
  2. Исследование коллектива (особой группы) через рассмотрение уровней развития ее деятельности и роли этой совместной деятельности в формировании психологической общности, опосредования этой деятельностью всех групповых процессов.

Макаренко. Обозначил специфически социально-психологический аспект исследования коллектива. Важнейший признак коллектива – социально-позитивная деятельности, отвечающая потребностям общества.

Особое свойство природы отношений в коллективе: признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами.

Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества; его деятельность может быть успешно реализована только тогда, когда нет рассогласования между коллективом и обществом.

Признаки коллектива:

  1. Это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели
  2. Добровольный характер объединения
  3. Целостность: коллектив – некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой управления и руководства.
  4. коллектив – особая форма взаимоотношений между его членам, обеспечивающая принцип развития личности вместе с развитие коллектива, а не вопреки ему.

Уманский.

Параметры коллектива:

ü направленность (позитивная социальная)

ü организованность

ü подготовленность

ü развитие коммуникации.

Классификация групп:

 

           
   
 
   
ü Дезинтеграция ü Интраэгоизм* ü Антиколлектив

 

 


ü Коллектив

ü Автономия

ü Кооперация

* Интраэгоизм: мы будем сплочены, но действовать против всех остальных.

 

41. Стадии и уровни развития группы.

Рассказываем про Петровского и Уманского.

 

 

42. Психология межгрупповых отношений (основные полходы и исследования).

43. Феномены внутригруппового фаворитизма и внегрупповой враждебности.

1. Предпосылка экспериментальных исследований – мотивационные теории, объясняющие причины враждебности по отношению к «чужой» группе. Межгрупповая враждебность истолкована как свойство личности. Врожденная агрессивность (по Фрейду инстинкт смерти Танатос)→ враждебность. Пример: Адорно изучал антисемитизм.

2. Интеракционистский подход. Шериф: источники межгрупповой враждебности не в свойствах отдельных личностей, а в условиях взаимодействия групп. Пример: эксперимент в лагере бойскаутов

· Предложили общую деятельность по уборке лагеря→ стихийно сложились дружеские группы.

· Подростков разделили на 2 группы так, чтобы разрушить дружеские группы. У групп нет межгрупповой враждебности, судя по замерам.

· Группам задана различная деятельность на условиях соревнования→ рост межгрупповой враждебности.

· Общая деятельность для 2 групп→ межгрупповая враждебность снизилась.

3. Когнитивисты. Тэшфел: межгрупповая враждебность наблюдается и в отсутствие конфликта, выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Настаивает на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Пр.: студентам показывали картины разных художников и затеем произвольно разделили их на две группы (сторонники одного и другого). Затем предложили поделить небольшую сумму денег между членами своей и чужой групп. Каждый старался действовать в пользу своих (приверженность своей группы или внутригрупповой фаворитизм и враждебность по отношению к чужим). Вывод: причина межгрупповой дискриминации не в характере взаимодействия, а в факте осознания принадлежности к своей группе.

Область межгрупповых отношения включает в себя 4 процесса:

1. Социальная категоризация (выделение группы по признакам).

2. Социальная идентификация (причисление себя к группе).

3. Социальное сравнение (в пользу своей группы).

4. Социальная дискриминация.

Аутгрупповой фаворитизм.

Наблюдается при большой разнице в статусе групп. Своя группа воспринимается хуже, чем привилегированная другая. В жизни – редкое явление.

Межгрупповые отношения в рамках деятельностного подхода.

Акцент на социальную перцепцию. Изучаются стереотипы и установки, возникающие в межгрупповом восприятии.

1. Целостность межгруппового восприятия – все или не все члены группы воспринимают членов другой группы одинаково.

2. Унифицированность – степень распространения представлений о другой группе на отдельных её членах (все они такие).

Межгрупповые процессы обладают устойчивостью, консервативностью, ригидностью так как их субъектом является не один человек, а группа. Совместная межгрупповая деятельность не сводится к непосредственному взаимодействию (как это было у Шерифа). Межгрупповые отношения могут возникать при отсутствии непосредственного взаимодействия между группами (например отношения между большими группами). Образ членов другой группы может формироваться на основе впечатлений от художественной литературы, СМИ и др. межгрупповое восприятие зависит от характера культуры и обуславливает стереотипы. Стереотип помогает быстро категоризовать воспринимаемую группу. Стереотип может также способствовать формированию межгрупповой враждебности (все они такие), происходит поляризация оценочных суждений. Это ярко проявляется в межэтнических взаимоотношениях.

Экспериментальные исследования.

Проверка предположения о зависимости адекватности межгруппового восприятия от характера совместной групповой деятельности.

1) Эксперименты на студентах. Показатели адекватности межгруппового восприятия: прогнозирование групповой победы в ситуации межгруппового соревнования; объяснение причин победы или поражения своей/чужой групп; представление о потенциальных успехах своей/чужой групп в различных ситуациях. Мера адекватности: степень предпочтения по указанным параметрам по отношению к своей/чужой группам. Студенты сдавали зачет по одному и тому же предмету одному преподавателю. Им сказали, что лучше работающая группа получит автомат. Групповая оценка складывается из оценок индивидуальных выступлений. Экспериментатор называл лидирующую группу: все время одну и ту же; попеременно. Третьей группе студентов говорили, что автомат получат не группа в целом, а успешно отвечающие на семинаре. Результаты: в условиях межгруппового соревнования наблюдались реплики в поддержку членов своей группы, попытки помешать выступлениям чужой группы, подсказка вызывать хорошо подготовленных членов своей группы. Восприятие другой группы было неадекватной.

2) Эксперимент в пионерском лагере. Сначала отряды участвовали в спортивном соревновании, где подчеркивались состязательные моменты → рост внутригруппового фаворитизма. Затем, все отряды оказывали помощь соседнему совхозу (совместный труд) → уменьшение внутригруппового фаворитизма. Вывод: фактор снижения уровня внутригруппового фаворитизма (неадекватности межгруппового восприятия) – не ситуация межгруппового взаимодействия, а новая деятельность с надгрупповыми целями.

Схема развития межгрупповых процессов. Объективные условия совместной межгрупповой деятельности → характер непосредственного межгруппового взаимодействия → параметры процессов межгруппового восприятия.

Межгрупповое восприятие неадекватно (внутригрупповой фаворитизм), когда межгрупповое взаимодействие оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Если группы включить в деятельность с общими целями и ценностями, то преодолеваются неадекватные представления.

Исследования межгрупповых взаимоотношений (Агеев).

1) По горизонтали – между группами, которые не связаны отношениями подчинения (школьные классы, команды).

 

 
 

 


2) По вертикали – в системе иерархии (бригада, цех, завод, объединение).

       
   
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...