Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как запомнить 11 глаголов-исключений?

Полезные мелочи

Русский язык

Такие разные О

В слове огурец надо изобразить первую букву похожей на огурец (наверное, стоит и раскрасить ее зеленым карандашом), а гласные в слове морковь – сужающимися книзу и оранжевыми, как морковки. Развивая идею, нарисуем маленькие кругленькие желтые о в слове горох. Теперь остается позаботиться о том, чтобы дети не решили, что в эту растительно-орфографическую коллекцию входит и слово картофель. Чтобы предотвратить ошибку, на другой половине листа напишем это слово – пусть оно стоит особняком, а первую гласную нарисуем большой, коричневой и составленной из множества картофелин.

И снова ассоциации

Еще один рассказ С.М. Евграфовой. Ученица пожаловалась ей, что никак не может запомнить, как пишется слово гильотина. С.М. спросила, какая именно буква не хочет запоминаться. Оказалось, что это гласная о. «Как отрубленная голова», – не задумываясь сказала учительница.

Каждый учитель знает, что есть такие ученики: попросят объяснить что-нибудь, а как только начнешь говорить, тут же принимаются зевать, ерзать, вертятся и явно не могут вникнуть в объяснения. Значит, учительские монологи им противопоказаны. Можно попробовать по-другому: пусть ученик на каждое учительское слово отвечает осмысленным действием. Например, предстоит разобраться в том, когда выделяется запятыми причастный оборот. Сначала нужно найти в предложении причастие – ученик показывает его пальцем и помечает, скажем, буквами Пр. Потом выясняем, есть ли у этого причастия зависимые слова, – если есть, ученик их немедленно подчеркивает вместе с причастием волнистой чертой. Теперь найдем определяемое слово – оно помечается крестиком. Остается ответить на вопрос о месте причастного оборота по отношению к определяемому слову. Если оборот стоит после определяемого слова, пусть ученик тут же поставит жирные запятые и для верности еще обведет их кружком.

 

Члены предложения

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

 

На вопросы где?, куда?,

Как?, откуда? и когда?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

 

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты. (Ромашка – 5 лепестков, 5 чл. предложения)

 

Веселые классики

 

В 2003 году в издательстве «Детская литература» вышла книга «Классики: лучшие стихи современных детских писателей», которая на одной из первых страниц названа «хохотательно-литературно-художественным изданием для детей от 7 до 70 лет». Книжка действительно веселая, красивая – и очень пригодная для разнообразного использования на уроках русского языка. Скажем, изучая омонимы, вы можете, сообщив ее название, предложить ученикам догадаться, что изображено на ее обложке. Вот будет радость, если кто-нибудь сообразит, что языковую игру создатели начали прямо с обложки и расчертили ее пронумерованными клетками – «классиками» (а не заполнили портретами выдающихся поэтов, как можно было бы предположить)! Многие коротенькие стихотворения окажутся для учителя очень полезными мелочами. Например, такие миниатюры Сергея Белорусца, которые способны заменить подробный рассказ о том, что не у каждого глагола образуются все теоретически возможные формы и что если их все-таки можно образовать, то делать это нужно аккуратно, чтобы не попасть в смешное положение.

И ТЫ ЗАПОМНИ…

– На зеленый свет,

Медведь,

Ты не ехай,

И не едь,

И не ездий никогда,

ПОЕЗЖАЙ!

Запомнил?

– Да!

НАУКА ПОБЕЖАТЬ

Прежде чем кого-то победить,

Надобно себя же убедить

В том, что ты способен побеждать.

Чтоб в итоге первым прибежать,

Я себя сначала убедю,

А потом так резво побежу,

Что кого угодно побежу.

В общем, всех на свете побежду

И любого в этом убежду!..

Если очень-очень захотишь,

То и убедишь, и победишь!

 

 

Скромное обаяние хозяев

Ученики Ирины Самуиловны Савельзон, помогая себе и товарищам запомнить, как образуется форма множественного числа родительного падежа от некоторых «вкусных» существительных, сочинили сказочку о том, как однажды фрукты собрались на свой фруктовый бал и семьи приехавших с юга абрикосов, мандаринов, апельсинов явились очень нарядные, в одежде со шлейфами – окончанием -ов, а местным жителям, яблокам, как хозяевам бала, неприлично было так наряжаться, вот и явилось семейство яблок без всяких шлейфов – но все равно выглядело отлично.

На всякий случай напомним, что на этот бал не были приглашены овощи – огурцы и помидоры, а также чересчур экзотичные фрукты, еще не научившиеся склоняться по-русски, – такие, как киви и авокадо.

 

Стена, но с окошком

Рассказывает Юлий Анатольевич Халфин.

Однажды я решил дать всю пунктуацию в 4-м классе. Мы выяснили, что точка – это стена, которая разделяет две комнаты. Точка с запятой – это тоже довольно основательная перегородка, но не доверху. Запятая – низенькая перегородочка. А потом, когда я объяснил смысл двоеточия и сослался на Маршака («В оба глаза я гляжу, за порядком я слежу»), один мальчик сказал, что двоеточие – это тоже стенка, разделяющая комнаты, но в ней окошко, и через него видно, что в другой комнате.

 

 

Укороти слово

У каждого из нас есть ученики с неплохой грамотностью, допускающие ошибки в длинных словах, когда нет времени на рассуждение о составе или подбор проверочных слов. Таким ученикам можно посоветовать просто быстренько укоротить слово.

Чем слово короче, тем оно понятнее и доступнее для понимания:

соседствует – сосед, революционный – революция, коллективист – коллектив, властный – власть, раболепствовать – раболепный, пятачок – пятак, примадонна – прима, переломилась – ломилась, растворились – раствор. Такое укорачивание во многих случаях и окажется проверкой. Но это необязательно.

 

Что веревка, что бечевка

В некоторых трудных словах с несколькими орфограммами что-то можно объяснить, а что-то все равно приходится запоминать. В таких случаях лучше не связываться с объяснениями, а запоминать по аналогии. Например, бечевка как веревка, гарцевать как танцевать...…

Этот список можно продолжить.

 

Когда течет содержимое

При изучении темы «Двоеточие в бессоюзном предложении» (или «Двоеточие при обобщающем слове, в прямой речи и т.п.») я рисую детям на доске кувшин, лежащий на боку. Жирно выделенное двоеточие – это горлышко, устье; в отверстие между двумя точками выливается из кувшина его содержимое (вода, молоко, вино – по желанию). Эта картинка иллюстрирует смысловую суть двоеточия: оно открывает ворота неизвестному, таящемуся в предшествующем фрагменте. Кувшин стоял – и то, что в нем, было скрыто от взора, кувшин лег на бок – и потекло содержимое (вино, молоко, вода – по вкусу). «Учитель строгим голосом сказал:...…» – а что именно сказал, узнаем после двоеточия (прямая речь). «Я люблю такие вещи:...…» – а какие именно – во второй части (обобщающее слово). «Придется тебя выставить вон:...…» – на естественный вопрос почему? ответ будет дан после двоеточия (бессоюзное предложение). Можно специально останавливаться после прочтения первой части предложений с двоеточием – если слушатель тут же «взрывается» («а что же дальше?», «почему?», «поясните, я не понимаю», «ну что же вы замолкли перед самым интересным?»), то, значит, это – точно место двоеточия.

Правда, в последнее время двоеточие стало активно вытесняться в некоторых позициях тире. Это и понятно – тире самой своей формой напоминает указательную стрелку, оно помогает мысли перескакивать с одного факта на другой, не теряя связи между ними. Оно чертит маршрут мысли. И одновременно горизонтально ориентированное тире помогает физически раздвинуть слова текста, впустить в предложение воздух, дать отдышаться. Ткань (возвратимся к исконному значению слова текст) высказывания становится реже, легче, невесомее. Такого эффекта вертикальному, узенькому двоеточию не добиться никогда.

Нехитрый наглядный рисунок позволяет не только сэкономить массу времени на объяснение теоретического материала, но и связать воедино изучаемые в разных классах и разнородные на первый взгляд явления.

 

Ошибся – сочиняй

Обычно ошибки очень огорчают наших учеников, но редко пробуждают азартное желание разобраться и избавиться от них раз и навсегда. И хотя мы требуем регулярного выполнения работы над ошибками – выпиши слово, графически объясни правописание, приведи примеры на это правило, составь с трудным словом предложение, – результаты нас не слишком радуют, ведь часто ученик продолжает писать неправильно и после такой проработки. Может быть, потому, что делает работу над ошибками не для себя, а для нас, учителей, формально, чтобы было что предъявить: в тетрадке что-то написано, а сознания это все почти не коснулось.

Мы с моими учениками на дополнительных занятиях попробовали действовать по-другому. Прежде всего тот, кто ошибся, решает, может ли слово хоть когда-нибудь писаться так, как у него в тетради. Если нет, нужна тренировка: придумывается какое-то количество предложений с трудным словом, выполняется несколько упражнений на трудное правило. Сразу после этого мы вместе проверяем с помощью каверзного диктанта или упражнения, достигнут ли положительный результат.

А если в разных случаях возможны разные написания и все зависит от лексического значения, от того, в какой форме стоит слово или к какой части речи принадлежит, очень полезно бывает составить предложение, в котором разные написания сталкиваются. Например, такое: Даже если он со всеми рассорится, со мной рассориться ему не удастся. Недавно мои девятиклассники, работая над ошибками, придумали такие предложения: В его голове было сосредоточено столько всяких лишних мыслей, что он уже не мог сесть и сосредоточенно все обдумать. Несмотря на благодушие и сытый вид, приданный ему парикмахером, и всевозможные истории, рассказанные тестю подсадными лицами, приз за все, приданое, был весьма скромен. Он пребывал в отчаянии: предыдущий караван ушел в полночь, а следующий прибывал только в полдень. Предложения небезупречны, но их составление потребовало серьезного осознания грамматических различий – и притом доставило писавшим некоторое удовольствие.

После мягкого – КГБ!

Когда ставить мягкий знак между двумя согласными буквами? Ну, кое-что разучить нетрудно: после буквы л, если она обозначает мягкий звук, мягкий знак нужен: пальцы, мельник. Обязателен ь и после согласных перед -ся и -те в глаголах повелительного наклонения: ударьте, останься. Известно и правило написания прилагательных с суффиксом -ск-: перед этим суффиксом ь пишется только в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский): ноябрьский, но тверской.

Но как быть, если дети пишут то возми, то виньтик? Объяснить, когда в подобных случаях обозначается мягкость первого из двух согласных, а когда нет, трудно; надеемся на память. Легко запомнить, перед какими согласными буквами бывает ь, по аббревиатуре КГБ (М). Проверим: пенька, зверьки, серьга, деньги, свадьба, косьба, письмо, возьму, но хвостик, гвозди, черви, вонзить и т.д.

Когда все уже во всем разобрались, спросим для проверки, почему мы пишем взвесьте, но вместе.

 

Пишу и зачеркиваю

 

«При работе над сочинением – описанием комнаты – на доске записываю глаголы:

стоять,

лежать,

находиться,

располагаться,

– а затем зачеркиваю их и говорю, что эти глаголы запрещено употреблять. Недоумение детей перерастает в поиск. Результат: “Нога утопает в ковре” (вместо ковер лежит), “С полки шкафа улыбаются книжки” и т.д.».

 

 

Если дальше – слово как...

Не кто иной, как...

Не что иное, как...

Не раздельно пишет всяк,

Если дальше – слово как.


Из трущобы в чащобу…

Обжора жил в трущобе,

И шорты он носил,

А с шомполом в чащобу

Бесстрашно он ходил.

Раз шовинистов в шоу

Поверг он прямо в шок,

Надев на очи шоры

И вызвав сильный чох

У шорника с Печоры.

Не парень – просто жох!

Куда ставить-то?

Мягкий знак в словах, в которых он не обозначает мягкости согласного, – серьезная методическая проблема. Как избежать ошибок в таких словах, как восемьдесят или восемьсот?

Приучим своих учеников обязательно писать мягкий знак в начальной форме числительного от пяти до девятисот. Если в начальной форме нет мягкого знака на конце – значит, он должен быть в середине: пятнадцать, но пятьдесят или пятьсот (разумеется, сорок, девяносто и сто не в счет, там ь и поставить некуда). Это простое ненаучное правило, которым пользуются многие учителя, предлагается и в учебнике русского языка для 7-го класса под ред. М.В. Панова.

А можно нарисовать схему, из которой наглядно видно, что в числительных 5–20, а также 30 ь пишется на конце слова (впрочем, это особых трудностей не вызывает), а начиная со слова пятьдесят – в середине, после первого корня.

 

Исследуем шипящие

Что во всех глагольных формах нужно после шипящих писать ь, запомнить очень легко. Но вспоминать это правило в каждом конкретном случае удается далеко не каждому ребенку. Только тренировка, изобретение все новых упражнений, взгляд с неожиданной стороны могут помочь делу и довести правописание глаголов до автоматизма.

Вот несколько предложений.

Спросим детей, возможно ли в русском языке такое сочетание букв: чьт. Чаще всего первый ответ бывает: «Нет, невозможно, ведь чт всегда без мягкого знака – почта, мачта, почти, прочти...». И только потом кто-нибудь догадывается: «В повелительном наклонении – прячьте, плачьте... Как будто против правил, но ведь это глагол!».

Всего шипящих букв, как известно, 4, глагольных форм, которые могут оканчиваться на шипящую с мягким знаком, – 3: 2-е лицо ед. ч. наст. или буд. времени; ед. ч. повелительного наклонения; неопределенная форма глагола. А на все ли шипящие (разумеется, с мягким знаком!) могут оканчиваться глаголы? Небольшая исследовательская работа на уроке покажет: не востребована буква щ (если не считать то ли неологизм, то ли просторечное слово в поэме В.В. Маяковского: «Тащь в хату пианино, граммофон с часами!»). Только в повелительном наклонении глагола может оказаться жь; по две формы обслуживают две оставшиеся буквы ш и ч: одна – повелительное и изъявительное наклонения, другая – повелительное наклонение и инфинитив. Нарисовали табличку, записали примеры – чем не упражнение?

Сколько? Столько!

Нелегко бывает пяти-, шестикласснику запомнить разряды местоимений и научиться определять разряд каждого встреченного местоимения. Тема «укладывается», если разделить разряды на группы.

Сначала запоминаем самые известные местоимения – личные – и еще два разряда, связанных с личными: возвратное местоимение себя (вместо меня, тебя и т.д.) и притяжательные (мой – принадлежащий мне и т.д.).

Другую группу начнем рассматривать с вопросительных местоимений; их легко запомнить, если знать, что местоимения употребляются вместо имен – существительного, прилагательного и числительного. Вопросы к этим частям речи и есть вопросительные местоимения. К ним примыкают относительные – как будто бы те же слова, но в другой роли: не спрашивают, а связывают – отношения устанавливают между главным и придаточным предложением. Еще два разряда образованы от вопросительных – неопределенные (с помощью «неопределенных» суффиксов -то, -нибудь, -либо и приставок кое- и не) и отрицательные.

Вот уже семь разрядов освоено: 3 + 4. Осталось только два. Легкие указательные запоминаются с помощью вытянутого указательного пальца и вопросительных местоимений (спрашиваем – отвечаем: какой? – такой, этот, тот; сколько? – столько и т.д.). А определительные очень уж разнородные, их приходится учить списком, группируя по значению или по созвучиям, а можно и что-то вроде стишка-считалки придумать:

Всякий, целый, весь, любой,

Самый, сам, иной, другой...

Сорокалетняя сороконожка

Очень трудно и детям, и взрослым правильно писать сложные слова с первой частью – числительным. В помощь детям Т.Н. Арбузина рассказывает такую сказку.

Однажды маленькая сороконожка задумалась, почему ее так называют. Ведь не зовут же воробья – двуножка, а паука – восьминожка. И действительно ли у нее сорок ног? Решила она во что бы то ни стало проверить, так ли это, и начала считать. Но считать она умела только до четырех, поэтому на вопрос, как ее зовут, отвечала: «Четырехножка». Потом она подросла и стала Пятиножкой, затем Шести-, Семи-, Восьми- (дальше продолжайте сами) и наконец – Тридцатидевятиножкой. Но вот тут она остановилась, потому что обнаружила, что с тех пор, как начала свой счет, прошло целых сорок сороконожечьих лет и она из маленькой девочки превратилась в юную цветущую особу. А для девушек-сороконожек сорок лет – это возраст, когда они выходят замуж. Женихов у нашей сороконожки было хоть отбавляй – ведь она такая умная и нач...считаннная! Сосчитав свою последнюю ногу, ученая красавица приняла от лучшего из женихов обручальное кольцо. И как вы думаете, куда она его поместила? Конечно же, на самое почетное место, украсив им серединку своего имени. Вот так: сорокОножка. Самые мудрые и старейшие соплеменники, девяносто- и столетние сороконожки, сначала посмеивались над выдумщицей, а потом последовали ее примеру.

Вот почему мы и сейчас пишем: сороконожка, девяностолетний.

А взрослым на всякий случай напомним: в словах-прилагательных сорокалетний, сорокадневный и подобных им, как и в других сложных прилагательных, составленных из числительного и существительного, числительное стоит в форме род. падежа: трехметровый, восьмидесятиметровый, четырестасорокапятиметровый и т.д. Кроме слов с числительными: один, девяносто, сто, тысяча: однобокий, девяностогранный, столикий, тысячелетие, – эти числительные ведут себя как существительные. В сложном существительном и числительное сорок ведет себя как существительное, поэтому здесь используется соединительная гласная о.

 

Самая истинная истина

Кто из учителей не наблюдал с состраданием и раздражением, как его ученики запутываются в н и нн и в собственных рассуждениях, когда пишут прилагательные истинный, старинный и т.п.!

 

В восьмом классе во время очередной работы над ошибками мы прояснили ситуацию следующим образом. Записали под диктовку предложение Мы гордимся своей истиной – самой истинной истиной в мире, а рядом обозначили: истина – С. (существительное).

 

Вспомнили, что суффикс -ин- есть не только у прилагательных, но и у отвлеченных существительных (и что суффиксы -ин- в словах глубина и голубиный – омонимы) и когда от существительных с основой на -ин, а также -ан, -он и т.д. образуются прилагательные, то в слове оказывается нн.

А потом восьмиклассники стали наперебой придумывать свои предложения, соблюдая те же условия. Получилось, например, такое: Достаточно ли длинна длина этой веревки? Твоя картина чересчур картинна. Эти туманы уж слишком туманны.

Занятие оказалось и веселым, и эффективным.

 

 

Прислана претензия...

Прислана претензия [тэ]:

Не цветет гортензия [тэ].

Штраф назначили злодею:

Он похитил орхидею [дэ].

У священника племянник

был мошенник и карманник,

украл полтинник и два гривенника.

 

Бешеный путаник ворвался в гостиную

и украл у труженика-мученика-повара

вкусный вареник.

 

 

Как запомнить 11 глаголов-исключений?

Сгруппируем глаголы. Сначала запоминаем 7 глаголов на -еть. В первую группу попадут глаголы смотреть, видеть, ненавидеть (первые два – синонимы, третий рифмуется со вторым). Во вторую – зависеть – обидеть (того, кто от меня зависит, я могу обидеть – хотя и безнравственно, но отчего-то запоминается навек). В третью – вертеть и терпеть (вертеть в руках иголку – терпеть боль).

Так же поступаем с глаголами на -ать. Они все про нас с вами: слышать (ушами), дышать (ртом), держать (что-либо в руках), гнать (этими же самыми руками). Если, называя глагол, еще при этом и показывать действие, эффект получается поразительный.

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А еще смотреть, вертеть,

Ненавидеть и терпеть.

Смотреть, терпеть, обидеть,

Зависеть, ненавидеть,

Видеть, слышать, гнать,

Вертеть, дышать, держать.

 

Кто как растет

Слова сверстник и ровесник можно разучивать по-разному. Обратившись к этимологическим словарям, расскажем детям, что оба эти слова образованы с помощью суффикса -ик от исчезнувших прилагательных со значениями, соответственно, одинаковый по возрасту и одинаковый (ровный) по годам; но дальние родственники их живут и здравствуют в современном языке. У слова сверстник это – существительное верста, а у слова ровесник – прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве с ровесником не состоит, но, честно предупредив об этом учеников, все же предложим им для запоминания глуповатые стишки – цель оправдывает средства.

 

Сверстник вырастет с версту.

Рос ровесник всю весну (на всю строчку – ни одной буквы т!).

Вот бы знать наперечет!

Слитно пишутся предлоги:

НЕСМОТРЯ НА, ВМЕСТО, ВРОДЕ,

еще НАПОДОБИЕ,

знаю все наперечет:

ВСЛЕДСТВИЕ, ВВИДУ, НАСЧЕТ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...