Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нейроандрогенетическая теория пола (Ли Эллис).




Итак, различия между женщинами и мужчинами существуют, имеют эволюционное обоснование и во многом инстинктивную природу (2, 3, 4, 5, 10, 14). К настоящему времени существует также и физиологическое, построенное на изучении действия половых гормонов, объяснение особенностей поведения человека. Нейроандрогенетпическая теория Ли Эллиса утверждает, что половые различия в поведении связаны с воздействием андрогенов на мозговые системы. Как известно, у каждого человека присутствуют и мужские, и женские гормоны, но у мужчин доминируют андрогены, а у женщин - эстрадиол. Существуют 2 стадии влияния половых гормонов на мозг: первая, "организационная", имеет место на третьем месяце жизни эмбриона, а вторая, "активационная", - во время полового созревания. Эти два момента характеризуются особой интенсивностью формирования биологического пола человека. Четыре типа исследований подтвердили связь биологического пола и психологического поведения: манипуляция андрогенами вследствие кастрации, корреляционные исследования, изучение поведения до, во время и после пубертата. В результате было выделено 12 устойчивых поведенческих программ, связанных с мужским полом (находящихся под андрогенетическим контролем). Соответственно, типично женское поведение характеризуется отсутствием этих способов поведения (6, 10).

1. Наступательное эротическое поведение: от мужчин ждут инициативы, в то время как женщинам проявление эротических инициатив противопоказано, ибо оно приходит в противоречие с инстинктом. К. Лоренц в условиях эксперимента вынудил самку одной из рыбок плыть навстречу самцу, что привело последнего в состояние стресса, а половая щель у него надолго закрылась. 2. Агрессивное поведение [Впрочем, в психологии поведения животных получены данные, не соответствующие стереотипам традиционно человеческого поведения. Так, например, среди крыс у женских особей наблюдается значительно меньшая робость по сравнению с мужскими особями, причем эта тенденция наблюдалась даже после удаления половой железы у представителей обоих полов. Самки также проявляли большую половую активность, чем самцы. У некоторых видов обезьян также наблюдается поведение, отличающееся от человеческого: копуляция может у них инициироваться любым из полов (1, 4).]: мужчинам свойственно инструментальное отношение к миру, при котором нужно постоянно нечто разрушать, чтобы создавать новое. 3. Пространственная ориентация: мужчины лучше, чем женщины, воспринимают пространство, удаленность, скорость. Поэтому они и более чувствительны к этим измерениям. 4. Территориальное поведение: мужчинам свойственно "помечать" и проверять свою территорию, а также охранять ее границы, поэтому "Кто сидел на моем стульчике?" - типично мужская реакция, равно как разбрасывание и "забывание" вещей и пр.

5. Выносливость к боли: у мужчин изначально ниже болевой порог, чем у женщин, подготовленных природой к родам, поэтому они вынуждены с ней лучше справляться.

6. Медленное усвоение оборонительных условных рефлексов: мужчинам более свойственно нападать, а не защищаться, в связи с чем у мальчиков часто отмечаются проблемы в детском коллективе, вызванные неумением дать сдачу.

7. Слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу: мужчины склонны скрывать, а не демонстрировать переживания, которые не становятся менее сильными, но проявляются либо в поведении, либо в психосоматических заболеваниях. 8. Настойчивость, или персистентностъ, при выполнении задания без подкрепления: мужчинам ввиду их слабой обучаемости свойственно наступать на одни и те же "грабли" и ломиться в закрытые ворота. 9. Слабая связь с ближайшими родственниками: мужчины, как правило, меньше скучают по членам своей семьи, чем женщины, реже вспоминают о родителях. 10. Периферизация: тяга к созданию "групп" по интересам у взрослых и особенно подростков (клуб, гараж, рыбалка). Женщинам от этого отказаться намного легче. 11. Поиск приключений, новых и сложных раздражителей: мужчины устают от монотонности и поэтому иногда бывают склонны хорошее, но уже известное, променять на непонятное и новое, отсюда - секрет их неожиданных на первый взгляд увлечений. 12. "Хищническое" поведение, связанное с охотой: тяга к соперничеству и опасностям, в силу чего мужчинам не только важно добиться поставленной цели, но и обойти в этом процессе соперников; победа без борьбы не приносит удовлетворения.

Конечно, не обязательно все программы проявляются у мужчин, но то, что перечислено, относится к сфере полового дипсихизма.

Этология брачных отношений.

Особенности романтических отношений.

Выбор партнера.

Выбор партнера – исключительно важный выбор, может быть, главный выбор из всех, совершаемых человеком в своей жизни. Не умаляя значение выбора профессии, рода деятельности, места жительства и других, мы понимаем, что выбор партнера если не определяет, то по крайней мере существенно влияет на все сферы жизни человека, на его образ жизни, на его мироощущение – проще говоря, на его счастливость или несчастливость.

Именно поэтому проблема выбора брачного партнера привлекала внимание многих психологов – и исследователей, и практиков. К настоящему времени известны теория комплементарности Winchov, теория ценности моногамии Coombs и теория фильтров Керкгоффа-Дэвиса. Наиболее целостной и ценной с практической точки зрения, на наш взгляд, является комплексная теория Mursteina (1976). Предлагаю ее Вашему вниманию.

В соответствии с теорией Мурштейна при выборе партнера действуют три фактора, три силы притяжения: побуждение, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трёх фазах, их значение в каждой фазе меняется. То, что проходит через правый фильтр, проходит в следующую фазу.

В первой фазе (побуждение) существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения. В полном соответствии спризывом многочисленных книг на тему «Как привлечь в свою жизнь и удержать нужного вам человека», действительно, «у вас не будет второй возможности произвести первое впечатление!» Побуждение формируется первым впечатлением, причем важное значение имеет и то, как данные характеристики (внешняя привлекательность и манера поведения) оцениваются окружающими. Отсюда понятно, что значение побуждения, относительно в рамках конкретной ситуации.

Во второй фазе (достоинства) центр тяжести смещается, главным образом, в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Партнёры при встречах узнают друг друга, получают информацию об интересах, шкале ценностей каждого из них. Если здесь выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются какими-либо достоинствами, партнёры расходятся, считая, что не подходят друг другу.

В третьей фазе (роль) прежде всего оценивается совместимость ролей. Партнёры устанавливают, смогут ли они занять в супружеском союзе взаимодополняющие роли, что позволит им удовлетворить свои потребности. При этом оцениваются как сходство характеров и наклонностей (например, экстравертивность или интравертивность, одинаковая потребность в сексуальных контактах и др.), так и противоположность взаимодополняющих черт (например, потребность в доминировании и подчинённости, стремление одного заботиться о другом и другого – принимать эту заботу и др.)

Во всех фазах, согласно теории Мурштейна, действует принцип «соизмеримости обмена». Равновесие достигается только в том случае, когда такой обмен с точки зрения партнёров является равноценным. Например, внешне не слишком привлекательный мужчина может сделать предложение более привлекательной девушке, давая ей взамен устойчивое материальное положение. Некрасивая девушка может привлечь красивого мужчину своей заботливостью, сексуальной искушённостью, способностью им восхищаться или быть послушной.

Мотивация супружества.

- С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

- Среди мотивов поиска брачного партнера, по данным Н.Ф. Федотовой и Л.А. Филипповой (1977), наиболее часто указываются: стремление к половой близости, желание проявлять заботу (эти мотивы чаще отмечаются мужчинами), желание испытывать заботу (чаще отмечаются женщинами), желание любить и быть любимым (чаще у женщин), стремление найти подобного себе человека, желание быть понятым. Мотивация на организацию семьи сильнее выражена у женщин, чем у мужчин. З.И. Файнбург (1970) сводит мотивацию брака к трем основным причинам: биологической, социально – культурной и экономической.

- О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н. Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее — по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии — 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение — 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.

У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков — 25,81%).

Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, — наименее (Юркевич Н. Г., 1971).

Функции родительства.

- На этапе раннего младенчества психологи выделяют такие функции и задачи родителей: внимание, любовь, ласка, забота, создание повышенного комфорта, ограждение от опасности. В случае соблюдения этих функций и задач у ребёнка возникает чувство базисного доверия, отголоски которого перенесутся на последующие этапы жизни. При дефиците составляющих функций и задач родителей у детей складывается недоверие, боязнь окружающих, формируется чувство отчуждённости. В дальнейшей жизни дефицит базового доверия может проявиться в психотических явлениях.

Кроме функций, формирующих благополучное базовое доверие, в функции и задачи родителей также входит организация правильного распорядка дня, развитие физических и умственных способностей.

- На этапе позднего младенчества и раннего детства функции и задачи родителей претерпевают некоторые изменения. Период «упрямого детства» - серьёзное испытание для родителей и детей.Появляются новые функции и задачи: развитие речи, физических, умственных, моральных и эстетических качеств; защита от опасных предметов, связанная с повышением активности ребёнка, требующие большего внимания и ответственности со стороны взрослых; появляется функция социализации. И родителям, и их детям приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время -- залог будущих отношений родителей с ребенком, и фундамент для них закладывают именно родители.

- Возраст с 5 до 11 лет психологи считают основополагающим в закладывании характера, и становлении ребёнка как личности. В отличии от предыдущих этапов взросления ребёнка, на этом этапе малыш начинает отдалятся от родителей. В этот период родителям очень важно правильно себя повести: не препятствывать складыванию новых навыков и умений; воспитывать у ребёнка самостоятельность и ответственность.

Также на этом этапе происходит становление самооценки ребёнка. И наибольшую роль в этом процессе играют именно родители. Для становления положительной самооценки, важно, чтобы к своему ребёнкуродители относились с уважением и любовью.

Этот этап взросления ребёнка также можно охарактеризовать началом школьной жизни. Можно отметить такие функции родителей маленького школьника: родителям нужно помочь ребёнку с возможным возникновением трудностей в общении, так как ребёнок вступает в новыё коллектив; поддерживать стремления и начинания ребёнка своим вниманием и заинтересованностью; обсудить правила и нормы, которые ребёнок должен выполнять в школе. Родители должны помнить, что на этом этапе их дети стараются им во всём подражать, поэтому они должны статьположительным примером для своего малыша. Выполнение родителями этих задач поможет их ребёнку быстрее привыкнуть к своей новой социальной роли.

Самое же главное на этом этапе, как в прочем и на других, это любовь родителей к своему чаду. Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал, что его любят, уважают и ценят. По словам А. Спиваковской [25] только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира, только на основе любви можно воспитывать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

- Последним этапом родительства является этап подросткового периода и юности. Психологи называют этот период «возрастом тревог». В этот период родителям очень важно научиться понимать и слышать своих детей; они должны принять нетерпеливость и неудовлетворённость своих подростков; терпимее относиться к нежелательному поведению. Родителям нужно перестать во всём указывать своим детям, а просто свыкнуться с мыслью, что их сын или дочь уже не маленькие детки, а вполне сформировавшиеся личности.

Также родители должны относиться к своему ребёнку, как к равному, чтобы подросток сумел реализовать свою потребность во взрослости и способствовать выработке волевых качеств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...