Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место социальной психологии в системе гуманитарных наук.




Пирогов С.В.

 

 

Социальная психология.

 

Курс лекций для студентов специальности

«социология» и «социальная работа».

 

ТГУ ФСФ

 

 

Томск - 2012

 

Тема 1. Социальная психология как наука.

 

Место социальной психологии в системе гуманитарных наук.

Социальная психология выделилась как самостоятельная дисциплина по отношению к психологии и социологии в связи с появлением проблемы, решение которой требовало как психологических, так и социологических знаний - проблемы соотношения сознания личности и сознания группы. Эта проблема была поставлена в середине XIX в. в связи с осознанием следующих фактов:

· Факт зависимости психики индивида от воздействий со стороны «других»: группы, сообщества, общества.

· Факт присутствия психических явлений в социальных действиях индивидов как членов групп возникающих в связи с индивидуальным восприятием и осмыслением социальных обстоятельств.

 

Первоначально сложились две полярные точки зрения:

· Социальный детерминизм (социологизм Э. Дюркгейма): индивидуальное сознание и поведение производны от коллективного социального опыта; личность ведёт себя так, как этого «хочет» общество. Э. Дюркгейм писал: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы её члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймём ничего из того, что происходит в группе». В работе «Самоубийство» (1897) он выделил три мотива суицида: альтруистическое – растворение в обществе, эгоистическое – противопоставление индивида и общества, аномическое – невозможность достижения индивидуальных целей в кризисном обществе.

· Персонологический инстинктивизм (психоанализ З. Фрейда): индивидуальное сознание – арена борьбы между бессознательными инстинктами и репрессивным давлением культурных норм. Основные инстинкты: сексуальный (инстинкт жизни) и агрессивный (страх смерти). Для сознания личности характерно недовольство обстоятельствами жизни, недовольство культурой, недовольство собой. Как следствие – рост внутриличностных конфликтов («угрызения совести», чувство вины), страха перед обществом, агрессивности поведения. З. Фрейд в работе «Недовольство культурой» (1930) писал: «Замена власти индивида на власть общества явилась решающим по своему значению шагом культуры. Сущность его в том, что члены общества ограничивают себя в своих возможностях удовлетворения влечений, тогда как индивид не признает каких бы то ни было ограничений. …Обнаружилось, что человек невротизируется, ибо не может вынести всей массы ограничений, налагаемых на него обществом во имя своих культурных идеалов». Современный представитель психоанализа К. Хорни утверждает, что все действия человека являют собой перманентную трансформацию бессознательного чувства небезопасности, тревоги, осознаваемое как беспомощность, изолированность, одиночество, отчуждение. Основание мотивации – противоречивые стремления к безопасности и самореализации. Моделями (стратегиями) поведения являются:

Ö «стремление к людям»: поиск тех, кто может дать ощущение безопасности, поможет обрести чувство сопринадлежности к общностям; «невротическая личность»;

Ö «стремление от людей»: уменьшение точек соприкосновния со средой, «запереться в себе», построить собственный, хотя и иллюзорный, но гармоничный мир; «аддиктивная личность»;

Ö «стремление против людей»: разрушение внешнего мира как способ достижения гармонии с ним – жить по «закону джунглей»; «деструктивная личность».

 

Постепенно создавались теории, преодолевающие крайности этих точек зрения и утверждалась мысль, что личность всегда находится в конкретной социальной ситуации, которая и определяет конкретную линию поведения. Ситуация имеет две стороны: объективные структурные обстоятельства и субъективную интерпретацию происходящего (что есть «на самом деле») – определение ситуации.

Факторы, определяющие (конституирующие) ситуацию можно подразделить на структурные – место человека в структуре взаимодействия и культурные – характер определения ситуации, её смысл. Определение ситуации возникает на перекрёстке (в фокусе) социальной позиции (места в группе и в обществе) и культурно-мировоззренческих взглядов человека. Поведение человека есть функция определения ситуации. Эта мысль, выссказанная и исследованная одним из классиков социальной психологии К. Левином: Поведение = F (ситуации). Ситуацию Левин понимал не как совокупность внешних условий, а как «психологическое жизненное пространство» и использовал это понятие «для обозначения всей совокупности фактов, которые детерминируют поведение индивида в конкретный момент». (Левин К. Конструктивное представление ситуации. \\ Цит. по Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. М. 2001, с.36). Жизненное пространство - личностное определение ситуации в социокультурном контексте. Современная социальная психология – это в значительной степени психология социальных ситуаций. «Таким образом, основным положением ситуционизма Левина является тезис о том, что социальный контекст пробуждает к жизни мощные силы, стимулирующие или ограничивающие поведение. Левин вполне отдавал себе отчёт в том, что эти силы упускаются из виду обыденной психологией и что их обнаружение должно являться главнейшей задачей научной социальной психологии» (Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М. 1999. \\ Цит. по Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. М. 2001, с.93).

 

К У Л Ь Т У Р А

 

 

С О Ц И А Л Ь Н А Я

Социальные

личность

 

Ситуации

 

С Т Р У К Т У Р А

 

П Р И Р О Д А

 

Определение ситуации происходит в социо-КУЛЬТУРНОМ контексте: на характер определения ситуации влияют как взгляды самого человека, так и взгляды членов тех групп, в жизнедеятельности которых человек участвует.

Особое значение для современной социальной психологии имеет анализ смысла и языка. Начало этому положил классик социальной психологии Джордж Мид (1863-1931), который утверждал, что для понимания социального поведения людей необходимо исследовать социальную природу смысла, которым руководствуются люди в своих поступках и взаимодействии друг с другом. Смысл, которым руководствуется личность в своих действиях имеет одновременно и индивидуальный, и социальный, и культурно-исторический характер, поскольку возникает в процессе социального (совместного, группового) определения ситуации в знаковой (символической) форме. Природа смысла как психологического феномена – социальна: он возникает в процессе совместной деятельности и общении. Смысл – сценарий совместных действий, перспектива совместных действий. В работе «От жеста к символу» он писал: «Сознательная коммуникация – сознательное общение жестами – возникает тогда, когда они начинают нести для индивидов, производящих их, и индивидов, откликающихся на них, определённые смыслы и значения, касающиеся последующего поведения производящих их индивидов… Они делают возможным взаимное приспособление различных индивидуальных компонентов социального действия друг к другу,…они делают возможным рост самосознания в единстве со взаимным приспособлением.» (Мид Дж. \\ Американская социологическая мысль. Тексты. М. 1994, с.217-218). В работе «Я и Меня» он писал, что п оступки, конечно, совершаю «Я», но к этому «Меня» так или иначе побуждают «Другие».

Развивая его мысли, используя достижения современных гуманитарных наук, автор классического и популярного учебного пособия по социальной психологии, американский психолог японского происхождения Т. Шибутани писал, что люди живут не сами по себе как независимые индивидуальности, а в группах единомышленников, образуют относительно обособленные социокультурные ниши, границы которых определяются не территорией и не формальным членством, а общей картиной мира, общностью социального опыта, использованием общих символов. Социально-психологические группы как социкультурные миры различаются способом действия, разговорами, стилем мышления, идеалами, своими значимыми историческими событиями и героями, своими представлениями о карьере (Шибутани Т. Социальная психология. М.1969. Гл. 4. Культурная матрица играния ролей). Согласие достигается посредством символической коммуникации – взаимодействия, которое осуществляется с помощью совместно выработанных конвенциональных смыслов. (Шибутани Т. Социальная психология. М.1969. Гл. 5. Коммуникация и социальный контроль.). Понятие коммуникации является одним из основных – стержневых понятий современной социальной психологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...