Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Кодовая фраза»




Описание упражнения. Упражнение выполняется в парах. Каждый партнер получает от ведущего какую-либо кодовую фразу — несложную, но по смыслу довольно странную, не очень вписывающуюся в обычный разговор. Например, это могут быть такие фразы.

♦ Сборную по хоккею дисквалифицировали за выход на лед без коньков.

♦ По новым футбольным правилам, вратарю нельзя будет играть руками.

♦ На новых долларах написано: «Храните деньги в сберкассе».

♦ Играя на валютном рынке, можно приобрести подводный ресторан.

♦ Мягкие игрушки теперь будут содержать вакцину от птичьего гриппа.

♦ Простуду можно вылечить, направив на горло и в нос лунный свет.

Участники не говорят друг другу, какие фразы им достались. Им отводится 3 минуты на то, чтобы свободно беседовать о чем угодно. Задача каждого из них — использовать в разговоре свою кодовую фразу раньше, чем это сделает партнер, и таким образом, чтобы собеседник не понял, что именно эта фраза кодовая. Ее нужно так встроить в беседу, чтобы она прозвучала вполне логично и естественно, не вызвала у собеседника подозрений.

Если кому-то из игроков показалось, что собеседник употребил кодовую фразу, он сразу после этого может спросить: «Это та фраза?». Если он угадал, то объявляется победителем. Если задал данный вопрос дважды, но оба раза ошибся, победителем объявляется соперник. Если фраза была использована, а собеседник этого не заметил, побеждает тот, кто использовал ее. Если в течение 3 минут ни один партнер так и не употребил свою фразу, это считается поражением обоих игроков.

Психологический смысл упражнения. Развитие умения говорить бегло и гибко, разворачивать беседу в желательном для себя направлении, незаметно встраивать в контекст речи заранее запланированные сообщения, а также распознавать подобные действия. Это важно, поскольку встраивание в свою речь скрытых сообщений — действие, используемое в большинстве видов психологической ма­нипуляции, а умение распознать такие сообщения — важное условие противостояния манипулятивному влиянию.

Обсуждение. Какие эмоции и чувства возникали по ходу выполнения этого упражнения? На что ориентировались участники, принимая решение о том, какое именно высказывание кодовое? А какие способы были использованы, чтобы скрыть эти фразы, сделать их незаметными? Когда человек хочет исподволь повлиять на собеседника, он обычно встраивает в свою речь какие-либо утверждения и требования таким образом, чтобы партнер этого не заметил, чтобы это прозвучало как нечто само собой разумеющееся. Можете ли вы привести такие примеры из своего жизненного опыта? Как научиться распознавать такие скрытые сообщения?

Упражнение «Таможня»

Описание упражнения. 3–4 добровольца берут на себя роли «таможенников». Их задача — выявить среди остальных участников путем расспросов и наблюдения тех, кто транспортирует «запрещенные предметы». Последние (в качестве таковых можно взять, например, спичечные коробки) даются некоторым из участников тайком, чтобы «таможенники» не видели, кому именно они достались. После этого каждый участник поочередно подходит к «таможне», там ему могут задать любые вопросы для выяснения того, имеется ли у него запрещенный груз (обыск не производится, «контрабандисты» выявляются только путем расспросов). Когда все участники пройдут, «таможенники» совещаются и выносят свои вердикт — кто, с их точки зрения, «контрабандист». После этого участники, у которых на самом деле был запрещенный груз, демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений «таможенников».

Психологический смысл упражнения. Тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить других людей в своей искренности. Для «таможенников» — тренировка наблюдательности, проницательности.

Обсуждение. На основании чего «таможенники» делали предположения, у кого имеется запрещенный предмет, а у кого — нет? Если произошли ошибки (а чаще всего они бывают), то чем вызваны? В чем различия между удачливыми и неудачливыми «контрабандистами» (теми, кому удалось пронести запрещенный предмет и кому не удалось)? Если кто-то оказался «невинной жертвой» (запрещенного предмета не было, но «таможенники» заподозрили его наличие), то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях, и как ее можно избежать?

 

Методические рекомендации к практическому занятию 13. Психология социальных изменений.

Рекомендуется обсуждение вопросов практического занятия в устной форме, представление докладов по темам, обозначенным в плане занятия. Обязательно провести работу по усвоению категориального аппарата социальной психологии (устный опрос по терминам, использованным в ходе занятия). Вторая часть практического занятия предусматривает проведение ролевой игры «Групповое принятие решения в экстремальной ситуации».

Студенты делятся на малые группы по пять человек. При выборе членов группы желательно обеспечить ее межполовой состав, не включать в нее подруг и друзей. сразу нескольких наиболее инициативных или наиболее пассивных студентов. Сценарий игры предусматривает следующие этапы:

1. Изучение инструкции.

2. Заполнение «Списка вещей» сначала индивидуально каждым членом группы без обсуждения, а затем в ходе дискуссии и принятия общего решения.

3. Проверка правильности заполнения по «Ключу» (преподаватель раздает после завершения дискуссии).

4. Совместный анализ результатов работы команды по предложенной схеме.

5. Отчеты групп о достоинствах и недостатках работы по принятию решения.

 

Инструкция

Группа составляет «команду малого космического корабля», которая, согласно плану, должна встретиться с «кораблем-маткой» на освещенной стороне поверхности Луны. Из-за неполадки двигателя малый корабль совершает вынужденную посадку в месте, удаленном от места стоянки корабля-матки примерно на 300 км.

Во время вынужденной посадки большая часть снаряжения вышла из строя. Поскольку ваше выживание зависит от способности дойти до корабля-матки, вы должны принять критическое решение: какие из сохранившихся предметов снаряжения взять с собой в 300-километровый пеший марш.

Группе дается список из 15 исправных предметов снаряжения.

Схема анализа работы группы

1. Какие социальные роли сложились в группе?

2. Выделился ли лидер или лидеры (социальный, интеллектуальный, эмоциональный)?

3. Какие психологические эффекты имели место в процессе дискуссии?

4. Проявилось ли у всех членов группы чувство ответственности за работу или происходящее воспринималось как игра?

5. Каков был характер общения членов группы (грубость, доброжелательность, деловитость, угодничество)?

6.Какова была степень требовательности к работе и поведению членов группы (попустительство, норма, придирчивость)?

7.Проявилось ли творчество, формулировались ли новые оригинальные идеи?

8. Имела ли место критика, и если «да», то каков был характер ее восприятия (обидчивость, норма, равнодушие)?

9. Какова была степень погрешности в знаниях, информированности?

10. Как было организовано пространство дискуссии (расстояние по горизонтали и вертикали между членами группы)?

Для ответа на первый вопрос можно использовать следующую информацию о работе эффективных команд. Результативные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются специфическим стилем мышления и личностными качествами. Команда может иметь определенный ролевой набор.

Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть зачинщиком конфликтов.

Координатор эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег.

Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом.

Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства.

Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса.

Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью.

Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму.

Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, залаем хорошо продуманные вопросы.

Эксперт – обладаем редкими знаниями и навыками, в работе проявляем большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.

 

Предметы Мнение экспертов
Сжатый кислород – 2 баллона по 50 кг   Необходим для дыхания космонавтов пополнять баллоны со сжатым воздухом
50 литров воды   Необходим для восполнения потери воды участниками экспедиции
Атлас Луны со звездной картой   Важное средство для определения местонахождения
Пищевой концентрат   Питание, необходимое для поддержания жизни
Радиостанция на солнечных батареях   С ее помощью можно передать сигналы бедствия и установить связь со станцией
Канат синтетический – 50 метров   Необходим для транспортировки раненых и для преодоления преград
Аптечка   Необходима для оказания первой медицинской помощи
Парашют шелковый   Можно использовать для защиты от палящих лучей солнца
Плот самонадувающийся с углекислым газом   Баллоны с углекислым газом можно использовать как реактивные двигатели
Сигнальные ракеты — видимость 100 км.   Можно использовать в качестве сигнального средства. Когда группа достигнет зоны видимости станции
Два пистолета   Можно использовать в качестве индивидуальных реактивных двигателей
Сухое молоко   Можно использовать, только разведя в воде
Маленькая печка   Бесполезна, так как на солнечной стороне Луны и так высокая температура
Магнитный компас   Бесполезен, так как работает в условиях магнитного полюса Земли
Спички   Бесполезны, так как на Луне нет атмосферы
Количество ошибочных ответов    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...