Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физические и двигательные качества




Физические и двигательные качества

Дети с отклонениями умственного развития мало отличаются от остальных детей по своим физическим и двигательным характеристикам. Хотя у большинства таких детей наблюдается за­держка двигательного развития, она чаще всего обусловлена ограниченным вниманием и способностями к пониманию, а не нарушениями физио­логических функций или двигательного контроля.

Как правило, чем значительнее отклонения умственного развития, тем больше отставание в развитии других основных качеств. По сравнению с остальными детьми дети с отклонениями ум­ственного развития начинают ходить и говорить позже, объем этих видов деятельности у них не­сколько ограничен, они в большей степени под­вержены физическим проблемам и заболеваниям. В сравнительных исследованиях они постоянно получают более низкие оценки показателей си­лы, выносливости, ловкости, равновесия, скоро­сти бега, гибкости и времени реакции. Многие из них могут успешно состязаться со своими здоро­выми сверстниками, но у школьников, которым требуется обширная или повсеместная поддерж­ка, наблюдается отставание от сверстников по ре­зультатам тестов физической подготовленности и моторного развития на четыре года и более.

Показатели физической подготовленности и двигательных качеств у здоровых детей выше, чем у детей с отклонениями умственного развития, нуждающихся в периодической или ограниченной поддержке, которые в свою очередь, опережают детей, требующих обширной или повсеместной поддержки. У мальчиков показатели обычно вы­ше, чем у девочек, и разница между ними возрас­тает с увеличением объема необходимой поддерж­ки (Eichstaedt, Wang, Polacek, Dohrmann, 1991; Londeree, Johnson, 1974). Исключение составляют показатели гибкости и способности удерживать равновесие. Здоровые девочки превосходят маль­чиков по показателям гибкости и способности удерживать равновесие, у детей с отклонениями умственного развития отмечено обратное соотно­шение: мальчики обгоняют девочек по этим пара­метрам. Согласно рекомендациям Winnik и Short (1999, а), дети в возрасте 10—17 лет с отклонения­ми умственного развития, нуждающиеся в перио­дической или ограниченной поддержке, должны достичь уровня показателей аэробной работо­способности, состава тела, гибкости, силы мышц живота и верхних конечностей, а также выносли­вости (необходимых для поддержания нормаль­ного состояния здоровья, самостоятельного существования и занятий двигательной активностью), сопоставимых с уровнем их здоровых сверстни­ков. Эти же авторы (Winnik, Short, 1999, b) пред­лагают рекомендации для формирования такого уровня функциональной и физиологической под­готовленности у детей с психическими и други­ми нарушениями. Обнаружено также, что у детей с синдромом Дауна показатели гибкости выше по сравнению с детьми с другими видами пси­хических нарушений (Eichstaedt, Wang, Polacek, Dohrmann, 1991; Rarick, Dobbins, Broadhead, 1976; Rarick, McQuillan, 1977). У детей с синдромом Дауна наблюдается склонность к пониженному мышечному тонусу и повышенной подвижности суставов. Это и позволяет им демонстрировать более высокие показатели гибкости, однако и подвергает их большему риску получения травм из-за слабых связок и мышц.

У большинства детей с отклонениями умствен­ного развития наблюдаются мышечная гипотония и избыточная масса тела. Чтобы такие учащие­ся смогли достичь более высокого уровня пока­зателей, им могут понадобиться рекомендации в отношении питания, а также дополнительные занятия двигательной активностью. Непропорциональное строение тела становится причиной проблем с механикой тела и удержанием равно­весия. Занятия физического воспитания на не­ровной поверхности или связанные с быстрым изменением направления движения могут стать причиной страха, и сопряжены с повышенным риском получения травм и невыполнения постав­ленной задачи. Значительные проблемы связаны также с нарушениями правильного положения те­ла. У детей с отклонениями умственного развития часто наблюдаются деформирование конечно­стей, нарушения осанки и церебральный паралич, учителя физического воспитания должны все это учитывать при планировании индивидуальных программ занятий (рис. 8. 2).

Отклонения умственного развития часто соче­таются у детей с другими нарушениями. Как можно видеть из данных, представленных в таблице 8. 4, распространенность и количество сопутствующих нарушений возрастают с увеличением тяжести от­клонений (Murphy et al., 1988).

 

СИНДРОМ ДАУНА

Синдром Дауна представляет собой одно из наиболее известных генетических заболеваний, связанных с отклонениями умственного разви­тия. Учитывая его распространенность и особые последствия для занятий спортом и физической культурой, мы обсудим его здесь более подробно. Синдром Дауна встречается примерно у одного ребенка из 700 новорожденных. В США ежегодно рождается около 5000 детей с этим заболевани­ем. Мужчины генетически ответственны за воз­никновение этого отклонения у своего потомства примерно в 25 % случаев. Наибольшему риску рождения ребенка с синдромом Дауна подверже­ны женщины в возрасте старше 35 лет (1 ребенок из 290), в 40 лет вероятность рождения такого ребенка составляет 1 на 150 родов, а в 45 — 1 на 20 (Cunningham, 1987).

Рисунок 8. 2 - У многих детей с отклонениями умствен­ного развития могут наблюдаться и другие нарушения

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...