Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории происхождения лидерства.




1. Теория черт (К. Бэрд) — лидер обладает определенным набором привлекательных черт.

2. Ситуативная теория лидерства: этого не помню точно, но кажется так: лидер может лучше других актуализировать присущие ему черты в данной ситуации; у кого оказались качества, наиб. подходящие для ситуации, тот и лидер. (при наводнении тот, кто умеет плавать, а при пожаре тот, кто с огнетушителем:))

3. Системная теория лидерства — лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, вкл. в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с др системами и более широким соц. окружением.

4. Кричевский— концепция ценностного обмена: ценностные х-ки членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

5. Когнитивщики рассматривали лидерство как образ. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа —внешним.

6. Интеракционисты рассматривали лидерство как процесс. Взаимодействие в группе: не лидер — группа, а лидера с каждым отдельно

7. Теория фрустрации и агрессии. При наличии лидера у всех остальных снижается удовлетворенность д-тью. Агрессия — на лидера.

32. Стиль лидерства: классические и современные представления.

Классические представления Левина и Липпета: (подробности см. 195)

1. Авторитарный

2. Демократический

3. Попустительский

Современные представления Фидлера:

Составляющие стиля лидерства:

- Y-е: личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация

- неY: эффективность деятельности руководителя, рассм. по продуктивности д-ти группы. иногда примешивается критерий удовлетворенности.

Эффективность лидера как функция от:

- степени контроля в группе,

- ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения

- отношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС)

Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу НПС низкий, а на отношения — выше.

33. Групповые решения как группе-динамический процесс.

Связано с проблемой лидерства, т.к принятие решения — одна из ф-ций руководителя. Гр. решение принимается в ходе групповой дискуссии. Легкость принятия гр. решения связана со сплоченностью группы, со степенью удовлетворенности трудом каждого из членов группы, а также с общественной значимостью задачи. Левин повел эксперименты в США и выявил следующие закономерности:

1. гр. дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации.

2. Если решение выдвигается в ходе групповой дискуссии, то его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму. Уже сам факт дискуссии перестраивает структуру групповых отношений.

Методы групповой дискусии:

1. Брейнсторминг (придумал Осборн): группа делится руководителем на 2 части: генераторов идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассм. спорные и отбрасывают негодные. Т.о. группа получает большой разброс решений.

2. Синектика (Гордон): 5-7- синекторов (человек, наиб. активно заявляющие свою позицию в группе) начинают дискуссию. Потом к ней присоединяются все остальные, но задача синекторов —наиб. четко сформулировать противоположные мнения, чтобы группа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются и принимается решение, удовлетворяющее всех. Ура!

34. "Сдвиг риска" и групповая поляризация.

''Поляризация группы'' – сущность этого явления закл-ся в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение и всей массой членов группы.

Сдвиг к риску — явление при групповой дискуссии, при повышении экстремальности принимаемых решений. три типа эксперимента:

1. сравнение первичных индивидуальных решений и согласованных групповых: риск растет

2. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии с обязательным согласованием: риск растет

3. сравнение первичных индивидуальных решений и вторичных индивидуальных после общей дискуссии без обязательного согласования: риск растет

максимальный сдвиг к риску наблюдался при лабораторных исследованиях в группе 5-6 человек и обсуждении от 3 до 5 минут. При этом наблюдается Эффект потолка, высказывание в пользу риска, значимое влияние рискующего лидера.

Объяснения:

риск как ценность

распределение ответственности

35. Проблема развития группы в социальной психологии. + 37. Стадии и уровни развития группы (вместе)

(зарубежные и отечественные исследования).

Определение группы, ее характеристики (в т.ч. развитие как групповой процесс)

Проблема развития группы является одной из важнейших (см.27)

Отечественные исследования и подходы:

Стратометрическая концепция (Петровский): основа концепции – степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и ее общественной значимостью. Развитие группы – движение в континууме с положительным полюсом (коллектив) и отрицательным (корпорация).

· коллектив (высокий показатель опосредованных межличностных отношений и общественной значимости)

· просоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

· диффузная группа (отсутствие совместной деятельности)

· асоциальная ассоциация (низкая степень опосредования межличностных отношений)

· корпорация (высокий показатель опосредованных межличностных отношений, но низкий показатель общественной значимости)

Параметрическая концепция (Уманский): основа схемы – социально-психологические параметры группы: содержание нравственной направленности группы, единство целей, ценностей, организационное и психологическое единство и т.д.). Развитие группы – также движение в континууме.

· коллектив

· автономизация (синтетические процессы: групповая идентификация, обособление, внутренняя слитность)

· кооперация (высокий уровень подготовки, сотрудничества и организационной структуры)

· ассоциация

· номинальная группа

· конгломерат (все незнакомы)

· антиколлектив

Зарубежные исследования и подходы:

Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры), но он не знает, как они соотносятся.

Этапы межличностной активности:

(1) проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения)

(2) внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства)

(3) развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений)

(4) функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры)

Этапы деловой активности:

(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи)

(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями)

(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации)

(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения)

Модель Обера (Обер:) – нормативно-ролевая система:

1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей

2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий)

3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе

4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений)

Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:

1) латентная (ознакомление с задачей)

2) адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи)

3) интегративная (объединение усилий, координация стратегий)

4) достижение требуемого решения

Еще одна однофакторная модель (Волков) – эмоциональная динамика:

1) фаза первичного восприятия и опознания, формирование первого впечатления о партнере

2) фаза сближения, формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, установки на совместное действие

3) фаза совместного действия, принятие межличностных ролей, определение статуса в общении

4) фаза сцепление (укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения, включение механизмов взаимовлияния

Особые формы принимает развитие группы в экстремальных условиях (ознакомление, дискуссии, ролевые ориентации). Но это, малыш, уже совсем другая история…

Важно учитывать, что происходит преобразование «просто кучки людей» в группу в полном психологическом смысле понятия. Чтобы проследить этот процесс, изучается принятие норм группы каждым новым участником (феномен давления группы, изучение конформизма), разделение членами группы групповых норм и целей (формирование групповой сплоченности).

36. Теория деятельностного опосредования внутригрупповой активности и психологической теории коллектива.

Влияние совм. д-ти на внутригрупповые процессы, формирование психологической общности

Макаренко: признак коллектива —социально-позитивная д-ть, отвечающая потребностям общества. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством, признанием важнейшей роли совм. д-ти в кач-ве фактора, образующего коллектив и посредующего всю систему отношений между членами коллектива.

Концепция Уманского: коллектив —предел развития группы. Этапы гр. развития:

1. Момент возникновения группы: группа — конгломерат.

2. Момент присвоения группе имени: номинальная группа.

3. Группа — ассоциация: уровень эмоц. интеграции, появления чувства «мы».

4. Группа – кооперация: деловое и инструментальное единство

5. Группа-автономия: собственно коллектив — группа, реализующая соц. значимые цели, кот встроены в контекст наиболее общего плана, или лже-коллектив, если цели группы становятся более значимы, чем все остальные. Замыкание внутри группы.

38. Психология межгрупповых отношений (основные подходы к исследованию).

Подходы:

1. Ситуативный: исследования Шерифа про мальчиков в лагере (см. стр. 219 у Андреевой). Источники межгрупповой враждебности отыскиваются в ситуациях гр. взаимодействия.

2. Когнитивный подход. Тэшфел: внутригр. симпатия возникает и в сит, где нет основы для межгр. конфликта. Причина межгрупповой дискриминации сокрыта в простом факте осознания принадлежности к своей группе. Кооперативная неудача вела к большей гр пристрастности, чем кооп успех, а конкурентный успех больше, чем неудача.

3. Деятельностный (?) Агеев: проблема отношения между группами — внутренняя психологическая категория. Межгр. восприятие зависит от адекватности совместной гр. д-ти. Эксперимент со студентами и зачетом автоматом. 2 группы, одна из которых могла получить автомат за хорошую работу на семинарах. Зачет группе складывался из индивидуальных ответов. Что проявилось: больше число выступлений в поддержку своей группе, большее кол-во попыток регуляции выбора выступающего, давление на экспериментатора. Успех своей группы объясняли внутригрупповыми факторами, а неудачу — обстоятельствами. И так понятно…

4. Мотивационный: Фрейд:

враждебность неизбежна и универсальна.

Ф-ця враждебности: поддержание сплоченности и стабильности группы.

В других исследованиях также исследовались факторы:

1. Содержания выступлений и реплик с точки зрения согласия с членами своей и чужой групп

2. Регуляция выбора выступающих

3. Частота использования разных местоимений. (мы, они и т.п.)

4. Частота и характер отклонения от темы дискуссии.

39. Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Фаворитизм — благоприятствование членам собственной группы в противовес членам другой. Проявляется как во внешнем поведении, так и в процессах соц восприятия. Гр.Ф. Тем выше, чем:

Важнее для группы критерий гр. сравнения

Более сравнимыми являются ингруппа и аутгруппа.

Меньше уверенность законности группы.

Больше сходство взглядов членов группы.

Принадлежность к меньшинству увелич. фаворитизм

Враждебность — противоположное явление.

Нарциссизм малых различий — проявляется в виде обострения враждебности по отношению к сходным группам. Для сравнения с собой всегда используется максимально приближенная этническая или соц. группа.

Из эксперимента в лагере была выведена теория межгруппового конфликта Кемпбелла: конфликт обусловлен конкуренцией и ожиданием угрозы со стороны «враждебной группы.

 

 

40. Проблема личности в социальной психологии.

Исследование личности в с.п. надо отличать от исследований в социологии и психологии. С.п. занимается рассмотрением личности как представителя определенной соц. группы.

Главные проблемы общей психологии — проблема соц. типологии личности, социализации личности, структуры личности. структура личности рассматривается как:

1. конкретный субъект д-ти в единстве его инд св-в и соц. ролей

2. соц св-во индивида, совокупность интегрированных в нем соц. черт.

С.п выясняет, каким образом, т.е. в каких конкретных группах личность усваивает соц влияния, и каким образом она реализует свою соц. сущность. С.п. выясняет, каким образом складываются социально-типические черты личности. исследуется и макро- и микросреда индивида. осн проблемы здесь –

1. взаимоотношение личности с группой

2. проблема социализации и вопрос, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность.

3. проблема соц. установки (см 45)

теории развития личности:

Мид: Я — соц. продукт, сформированный на осн. взаимодействий с др. людьми

Кули: эффект зеркального отражения: чел воспр себя так, как его оценивают другие.

Фрейд: личность проходит стадии, на кажд. из которых возн напряженность между Ид и Суперэго. различные кач-ва формируются у человека в зависимости от успешности прохождения стадии.

Пиаже: стадии

сенсомоторная стадия – 0-2

предоперациональная стадия — 2-7

стадия конкретных операций – 7-11

стадия формальных операций – 12-15

Колберг: стадии

избегание наказания

завоевание поощрения

завоевание одобрения других

осознание интересов общества и правил поведения в нем.

осмысление возможных противоречий между различными нравственными убеждениями

формирование собственных нравственных принципов.

Эриксон: стадии

Стадия Задача Значимая группа
0-1г Младенческая Базовое доверие к миру мать
1-3г Ранний возраст Приобретение автономии взрослые члены семьи
3-6(7)л Игровая стадия Формирование инициативности сверстники
7-12л Школьная стадия Приобретение компетентности значимые чужие
12-18л Подростковая стадия Приобретение Эго-идентичности сверстники
18-25 Юность Научиться любить близкие друзья, любимые
25-54 Взрослость Самореализация коллеги или семья
54- Старость Становление Эго-идентичности. несколько человек / весь мир

41. Содержание и механизмы социализации.

Соц-я – это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны,

усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему соц. связей; с другой стороны,

процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

В процессе социализации обычно выделяют три сферы, в которых осуществляется прежде всего становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Деятельность На протяжении всего процесса соц-и личность имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. с освоением все новых видов деятельности. При этом происходит два важных процесса.

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.

2. Определенное центрирование деятельности вокруг главного вида и соподчинение ему всех остальных деятельностей.

Общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Задача эксперим. исслед-й закл. в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обст-вах осущ-ся умножение связей общения и, во вторых, что получает личность от этого процесса.

Самосознание – становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, кот. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных связей. Важно определиться, что входит в качестве «составляющих» «Я образ». Есть несколько разл. подходов к структуре. Один из них принадлежит Мерлину, кот. выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

сознание тождественности (отличие себя от остального мира);

сознания Я как активного начала, субъекта деятельности;

осознание своих психических свойств;

социально- нравственная самооценка, кот. форм. на основе накопл. опыта общения и деятельности.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. Общим для всех трех сфер является процесс расширения, умножения соц связей личности с внешним миром.

42. Стадии и институты социализации.

По вопросу о стадиях идет оживленная дискуссия. Поскольку само понятие социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Андреева выделяет три осн. стадии:

1. Дотрудовую:

ранняя (0-7)

стадия обучения (7-17)

ВУЗ/техникум — на грани между

2. Трудовую — период зрелости

3. Послетрудовую — пожилой возраст.

Институты социализации – это те конкретные группы, в кот. личность приобщается к системам норм и кот. выступают своеобразными трансляторами социального опыта. На дотрудовой стадии – семья, дошкольные детские учр., школа. На трудовой стадии – трудовой коллектив.

43. Сущность, структура и функции аттитюдов.

В западной с.п. для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов превратились в самостоятельную область с.п., кот. явл-ся одной из самых разработанных областей в западной с.п. Впервые в 1918г. амер. Томасом в социально- психологическую лит-ру было введено понятие аттитюд, кот. было определено как «психологичесское переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Терстоуном выделены 4 функции аттитюдов:

1)приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – атттитюд направляет субъекта к тем объектам, кот. служат достижению его целей;

2)функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3)функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4)функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной многосторонней структурой.

Эксперимент Лапьера 1934 г.: посещал отели с двумя китайцами (которых там не любили), и не обнаружил различия между обслуживанием его и китайцев. Через год послал письма в отели с вопросом, может ли он посетить их еще раз с китайцами же. Ему ответили, что нежелательно. Вывод: не всегда установка соответствует реальному поведению. (См. след билет)

1935 —Олпорт:

1. опр состояние сознания и нс

2. выражающее готовность к реакции

3. организованное

4. на основе предш. опыта

5. оказывающее направляющее динамическое влияние на поведение.

Трехкомпонентная структура по Смиту 1942г:

1. когнитивный компонент (осознание объекта соц установки)

2. аффективный (эмоц. оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему)

3. поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту)

Эти 3 компонента выявлялись в многочисл. эксп. иссл-ях. Однако возникали затруднения, например, по поводу существующего расхождения между аттитюдом и реальным поведением

44. Социальная установка и реальное поведение.

Реальное поведение определяется рядом факторов. Сложно выделить влияние установки в чистом виде. по поведению можно сделать вывод о наличии определенной установки. но нельзя сделать обратного. соц установка суть предрасположенность.

Ядов: ведущая роль в регуляции поведения принадлежит диспозиции, которая включается в регуляцию в зависимости от места соответствующего ей мотива в иерархии мотивов личности. Перспектива — понимание соц. установки в ее интрапсихической форме как «личностного смысла» (См. иерархию потребностей, 46)

Эксперимент Лапьера!

При исследовании личности в с.п. важнейшее место занимает проблема социальной установки. При изучении механизма формирования социальных установок личности можно ответить на вопрос о том, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью, что предшествует развертыванию реального действия, и чем же конкретно регулируется поведение и деятельность человека, т.е. его реальное поведение. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, проанализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. Для уяснения внутреннего механизма, побуждающего к действию, в общей теории личности рассматривается соотношение потребностей и мотивов. При этом нужно выяснить, чем определен сам выбор мотива: почему люди в опр. ситуациях поступают тем или иным образом и чем они руководствуются, когда выбирают данный мотив. Понятие, кот. в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю военных» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близком к понятию «отношение».

45. История исследований социальных установок.

Исследование соц. установки — на перекресте между исследованиями общей и соц. Y формирование соц. установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный соц опыт преломлен личностью и проявляет себя в действиях и поступках?

Исторический экскурс: отечество:

Школа Узнадзе: уст-ка явл целостным динамическим состоянием субъекта, сост-ем готовности к определенной активности, обусл. 2-мя факторами: потребностью субъекта и наличной ситуацией. В случае повторения ситуации возникает фиксированная установка вместо ситуативной.

Мясищев: концепция отношений человека. Отношение — это система временных связей человека со всей действительностью или ее отдельными сторонами; предрасположенность к каким-то объектам, позв. ожидать раскрытия себя в реальных актах действия.

Божович: направленность складывается как внутренняя позиция личности оп отношению к социальному окружению, к отдельным объектам соц. среды. Направленность личности м.б. рассмотрена как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнед-ти, вплоть до самых сложных объектов и ситуаций.

Леонтьев: личностный смысл. соц. уст-ка = личностный смысл, порождаемый отношением мотива к цели. (придется вспомнить Вилюнаса:)

Зарубёж: сопоставление понятий установки и соц. установки. (set & attitude)

Шихирев поделил развитие исследований на 4 части:

1. 1918-до WW II — введение термина, рост интереса к проблеме и числа исследований.

Томас и Знанецкий: выявили 2 зависимости: индивида от соц. организации и наоборот. Соц установка — переживание индивидом ценности объекта.

Олпорта см в бил. 43.

Тернстоун: шкалы измерения аттитюдов. (опять см 43)

2. 40-50 — упадок исследований из-за тупиковых проблем в науке

3. 50-60 — возрождение интереса и исследований, но признание тупиковых кризисного состояния исследования

4. 70-е – застой, связ. с обилием несопоставимых фактов.

эксп Y — соц уста-ка — общее целостное состояние субъекта.

46. Иерархическая структура диспозиций личности.

Ядовым разработана диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности. Ее основная идея заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, кот. регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т. е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни.

Ядов выделяет 4 уровня диспозиций: Иерархия потребностей по Ядову:

классификация по одному основанию: включения личности в различные сферы соц. д-ти, соотв. расширению потребностей личности. 4 уровня потребностей в завис от того, в какой сфере д-ти они реализуются. Сферы по порядку: семья, контактная малая группа, более шир. сфера д-ти, связ. со сферой труда, досуга и т.д, последняя — сфера д-ти, в кот. индивид включается через усвоение идеологич. и культ. ценностей общ-ва.

1.Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях (по схеме Ядова, в условиях семейного окружения и в самых низших «предметных ситуациях»). Этот уровень диспозиций можно обозначить как «установка». Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

2.Второй уровень это более сложные диспозиции, кот. формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции закл. в том, что личность уже вырабатывает какие-то опред. отношения к тем социальным объектам, кот. включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, кот.по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

3.Третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т.е. это не столько выражение отношения к отд. социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

4.Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, кот. регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, кот. могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экон., полит., идеол. принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности. Разработка предложенной концепции позволяет подойти ко всей проблеме аттитюдов с принципиально новых позиций. Сложность иерархической с-мы диспозиций заставляет по-новому подойти и к пониманию соотношения между тремя компонентами диспозиционных образований.

 

47. Личность в группе. Социально-психологические качества личности.

Проблемы:

1. Ролевое поведение

2. Соц. Установки

3. Социализации: построение общения человека с обществом.

Шоу: разбил характеристики членов группы на 3 класса переменных:

1. биографические характеристики

хронологический возраст (между возрастом и эффективностью в общении есть связь) и другие виды возраста.

пол (женщины более направлены на личностный аспект)

2. способности личности: люди с большим уровнем интеллекта более активны и менее конформны)

3. черты личности

межличностная ориентация (Фидлер: оценка наименее предпочитаемого сотрудника)

авторитарность

соц. сензитивность

стремление к власти

надежность

эмоц. устойчивость

48. Специфика прикладного исследования в социальной психологии.

Бурное развитие социально-псих. иссл-ний в нашей стране в значит. мере стимулировано практическими запросами, кот. требуют достаточно быстрых решений. Это наложило свою специфику на становление самой научной дисциплины: В с.п. имеет место определенный «обгон» фундам. иссл-ний со стороны прикладных работ. Такая ситуация порождает как положит., так и отрицат. моменты для развития с.п. Полож.- есть запрос- есть финансирование. Отриц. моменты порождены тем, что с.п. зачастую не готова ответить на некоторые вопросы, поставленные практикой, но в условиях острой общ. потребности она дает эти ответы. Иногда бывает относительно низкое качество прикладных исследований потому, что уровень развития науки не всегда позволяет дать всесторонний и глубокий ответ на практический вопрос. В этой ситуации социальному психологу лучше очертить круг собств. возможностей и отвести вопросы, на кот. дать ответ нельзя на данном уровне развития науки, чтобы не нанести ей урон.

Трудности при исследованиях.

1. Они связаны с особенностями применяемых в с.п. методик. Все они базируются на том, что источник получения информации – человек. И если испытуемый нах-ся в реальной ситуации (психолог проводит исследование в «поле» и это дает большой выигрыш полевому соц.-псих-кому исследованию), то он не выключен полностью из системы окружающих отношений и это помогает избежать «стерильности» ситуаций, возникающей в лаборатории, где человек «настроен на волну» экспериментатора. Но при полевом исследовании могут возникнуть такие переменные, кот. трудно учесть и кот. могут дать такой «сдвиг» в данных, кот. исказит всю картину взаимоотношений.

2. Другой вопрос касается времени проведения прикладного исследования. Все соц.-псих-е методики громоздки, их применение требует значит. времени. Если проводить иссл-е в раб. время, оно может нарушить произв.ритм. Если его проводить после раб. смены или с оставшимися добровольцами, то здесь есть опр. негативные эффекты.

3. Свойственная всякому прикл. иссл.-ю трудность в отношении языка резко возрастает в с.п. Необходима своеобразная «адаптация» языка по отношению к испытуемому: отд.термины могут быть непонятны, а другие, как «личность», «деят-сть», «ценность», будут восприниматься в том смысле, к кот. они привыкли в повседн. ситуациях. Это проблема может дать нежелат. эффект.

49. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.

Гл. заказчиком на прикладные соц.псих-е.иссл-я явл-ся пром. произ-во. Два блока:1.проблемы управления произ-вом и научной организацией труда; 2.проблемы форм-я произ. коллективов.

Наиболее общими явл-ся такие темы, как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть раб.силы, аттестация кадров, адаптация новичков, проблемы управления и коммуникаций внутри произ. коллектива, формирование маркетингового мышления и психология рекламы.

Более всего внимания уделяется разработке проблемы психологического климата. Раскрыть псих.климат можно, обозначив как минимум три ряда отношений:

1) отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность ею);

2) отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов);

3) отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).

Поскольку проявления психологического климата многообразны как в поведении людей, так и в разл. системах их отношений, то не существует и не может существовать какой-то единой методики исследования. Практически все известные с.п. методики применяются в данном случае. Интегрирование полученных трех рядов данных представляет до сих пор определенное затруднение. Отд. иссл-ли вводят понятие типа соц.-псих. климата и выделяют 4 возможных типа:

1.благоприятный,

2.противоречивый,

3.средне благоприятный,

4.неблагоприяный климат.

50. Прикладные исследования и практическая социальная психология.

Важной областью приложения соц.-псих. знаний явл. сфера воспитания подрастающего поколения. Этот вопрос не может быть рассмотрен только с точки зрения с.п. Для нее очень четко обозначился соц.-псих. угол зрения в сфере борьбы с противоправным поведением. Область профилактики, анализ и условия формирования противоправного поведения, область перевоспитания лиц, совершивших противоправные поступки (например, способы воздействия, применяемые в этих случаях), - это проблемы, в кот. может сказать свое слово и с.п. Задача соц. психолога состоит в том, чтобы помочь выявлению тех отклонений от свойств личности, соблюдающих нормы поведения.

Сфера укрепления и развития семьи – область применения на практике соц.псих. знаний. Осн. задачи: подготовка молодых людей к созданию семьи (просветительская функция, обеспечение так называемой «службы знакомств», проф.-е обучение общению); регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи (выяснение формы и структуры семейных конфликтов, способы их разрешения, создание спец. семейных консультаций); исследования внутри семейных установок, кот. возникают по отн. к детям («репродуктивная установка»): иметь ли детей, сколько их иметь и т.д.

Сфера межличностной аттракции – закономерности формирования чувства привязанности, дружбы, любви и т.д.

Политическая психология, политический лидер, создание имиджа.

Гармонизация общения, компетентность в общении и т.д.

Оптимизация отношений меж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...