Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные нормы, отклоняющееся поведение

Социальная сфера жизни общества

Социальные отношения и взаимодействия

Это отношения между людьми или группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества.

Структура социальных отношений:

1) Субъекты – стороны, между которыми возникают отношения

2) Объекты – то, по поводу чего возникают отношения

3) Потребности – отношения между субъектами и объектами

4) Интересы – отношения субъект–субъект

5) Ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Субъектом социальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица. Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей. Личность нельзя рассматривать вне общества.

Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков:

1) Сходство условий жизнедеятельности

2) Общность потребностей

3) Наличие совместной деятельности

4) Формирование собственной культуры

5) Создание системы управления и самоуправления активностью группы

Социальная идентификация членов общности, их самопричисление к этой общности

 

Социальная структура и ее основные элементы

Социальная общность подразделяется на:

1) Фиксированные в социальной структуре общества:

а) Статусные группы

б) Функциональные группы

в) Территориальные группы

2) Нефиксированные массовые образования (толпа, аудитория СМИ, коллективные движения и пр.)

3) Социально-классовые объединения

4) Социально-демографические объединения

5) Социально-территориальные объединения.

Под социальной структурой понимают упорядоченные в одно целое отдельные части общества.

Группы и организации управляют жизнью общества, ограничивают и влияют на его поведение.

1) Группа – некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом на регулярной основе:

а) Первичные группы – семья и друзья

б) Вторичные группы – отношения носят обезличенный характер

2) а) Формальные организации – большие ассоциации людей, действующих на основании неличных связей, созданные для достижения специфических целей. Для координации деятельности организаций существует бюрократия. Это специфическая форма социальных организаций в обществе. Она проявляет тенденцию к произволу, формализму, стремлению подчинить правила и задачи деятельности организации целям своего сохранения и укрепления. Это узкий привилегированный чиновничий административный слой.

б) Неформальные организации - добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи.

 

 

Социальная стратификация

Понятие «социальная стратификация» ввёл в научный оборот социолог и культуролог Сорокин П.А.

Понятие «стратификация» с латинского – слой, пласт. Стратификация определяет вертикальную последовательность положения социальных слоёв в обществе, их последовательность и соподчинённость, разделение общества на страты. Понятие страта определяется как большая группа людей, отличающихся по своему положению. В основе стратификации лежит социальная дифференциация – разделение общества на разные социальные группы, которые занимают в нём разное положение в связи с неравенством в результате доступности денег, власти, образования, престижа.

Неравенство существует в человеческих обществах любых типов.

Различают четыре основных системы стратификации:

1) Рабовладельческая – крайняя форма неравенства. Причины распада:

а) Неэффективность труда

б) Сопротивление рабов

2) Кастовая. Характерна для Индии

3) Сословная. Часть европейской феодальной системы. Состоят из стратификационных слоев с различными правами и обязанностями. Существуют три сословия: дворянство, духовенство и прочие.

4) Классовая. Признаки классов:

а) Не зависят от законодательных и религиозных установок

б) Достигается индивидом хотя бы отчасти, а не просто дается при рождении

в) Классы связаны с различием в экономическом положении, с неравенством в отношении владения материальными ресурсами

г) Классовая система проявляется в крупномасштабных отношениях безличного характера.

Классы – большие группы людей, обладающие сходными материальными ресурсами, что определяет образ жизни, который они ведут.

Социальная стратификация имеет две существенные характеристики:

1. верхние слои находятся в более привилегированном положении по отношению к нижним слоям;

2. верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов общества.

Социальная стратификация выполняет в обществе следующие функции: выявляет социальные слои конкретного общества и представляет социальный портрет этого общества.

 

Социальный статус

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

 

Социальный статус (от лат. status - положение, состояние) обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов. Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом - постоянным или временным, основным или неосновным - стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным "весом", чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Социальная роль (франц. role) - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Социальная мобильность

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, переезд человека из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Однако существуют и такие перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом (или падением) престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Процессы перемещения индивидов в социальном пространстве получили название социальной мобильности.

Одним из первых исследователей социальной мобильности был П.А.Сорокин. Согласно его определению, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».

П.Сорокин различает два типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на этом же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.

Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность) – восходящая вертикальная мобильность. Понижение в должности в звании – нисходящая вертикальная мобильность.

Каналы социальной мобильности (лифты) – это пути и механизмы, позволяющие людям подниматься наверх – получение образования, социальный статус семьи, получение воспитания, физические и умственные способности, внешние данные человека, армейская служба, смена места жительства, вступление в брак.

Социальные нормы, отклоняющееся поведение

Слово «норма» происходит от латинского, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и не? справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать, что именуется девиацией (от лат. отклонение). Это можно определить как несоответствие имеющейся норме, принятой значительной частью людей в группе или обществе. Отклонения бывают не только индивидуальными, но и групповыми. Наиболее часто мы следуем социальным правилам и нормам, т. к. в процессе социализации нам привычно поступать именно так, или мы верим, что предписываемое поведение истинно. Все социальные нормы сопровождаются санкциями.

Санкция – это любая реакция со стороны остальных на поведение индивида или группы, цель этой реакции - гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции бывают позитивными и негативными, формальными и неформальными.

Неформальные позитивные: похвала, улыбка, одобрение.

Неформальные негативные: ругань, выговор, игнорирование индивида.

Формальные санкции в основном связаны с системой наказаний. Для них существуют законы.

Теории, объясняющие отклоняющееся поведение:

1. Объяснение с биологических позиций

2. С психологических позиций

3. Социальные институты общества

Существует также теория аномии:

В современном обществе традиционные стандарты и нормы разрушаются, не будучи заменены новыми. В определенных областях социальной жизни нет четких стандартов поведения. Люди испытывают тревоги, страх перед неопределенностью, поэтому аномия может стать одним из социальных факторов, влияющих на предрасположенность к самоубийству. Авторами этой теории являются Дюркгейм и Мертон. Последний считает, что аномия – это напряженность в поведении индивида в ситуации, когда принятые нормы вступают в конфликт с социальной реальностью. Однако отклоняющееся поведение бывает и положительным.

Маргинальность – состояние, характеризующее людей, которые находятся как бы в промежуточном положении между социальными группами. Такими могут быть уехавшие со своей родины, люди, считающие себя выше их прежней среды, но в более высокий слой не поднявшиеся.

 

Социальные конфликты

Конфликт – столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов. Социальный конфликт – эта высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, в обществе в целом. Столкновение интересов должно быть осознанное обеими сторонами конфликта. Он может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования конфликтующих групп. Но может быть и воображаемый конфликт, когда люди полагают, что их интересы не совместимы и взаимно исключают друг друга.

Существует 4 основных источника социальных конфликтов: богатство, власть, престиж, достоинство.

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.

Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, программы, лозунги, формируется идеология. На этом этапе конфликт становиться открытыми необратимым.

Стадии социального конфликта:

1. предконфликтная ситуация (стороны оценивают свои возможности, выбирают способы воздействия на противника)

2. непосредственно конфликт (наличие социальных действий, направленное на изменение поведения противника)

3. разрешение конфликта – устранение причин конфликта.

Способы решения социальных конфликтов:

- компромисс – решение конфликта через взаимные уступки сторон;

- переговоры – мирная беседа по решению конфликта;

- посредничество – использование третьей стороны в заочном решении конфликта;

- арбитраж – третейский суд – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу за помощью в решении конфликта;

- применение силы, власти, закона.

Пути выхода из конфликта – реставрация (возвращение к доконфликтному существованию), выжидание, обновление (выход путём отказа от старого).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...