Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перцептивная сторона общения.

Примерный перечень вопросов к экзамену

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»

Для студентов 3 курса специальность 031000 педагогика и психология

1. Предмет, структура и взаимосвязи социальной психологии.

2. Методы социально-психологического исследования.

3. Объект социальной психологии. Природа и функции социальной психики.

4. Становление и развитие социальной психологии.

5. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии.

6. Любовь, дружба и межличностная синзитивность

7. Психологическое содержание понятий «социальные убеждения» и «социальные суждения».

8. Социальные установки. Составляющие и выработка установок. Изменение установок.

9. Социальные стереотипы их типы и свойства.

10. Социальные предрассудки и суеверия. Причины предрассудков.

11. Социально-психологические аспекты командообразования.

12. Сущность понятия «общение». Основные характеристики общения.

13. Структура взаимодействия в общении. Содержание структуры взаимодействия

14. Конфликт. Коррекция и управление конфликтом.

15. Социально-психологические механизмы общения.

16. Структура социального общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная сторона общения).

17. Механизмы взаимопонимания в ситуациях межличностного взаимодействия.

18. Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание).

19. Теории межличностного взаимодействия.

20. Понятие социальной перцепции. Особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок.

21. Общественное мнение и общественное настроение.

22. Казуальная атрибуция как перцептивный механизм.

23. Мотивы социального поведения человека.

24. Понятие этнической группы. Психология этносов.

25. Характеристика социально-психологического конфликта.

26. Структура социально-психологического конфликта.

27. Особенности и предупреждение педагогических конфликтов.

28. Понимание личности в социальной психологии.

29. Процесс социального развития личности. Социально-психологические параметры анализа личности.

30. Понятие социализации и её сущность.

31. Структура психологической власти в малой группе.

32. Социальная дифференциация и стратификация. Социальный статус.

33. Социальная нормативность и её структура.

34. Социальная роль. Ролевые отношения и ролевое поведение личности.

35. Психология освоения социальных норм.

36. Процессы интеграции и дезинтеграции в малой группе. Групповая сплочённость.

37. Совместимость и срабатываемость в межличностных отношениях

38. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряжённости

39. «Я»- концепция лидера. Психологические потребности и мотивы лидера.

40. Поведение лидера в группах. Психологические типы лидеров.

41. Понятие социально-психологической ситуации. Классификация социально-психологических ситуаций.

43. Социальная напряжённость и её психологическая характеристика.

44. Понятие «малая группа». Классификация малых групп.

45.Характеристика содержания понятия «групповая динамика». Элементы групповой динамики.

46. Руководство в малой группе. Модели руководства.

47. Массовая коммуникация. Функции массовой коммуникации.

48. Структура межличностных отношений в группе. Влияние группы.

49. Толпа. Виды и условия образования толпы.

50. Масса и её психологические характеристики.

51. Понятие и типы экстремальной ситуации. Способы адаптации к экстремальной ситуации.

52. Стратегии поведения в жизненных ситуациях (социальные, личностно-ориентированные, соматически ориентированные формы поведения).

53. Социальная напряжённость и её психологическая характеристика.

54. Социально-психологический климат и условия его формирования.

55. Мода, субкультура, массовый ажиотаж как специфические социально-

психологические явления.

56. Структура психологической власти в малой группе.

57. Теории лидерства.

58. Социальные и межличностные отношения. Формы межличностных отношений.

59. Типы межличностного общения.

60. Толпа и коллективное бессознательное. Влияние толпы на психику человека

 

 

Социальная психология в системенаучного знания.

План

1. Предмет и объект социальной психологии.

2. Теоретические и эмпирические источники социальной психологии,

3. Современная социальная психология:

• современная социальная психология США

• современная социальная психология Западной Европы

• социально- психологические проблемы в русской науке на современном этапе развития.

4. Тенденции развития социальной психологии.

Вопросы для обсуждения:

Подходы к определению предмета социальной психологии?

Что представляет собой "социальная психика" как предмет социальной психологии?

Творческая работа студентов.

Сочинение на тему: "Социально - психологические проблемы современного общества".

Конспектирование литературы:

1. Андреева Г. М. Предмет социальной психологии и ее место в системе научного зна­ния // Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1995.

2. Ильин В.А. Использование психосоциального подхода для изучения социально-психологических процессов в современном обществе // В.п. –2007. - №2. – С. 109.

Литература

1. Будилова Е. А. Социально- психологические проблемы в русской науке. - М., 1983.

2. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. –

М., 1998. – С..38-56.

3. Руденский Е. В. Социальная психология: курс лекций, - М., 1998.

4. Современная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой. - М., 1984.

5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

6. Хрестоматия по социальной психологии. - М., 1995.

Раздел 2. Психология социального взаимодействия.

Общение как социально- психологическое явление.

План

1. Понятие общения в социальной психологии.

2. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

3. Функции общения (прагматическая, формирующая, подтверждение, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная).

4. Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое).

Задания:

1. Определить особенности общения, при помощи комплекса методик проведя самотестирование.

2. Собрав данные, составить характеристику, в которой постараться проанализировать особенности проблемы общения и внести практические рекомендации по оптимиза­ции общения.

Диагностические материалы:

1. Тест "Общительный ли Вы человек?"

2. Личностный опросник Айзенка.

3. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в обще­нии В. В. Бойко.

4. Методика диагностики "помех" в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1998.

2. Злобина П. Г. Общение как фактор развития личности. - Киев, 1981.

3. Леонтьев. А. А. Психология общения. - М., 1994.

4. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой. - М., 1987.

5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

 

Особенности человеческой коммуникации.

План.

1. Создание общего информационного поля.

2. Каналы передачи информации.

3. Практические проблемы оптимизации общения (обратная связь, коммуникативные барьеры, эффективное слушание).

4. Целенаправленное коммуникативное воздействие. Проблемы и тонкости педагогического воздействия.

Задания для студентов:

1. Ознакомиться с диагностическими методами, направленными на оценку коммуника­бельности.

2. Провести самотестирование.

3. Дать когнитивный анализ полученных результатов и внести рекомендации по разви­тию навыков общения.

Практическая работа:

1. Тест «Общительный ли вы человек?»

2. Тест, «Какой вы собеседник?»

3. Тест для самоанализа коммуникативных качеств.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каково содержание понятия «коммуникативная деятельность общения»?

2. Каким образом реализуется социальная представленность в коммуникативной деятельности?

3. Каким образом реализуется индивидуально- личностная представленность в коммуникативной деятельности?

4. Какие факторы влияют на успешность или неуспешность приёма и передачи словесной или несловесной информации?

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.

3. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997

4. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996.

5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 1995.

6. Прикладная социальная психология / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - М., 1998.

7. Шевандрин Н.И. Социальная психология. - М., 1995.

8. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1990.

 

Перцептивная сторона общения.

План.

1. Понятие социальной перцепции.

2. Казуальная атрибуция как перцептивный механизм.

3. Особенности социального восприятия и источники перцептивных ошибок.

4. Механизмы социального познания (стереотипизация, эмпатия, идентификация и т.д.).

5. Самоподача и проблема открытости.

Практическая работа:

· Цель: приобрести навыки анализа перцептивной стороны общения посредством проективного материала.

· Выполнить два рисунка: «Я такой, как есть» и «Я такой, каким хочу быть». Рисунки не подписываются, техническая сторона изображения не важна. Рисунки перемешиваются, затем произвольно берутся и демонстрируются. Все участники группы по очереди рассказывают, что они видят на рисунке, но не формально описывая его, а передавая свои ощущения от рисунка, например, каким, рисовавший видит себя, что хотел бы изменить в себе. Автор рисунка себя не обнаруживает, даёт возможность его определить.

Затем автор рассказывает, что он хотел выразить этим рисунком, отмечает

понравившиеся ему высказывания о рисунке, близкие его собственным ощущениям.

· Обсуждение:

- Какие отзывы о рисунках понравились, а какие - нет?

- Что показалось интересным или необычным в дополнениях к рисункам?

- Какие стороны авторов раскрываются в их дополнениях к рисункам?

Конспектирование:

1. Саенко Ю.В. Психологические аспекты изучения суеверия // В.п. – 2006.- № 6.-С. 85.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1997.

2. Арронсон Элиот Общественное животное. Введение в социальную психологию. –

М., 1998.

3. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 2001.

4. Майерс Дэвид Социальная психология. - М., 1996.

5. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.,1997

6. Шибутани Т. Социальная психология. - М.,1996

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...