Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы обращения информации




Хотя роль информации может ограничиваться неопре­деленным эмоциональным воздействием на человека, в чисто технических (автоматических) и человеко-машинных (автоматизированных) системах она чаще всего используется для выработки управляющих воздействий. При обращении инфор­мации в системах можно выде­лить отдельные этапы. Так как материальным носите­лем информации является сиг­нал, то реально это будут эта­пы обращения и преобразова­ния сигналов.

На этапе восприя­тия информации осуще­ствляется целенаправленное извлечение и анализ инфор­мации о каком-либо объекте (процессе), в результате чего формируется образ объекта, проводятся его опозна­ние и оценка. При этом необходимо отделить интересую­щую нас в данном случае информацию от мешающей (шумов), что в ряде случаев связано со значительными трудностями. Простейшим видом восприятия является различение двух противоположных состояний: наличия («да») и отсутствия («нет»), более сложным - измерение.

На этапе подготовки информации про­водятся такие операции, как нормализация, аналого-циф­ровое преобразование, шифрование. Иногда этот этап рассматривается как вспомогательный на этапе восприя­тия. В результате восприятия и подготовки получается сигнал в форме, удобной для передачи или обработки.

На этапах передачи и хранения ин­формация пересылается либо из одного места в дру­гое, либо от одного момента времени до другого. По­скольку теоретические задачи, возникающие на этих эта­пах, близки друг другу, этап хранения информации часто в самостоятельный этап не выделяется. При этом передача информации получает более широкое толкова­ние. Для передачи на расстояние используются каналы различной физической природы, самыми распространен­ными из которых являются электрические и электромаг­нитные. В последнее десятилетие получил признание так­же перспективный оптический канал. Для хранения ин­формации используются в основном полупроводниковые и магнитные носители. Извлечение сигнала на выходе канала, подверженного действию шумов, носит характер вторичного восприятия.

На этапах обработки информации вы­являются ее общие и существенные взаимозависимости, представляющие интерес для системы. Преобразование информации на этапе обработки (как и на других этапах) осуществляется либо средствами информационной техники, либо человеком. Если процесс обработки форма­лизуем, он может выполняться техническими средствами. В современных сложных системах эти функции возлага­ются на ЭВМ и микропроцессоры. Если процесс обработ­ки не поддается формализации и требует творческого подхода, обработка информации осуществляется челове­ком. В системах управления важнейшей целью обработки является решение задачи выбора управляющих воздей­ствий (этап принятия решения).

Этап отображения информации должен предшествовать этапам, связанным с участием человека. Цель этапа отображения — предоставить человеку нуж­ную ему информацию с помощью устройств, способных воздействовать на его органы чувств.

На этапе воздействия информация используется для осуществления необходимых изменений в системе.

 

Информационные системы

Совокупность средств информационной техники и лю­дей, объединенных для достижения определенных целей или для управления, образуют автоматизированную ин­формационную систему, к которой по мере надобности подключаются абоненты (люди или устройства), постав­ляющие и использующие информацию.

Информационные системы, действующие без участия человека, называют автоматическими. За человеком в таких системах остаются функции контроля и обслужи­вания.

Автоматизированная информационная система стано­вится автоматизированной системой управления (АСУ), если поставляемая информация извлекается из какого-либо объекта (процесса), а выходная используется для целенаправленного изменения состояния того же объекта (процесса), причем абонентом, использующим информа­цию для выбора основных управляющих воздействий (принятия решения), является человек. Объектом могут быть техническая система, экологическая среда, коллек­тив людей. Существуют АСУ, в которых отдельные функ­ции управления возлагаются на технические средства, в основном на ЭВМ и микропроцессоры.

Автоматизированные информационные системы и АСУ нашли широкое применение во всех отраслях народного хозяйства в первую очередь как информационно-справоч­ные и информационно-советующие системы, системы управления технологическими процессами и коллектива­ми людей. Большинство из них являются локальными системами и функционируют на уровне предприятий и учреждений. В настоящее время происходит интенсивный процесс интеграции таких систем в системы производ­ственных объединений и далее — в отраслевые и ведом­ственные системы.

Системы более высокого уровня становятся террито­риально рассредоточенными, иерархичными как по функ­циональному принципу, так и по реализации их техни­ческими средствами. Обеспечение взаимодействия терри­ториально рассредоточенных систем требует протяжен­ных высокоскоростных и надежных каналов связи, а увеличение объема обрабатываемой информации — ЭВМ высокой производительности. Это привело к необходимо­сти коллективного использования дорогостоящих средств автоматизации (ЭВМ и линий связи) и обрабатываемой информации (банков и баз данных). Техническое разви­тие как самих электронных вычислительных машин, так и средств связи позволило, решить эту проблему путем перехода к созданию распределенных информационно-вычислительных сетей коллективного пользования.

Централизация различных видов информации в одной сети дает возможность использовать ее для решения ши­рокого спектра задач, связанных с административным управлением, планированием, научными исследованиями, конструкторскими разработками, технологией производ­ства, снабжением, учетом и отчетностью. В недалеком будущем использование информационно-вычислительных сетей позволит отказаться от традиционных форм массо­вого общения, таких, как телефон, телеграф, почта, от­дельные справочные службы.

Наиболее распространенными информационными си­стемами являются системы, обеспечивающие передачу информации из одного места в другое (системы связи) и от одного момента времени до другого (системы хра­нения информации). Обе разновидности систем передачи информации имеют много общего в принципиальных во­просах обеспечения эффективности функционирования. Их применяют как самостоятельные системы и как под­системы в составе любых более сложных информацион­ных систем. Совокупность таких подсистем в информационно-вычислительной сети образует ее основное ядро – сеть передачи данных.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...