Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные рекомендации




Обследование слуха речью в сомнительных случаях (Правдина О.В. Логопедия. — М., 1989. — С. 168-169).

Сначала установить обиходный словарь ребенка. Из этого сло­варя выбрать и составить ряд слов с высокочастотными звуками (и, э, с, з, ш, ч, ж) и низкими звуками (у, о, м, н, р), например ряд слов из таблицы Л.В. Неймана: мама, дом, стол, дедушка, парта, собака, рука, барабан, кошка, шуба, мальчик, пампа, нос, часы... (состав и объем словаря зависят от уровня речевого развития обследуемого). Затем посадить ребенка спиной к себе и предложить ему повторить слова, которые он услышит. Слова произносить голосом разговор­ной силы и на разном расстоянии: сначала с близкого расстояния, постепенно отходить от ребенка до тех пор, пока он не перестанет повторять предложенные слова.

Для неговорящих детей повторение слов нужно заменить пока­зом картинок или выполнением действий (поднять руки вверх, встать со стула, закрыть дверь и т.д.).

Ребенка с выявленным нарушением слуха направить к участ­ковому отоларингологу или в сурдологический центр.

Выявление минимальных проявлений дизартрии — дать функцио­нальные пробы.

Проба № 1: Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещением в боковых направлениях пред­мета. Проба является положительной и свидетельствует о наличии Дизартрии, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в сторону.

Проба № 2: Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких

дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыва­нием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Некоторые организационные вопросы проведения логопедического обследования:

• У детей с ОНР начинать обследование речи необходимо с ее употребления, то есть с активной речи; затем проверять понимание речи и после этого вновь возвращаться к обсле­дованию экспрессивной речи, устанавливая при этом степень обучаемости ребенка.

• При обследовании использовать максимум наглядности.

• Не проявлять своего отношения к ответам ребенка.

• Ответы ребенка можно записывать не полностью, а только ту значащую часть, которую обследуем.

• Заполнение речевых карт заканчивается к 15 сентября.
После первых двух «диагностических» недель, начинается этап

«текущего» изучения детей. Он.включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и вос­питания и позволяет проследить динамику развития ребенка, свое­временно находить новые направления работы с ним, учитывать индивидуальные особенности и выбирать соответствующие методы и приемы коррекционного 'воздействия.

Речевая нарта (Образец)

Фамилия, имя (ребенка): Фролова Света.

Дата поступления в. группу: 12.09.95.

Возраст: 04.04.90.

Домашний адрес: ул. Шимборского, дом 16, кв. 23.

Из какого д/сада прибыл(а): д/сад № 96.

Номер протокола ПМПК: № 6 от 20.04.95.

Сведения о семье

Мать — Фролова Людмила Ивановна, 1966 г. рождения, образова­ние — среднее специальное, в настоящее время не работает.

Отец — Фролов Юрий Леонидович, 1964 г. рождения, образо­вание — среднее, в настоящее время не работает.

Жалобы родителей: Света плохо говорит.

Раннее развитие ребенка

Беременность 1-я, попыток прерывания беременности не было, токсикоз первой половины, лекарств не принимала. Роды в срок, с преждевременным отходом вод, затылочное предлежание плода. Закричала не сразу, к груди приложили на 3-й день (ребенок был слабым), брала грудь нормально, на грудном вскармливании — до 1 года, соску сосала до двух лет. Раннее развитие, по словам мамы, шло нормально, на 9-м месяце девочка перенесла воспале­ние легких с высокой температурой. Гуление — в 2 месяца, лепет — в 8 месяцев, первые слова появились после года,, набирала словарь медленно, слова звучали невнятно (звуковые комплексы), понимала их только мама; предложениями стала говорить после трех лет, невнятность речи сохраняется до сих пор.

Обращались к логопеду поликлиники, рекомендовано прийти на занятия после пяти лет. Детский врач никаких рекомендаций не давала. Детский сад девочка не посещала, дома не занимались.

Состояние общей моторики

Физическое развитие гармоничное, группа здоровья первая, дви­жения неловкие, некоординированные, переключается с одного движения на другое замедленно, обслуживает себя, но тоже очень медленно. Ведущая рука — правая.

Слух нормальный. ЛОР-патологии нет.

Диагноз психиатра — нервно-психическое развитие замедлен­ное (дата).

Общее звучание речи

(Голос, темп, артикуляция, разборчивость, дыхание)

Голос нормальный, темп нормальный, артикуляция смазанная, дыхание чаще с открытым ртом, учащенное, поверхностное.

Состояние артикуляционного аппарата.

1. Строение

Губы — нормальные.

Зубы — нормальные.

Прикус — неправильный.

Челюсти — незначительная прогения.

Язык — укорочена уздечка.

Нёбо — нормальное.

Мягкое нёбо — нормальное.

2. Подвижность

Губы — движения быстро истощаются.

Язык — движения неполные, быстро истощаются.

Мягкое нёбо — трудно включается в движение.

Понимание речи

Предикативный уровень

Не понимает уменьшительного значения слов, изменения глаголов по числам, прилагательных по числам и родам; не различает совер­шенный и несовершенный вид глаголов; ограничено понимание пространственных предлогов.

Связная речь

(Примеры детской речи могут фиксироваться без учета фонети­ческих ошибок).

Диалогическая (беседа): — Как тебя зовут? — «Света». — А фами­лия? — «Митова» (Фролова). — Сколько тебе лет? — «Пать» (пока­зывает пальцы). — Посчитай свои пальчики. — «Яс, да, тые, пать, тетни». — Ты стихи какие-нибудь знаешь? — «Наю». (Ответы одним словом или жестом.)

Заученная речь: «Миска идет... И хотеа курить...» (Остальное невозможно разобрать и записать.) Стихов не знает.

Рассказ по картинке «Летом» (после предварительной беседы по плану: Когда это было? Куда пришли дети? Что они делают?): «Это бия сто. (Было лето.) Они ияють. (Играют.) Езики... баботьки исють... Я изяю». (Перечисляет персонажей.)

Рассказ по серии картинок «Кошка и мышка». (Не понимает сначала, что это одна и та же кошка): «Киська увидея миську. Она сапого пигиуя. Икать миську. А ее миська убезяя. Она икая, икая и насья». (Помощь принимает.)

Пересказ:

1.«Случай в трамвае» (незнакомый текст): «Ехай, ехай... зесия засья... Казай: садитесь. И казаи: пасибо» (схематично, обедненно).

2. Сказка «Репка» (знакомый текст): «Еить епка. Со еить, еить, еить. Посадиу дед епку. Тають и потають... Бабку посай... Тають, тають, икак. Посай сопаку. Тають, тають... И коску посай, и миску...» (обедненно, схематично).

Рассказ-описание предмета (игрушки): «И зяю» (Не знаю). Не может.

Словарный запас

1. Имя существительное:

а) родовое и видовое понятия:

овощи — «ябика, игуса, банан»; Смешивает.

фрукты — «катоська, сека, метая»;

посуда — «тяситька, куська, титотьки, мисотьки»;

одежда — «юбка, пати, сотыки, пати, пысия»;

мебель — «дивай, той, коса, коси, сиват, пойка, ковать, манион той»;

дом. животные — «коен, коза, идеть, оси, питька»;

транспорт — 0;

Где растут овощи? фрукты? — «И зяю».

Обобщающих слов не знает;

б) слова, сложные для понимания:

хобот – «нос» ноздри – «нос» клумба – 0 локти -0 подбородок – 0 ресницы – «тозе бови» колени + копыта – «когти» крючок -0 клюв — «нос» грядка -0 форточка – 0 брови + затылок - 0 бок + манжета – 0 молния - 0 когти – «ногти» калитка – 0 рама – 0 подоконник – «всё стоит» воротник – 0 рукав + петля – «дийка»

в) предмет и его части: кукла — «гова, ноги, юка»

г) животные и их детеныши

ед. ч. мн. ч ед. ч. мн. ч
кошка + собака - 0 лошадь – 0 коза + свинья - 0 «котаты» «собатьки маиньки» «ясятки» + медведь – 0 волк – 0 лиса – 0 курица –   утка - 0 «маиньки» «тозе маиньки» «тють, тють узе побосиу куицы»

д)существительные с уменьшительным значением:
Не изменяет сама, + только с помощью.

диван – 0 окно – 0 ведро – 0 стул – 0 голова - 0 ваза – 0 ухо – 0 лоб – 0 стол – 0 птица - 0 сумка – 0 гнездо – 0 ковёр + шкаф – 0 дерево – 0 трава - 0

е) название профессий:

учительница – «угник» продавец – «тотя» художник – «дада» милиционер – 0 шофёр - 0 врач + пожарный – «дяди» космонавт – 0 маляр - 0 воспитательница + почтальон – 0 сапожник – 0 лётчик - 0

2. Глагол:

а) различные действия и состояния предметов:

бегать + идти — «пошей и все» летать + смеяться — 0 рисовать + купать—0 шить — «сить» стоять + раскрашивать — О

б) возвратные глаголы:

моет + моется + катает + катается — 0 вытирает + вытирается — О одевает + одевается +  

в) глаголы разного вида, времени, числа:

идет — 0 шли — 0 бежит + бегут — 0 идут — 0 ушли — 0 (только «посей») убежал — О шел — О

г) приставочные глаголы:

наливает — «петь воду» поливает — «петь» («тетотьки») Выливает – «ииваеть воду»

3. Имя прилагательное:

а) качественные:

яблоко — величина — 0, форма — 0, цвет — «каси», вкус — «киси», вес — 0, температура — О

б)антонимы:

сладкий + широкий — «маиньки» старый — 0 твердый — 0 злой + высокий — «маиньки» длинный — 0 чистый + мокрый + легкий + веселый—О больной — О

в) относительные:

молоко — «маоко» железо — «зеезы» вишня — О мох — О осень — О весна - 0 дерево — «досяська» груша — О бумага — «бумаги» шоколад — О лето — О лето — О яблоко — О стекло — «и тока» слива — О пластмасса — 2мас-массий»

г) притяжательные (у детей 6 лет):

Коля — «Коя» мама — «мама» лиса — 0 папа — «папа» дедушка — О волк — О бабушка — О Люба — «Юба»

4. Наречия:

быстро – 0 громко + вверх – «тям» тихо + высоко — «тям» вниз – «тям» медленно — 0 низко - 0

Грамматический строй речи

1. Именительный падеж существительных ед. и мн. ч.:

кубик + лев — «ефи» дерево — «деси» дом — «доми» стол + гнездо — 0 ведро — 0 рот — 0 стул — 0 лоб — 0 рукав — О ухо — «ухо» окно — О коза — О перо — О

 

2. Родительный падеж со словами «нет» или «много»:. -
много «зюб, даей (деревьев), ягихик (ягод)».

3. Дательный падеж ед. и мн. ч. (кому?):

подарю «папе, маме, девкам (девочкам), майтикам».

4. Винительный падеж (кого? что?):

вижу за окном «деей (детей), деея (деревья), доми, сааку, воду».

5. Творительный падеж орудийности, времени (чем? когда?):

топором — 0 веником + вечером + молотком + ложкой + ножницами — «нозитим» красками — «каским»  

6. Предложные формы:

а) родительного падежа:

У (у кого?) из (из чего?) - «и» с, со (откуда?) - «и тоя» (со стола) без (без чего?) - 0

б) дательного падежа:

к (к чему? к кому?) - 0 по - 0

в) винительного падежа:

в (куда?) – опускает под (куда?) - 0 на (куда?) – «а» через - 0

г) творительного падежа:

с - 0 за - 0 над - 0 под - 0

д) предложного падежа:

в - опускает на - опускает

е) пространственные предлоги:

из + из-за - 0 из-под - 0

7. Согласование числительных с существительными в роде:

один мяч + одна груша – «один» два мяча – «да мяч» две груши - 0

 

Произношение

(Примеры детский речи фиксировать с дефектами звукопроизношения).

А + С + Н, Нь + Й + П, ПЬ + К, Кь + О + Сь+ М, Мь + Ш = С Б, Бь + Г, ГЬ + У + З + Р = Й Ж = З Т + Х, ХЬ + Ы + Зь + Рь = Й Ч = Ть Д + Ф, ФЬ + Э + Ц = С Л = Й Щ = С В, ВЬ + Дь + И + Ть + Ль =Й

В речи: ц = с, ч, тъ; дефект смягчения (твердые — мягкие соглас­ные не дифференцирует — «У тоти Кати пать котать»); дефект озвончения — «У Зои поели юпи» (У Зои болели зубы). Произноше­ние (отраженно): «Соя катаеса я санкам» (Соня катается на санках), «По уиче гуяют чипата и куитя» (По улице гуляют цыплята и курица), «Сяпка и сюпка, вот и есь мисютка» (Шапка да шубка, вот и весь мишутка), «Зкж упай и тать и мозить» (Жук упал и встать не может), «Цяйке цяй» (В чайнике чай), «У Ени боить коено» (У Лены болит колено), «Мияедотьке пия» (Мила в лодочке плыла), «Яя, яя ми таемь» (Рано, рано мы встаем), «Тоясь, тоясь, покоей, выходи зеей» (Сторож, сторож поскорей выходи кормить зверей).

Слоговая структура слова

1. Повторить за логопедом:

елка — «ейка» шкаф — «сяф» снеговик - «сигаик» приемник — «пиемиик» умывальник — «мивайик» строительство — О стол — «той» паук + скамейка — «камейка» мотоцикл — «мототикей» телевизор — «теизи» хоккеист — «хихись» стул — «туй» пушка — «пуська» карандаш — «каядась» гимнаст — «гинасы» велосипед — «весипед» электричество — О

2. Назвать предметы (реальные или по картинке) отраженно:

обезьяна —0 поросенок — 0 смородина — 0 шоколадка — 0 стрекоза — «ося» кошелек — «кисиек» учительница — «утится» космонавты — О ящерица — О табуретка — «туй» колокольчик — О левая (рука) — «еия»

3. Повторить предложения:

Ребята слепили снеговика — «Еяи епии сегаика»

Хоккеисты играют в хоккей — О

Библиотекарь выдает книги — О («И зяю»)

Физкультурники идут на парад — О

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки — О

Фонематическое восприятие

ма – мо мо – мо да – та та - та му – мю му – му са – за са - са па – ба ба – ба за – са са - са ба – па па – па мы – ми ми - ми та – да да - да

2. Выделение звука из слова:

гласный из начала под ударением - не выделяет согласный

из конца — не выделяет.

3. Определение наличия звуков в слове в разных позициях:
С: стол + автобус + кукла + бусы — 0.

4. Отбор картинок с заданным звуком: не выполняет.

5. Самостоятельное придумывание слов на заданный звук (детям, которые справились со всеми заданиями): 0.

Общее развитие ребенка

1. Мышление:

а) складывание разрезной картинки из 4-6 частей: корова из
3 частей +; дом из 4 частей + (с большой помощью);

б) понимание причинно-следственных связей в рассказе: не по­нимает (сама: 2, 3, 1);

в) исключение 4-го лишнего: по цвету +; по величине — 0; по форме + (с помощью); чайник из мебели +;

г) способность к обобщениям: низкая. Классификацию выпол­няет с большой помощью.

2. Знание стихотворений: не знает.

3. Счетные навыки: прямой до 5 нетвердо (1, 2, 3, 5, 4).

4. Пространственные представления: право +, лево +, вверху +, внизу +, впереди — 0, сзади — 0 (в отношении себя смешивает).

5. Временные представления: время суток— «ночь, день»; дни недели — 0, времена года — «холодно» (и ничего больше).

6. Основные цвета: белый +, красный +, зеленый + черный — О, синий +, желтый +.

7. Основные геометрические формы: квадрат — «окосетько», треугольник -— «домик», прямоугольник — 0, круг — «кузеток», овал — «кух» (круг).

8. Конструктивная деятельность: рамки Монтессори + (по зри­тельному соотнесению).

9. Внимание: сосредоточенность на задании замедленная, про­извольное внимание быстро истощается; устойчивость внимания зависит от яркости и привлекательности дидактического материала;ориентировочная реакция +.

Работоспособность снижена, быстро устает.

Заключение логопеда

Общее недоразвитие речи. II уровень р/р у ребенка с дизартрией

 

 

Логопедические занятия

Логопедические занятия... являются основ­ной формой коррекционного обучения, когда систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Основы логопедии

В логопедической группе проводятся два вида занятий: фронталь­ные и индивидуальные. Фронтальные занятия организуются по подгруппам (их две), на которые делятся дети в зависимости от уровня речевого развития или уровня сформированности произ­вольной деятельности (по усмотрению логопеда).

В данном пособии мы не даем образцов занятий по формиро­ванию звуковой стороны речи, а рассматриваем занятия двух типов:

1) по формированию лексико-грамматических средств языка;

2) по развитию связной речи.

Это деление довольно условно, ибо каждое занятие первого типа подводит детей к навыкам связной речи той или иной степени слож­ности (в зависимости от возможностей детей и этапа обучения). Занятия же второго типа обязательно предусматривают активиза­цию определенного словаря ребенка, практическое использование отработанного грамматического материала, тех или иных типов предложений. Меняются лишь удельный вес той или иной задачи в занятиях, методы обучения, и идет постоянное усложнение каж­дой поставленной ранее задачи.

Общей же задачей всех логопедических занятий на первом году обучения является уточнение и обогащение представлений детей об окружающей действительности, расширение кругозора и на основе этого обогащение и активизация словарного запаса, форми­рование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Если эта задача будет решена, то развитие повествовательной речи, речевого самоконтроля на втором году обучения будет более успешным и придаст процессу речевого развития ребенка твор­ческий характер.

Обучение на занятиях носит коммуникативную направлен­ность. Необходимо научить детей применять усваиваемый мате­риал в аналогичных и новых ситуациях, в постоянном общении, в различных видах деятельности.

Планируя занятия, логопед должен:

• четко определить тему и цель занятия;

• отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, инди­видуального подхода к речевым и психическим возможно­стям детей;

• выделить словарь, который дети должны усвоить в актив­ной речи;

• подчеркнуть наличие обучающего момента и последователь­ного закрепления материала;

• продумать обеспеченность занятия наглядным материалом;

• обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность;

• обеспечить постепенную смену речевых и речемыслительных заданий возрастающей сложности;

• включить в занятия игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;

• включить регулярное повторение усвоенного речевого мате­риала;

• учитывать зону ближайшего развития, потенциальные воз­можности детей для развития мыслительной деятельности.

Процесс развития речи в дошкольном детстве органически свя­зан с умственным развитием. Эту связь следует рассматривать в двух аспектах: роль языка для развития мышления и роль интел­лекта в овладении языком. Поэтому задачи развития основных мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение), произвольного внимания, памяти, сложных форм восприятия, воображения, временных и пространственных представлений детей логопед должен предусматривать во всех речевых упражнениях. Но как самостоятельная цель они могут не ставиться.

Представленные далее логопедические занятия не являются законченными и обязательными конспектами. Они представляют собой лишь перечень приемов, упражнений при четко опреде­ленных теме, цели занятия и речевых задачах, решаемых на нем., Это предполагает творческий подход специалиста к предложен­ному материалу. Например, не обязательно использовать все пере­численные виды упражнений на одном занятии. Можно часть их вынести на индивидуальную работу или предложить воспитателю. Главное, чтобы отрабатываемый материал был достаточно разно­образно закреплен в речи детей.

Так как индивидуальные, различия речевого уровня детей могут быть довольно значительными (даже в пределах одной подгруппы),

необходимо осуществлять разноуровневый подход к выбору и применению описанных приемов, методов, упражнений на лого­педических занятиях. В данном разделе предлагается образец кон­спекта разноуровнего занятия на тему «Составление рассказа по сюжетной картине».

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД

Занятие 1: «НАШЕ ТЕЛО»

Цели: учить детей слушать и слышать звучащую речь; формиро­вать представление о славе, его изменяемости и сочетаемости с другими словами в речи; развивать интерес к занятиям, побуждать детей к активным высказываниям.

Задачи:

Л*. Активизация предметного словаря по теме. Дифференциа­ция понятий: тело •— туловище, тело — части тела.

Г. 1. Изменение имен существительных по числам (оконча­ния -ы, -и).

2. Употребление притяжательных местоимений мой, моя, мои, числительных одна, две с существительными.

П. Принимать и поощрять любое самостоятельное высказы­вание детей: одним словом, словосочетанием («одна голова», «две руки», «мои ноги»), элементарной фразой (Это шея. Вот руки. Это мои ноги).

С. 1. Понимание и выполнение инструкций типа: «Подними руку», «Подними руки».

2. Ответы на вопросы: что это? кто это? кто ты?

3. Формирование умения задавать эти вопросы.
Материал:

1.Кукла-голышка.

2. Предметные картинки с изображением отдельных частей тела человека, куклы.

3. Демонстрационный конструктивный материал для склады­вания куклы из частей.

Здесь и в дальнейшем обозначения:

Л — лексические задачи (активизация словаря);

Г — задачи по развитию грамматического строя речи;

П — задачи по формированию предложения;

С — задачи по развитию связной речи

Приемы, упражнения:

1. Дид. игра «Давайте знакомиться» по типу игры «Телефон»:
Я — Нина Ивановна, а ты кто?

Я — Алеша, а ты кто? Я — Оля, и т.д.

2. Рассматривание, показ и называние тела друг друга и своего куклы-голышки и куклы на рисунке (тело обводится указательным пальцем с головы до ног).

3. Называние крупных частей тела на себе, друг на друге сверху вниз и снизу вверх: сопряженно, по показу, в дид. игре «Назови, не пропусти», самостоятельно (показывать и называть: голова, шея,
руки, туловище, ноги).

4. Дид. игры: «Один — много» (ноганоги), «Много — один» (ногинога), «Найди одну» (одна голова), «Найди две» (дверуки).

5. Ответы на вопросы: это чья? чьи?

6. Складывание куклы из частей на фланелеграфе и провоциро­вание-стимулирование попыток детей задавать вопрос «что это?».

7. Физкультминутка (слово — движение). Дети стоят. Логопед, называя части тела сверху вниз или наоборот, выполняет указыва­ющие движения. Дети повторяют их вслед за логопедом, потом
вместе с ним, в дальнейшем — самостоятельно.

 

— Голова. Руки на голову, локти в стороны.

— Шея. Руки охватывают шею.

— Руки. Руки в стороны-вверх.

— Туловище. Руки на пояс.

— Ноги. Руки на бедра.

Занятие 2: НАШЕ ТЕЛО

Цель: та же. Задачи:

Л. 1. Активизация предметного (названия более мелких частей тела) и глагольного словаря. Дифференциация понятий: части тела — части головы, лица, руки, ноги, туловища.

2. Формирование представления о словообразовании. Г. 1. Выделение слов-действий по вопросам: что делать? что делает?

2. Связь слов в двусоставном предложении. П. Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий.

С. 1. Формирование навыка ведения простейшего диалога (утвер­дительный или отрицательный ответ на вопрос).

2. Добавление слов, словосочетаний в играх, сопровождае­мых речью.

Материал:

1.Кукла-голышка.

2. Предметные картинки.

3. Конверты с деталями тела куклы (на каждого ребенка).

4. Детские альбомы.

5. Тексты для игр.

Приемы, упражнения:

1.Ответы на вопросы неопределенной формой глагола: для чего нужны руки, ноги? (брать, давать, держать, работать и т.д., ходить, бегать, прыгать, стоять и т.д.), для чего голова? (думать).

2. Выполнение инструкций и составление предложений по ним.

— Вова, встань!

— Что делает Вова? (Стоит. Вова стоит).

— Акцент на вопрос и слово-действие.

3. Сравнение одного из детей и куклы (большоймаленький).

4. Складывание куклы из деталей каждым ребенком (на столах) и называние частей ее тела в уменьшительно-ласкательной форме (ножка, ручка...).

5. Отрицательные и утвердительные ответы на вопросы: «Это ножки?» — «Нет, это ручки». Или: «Нет, это не ножки, это ручки».

«Это ручки?» — «Да, это ручки».

«Это головка?» — «Нет, это голова». И т.д.

6. Показ и называние мелких частей: головы (впереди, сзади, с боков, вверху), лица, руки, ноги, туловища (впереди, сзади, левый бок — правый бок).

7. Изменение названий по числам (одинмного).

8. Игра с пальчиками: ладонь — кулак, ладонь — кулак — ребро.

9. Физкультминутка (движения в сопровождении речи логопеда; дети могут добавлять слова, словосочетания, запоминая их).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке Шаг в темпе марша.

Шагают наши ножки,

Раз-два, раз-два.

Прыжки. Присесть. Замедленный шаг.

По камешкам, по камешкам,

В ямку — бух!

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Указательный жест на стул. Сесть.  

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Тут мы живем.

Занятие 3: «НАШЕ ТЕЛО»

Цель: развивать речевую активность детей.

Задачи:,

Я. 1. Активизация всего лексического материала по теме.

2. Понимание слов (наречий), обозначающих пространст­венную ориентировку в схеме тела человека (впереди — сзади, впе­ред — назад, вверху — внизу, вверх — вниз).

Г. Упражнения в употреблении существительных ед. ч. в род. п. (окончания -ы, -и), в тв. п. (окончания -ом, -ой, -ами).

П. Употребление в практических упражнениях простых пред­ложений типа: П + С, П + С + Тв. п.

С. Добавление словосочетаний в играх, сопровождаемых речью.

Материал:

1.Детские альбомы.

2. Конверты с деталями куклы (из каждого конверта убрать по одной детали).

3. Тексты для игр с движениями.

4. Предметные картинки.

Приемы, упражнения:

1. Ориентировка в собственном теле:

а) показ и называние частей тела вверху, внизу, впереди, сзади; левой руки, ноги, уха, глаза, бока; правой руки, ноги, правого уха, глаза и т.д.;

б) выполнение инструкций типа: «Правой рукой покажите левую ногу».

2. Ответы на вопрос «чем?» одним словом:
— Чем мы показываем? (Рукой).

— Чем думаем? (Головой).

— Чем мы видим? (Глазами). И т.д.

Вопросы дифференцировать в зависимости от необходимости акцента на определенное окончание существительного в тв. п.: -ой (головой, рукой, ногой), -ом (носом, языком, плечом), -ами (глазами, ушами, ногами, руками, зубами, губами).

3. Составление предложений по демонстрации действий:

— Маша, топни!

— Маша что делает? (Гопает).

— Скажем про Машу. (Маша топает).

— Чем Маша топает? (Ногой).

— Маша топает ногой. И т.д.

4. Дид. игра «Да» и «нет».

— Марина слушает ушами?

— Да, Марина слушает ушами.

— Вова дышит языком?

— Нет, Вова дышит носом. И т.д.

5. Дополнение предложений существительными в тв. п.

— У зеркала мы работаем чем? (языком, губами).

— У зеркала нельзя двигать чем? (руками, ногами).

— Когда хочешь ответить, надо подумать чем? (толовой).

— Пищу надо жевать чем? (зубами). И т.п.

 

6. Дид. игра «Чего нет?» или «Чего не хватает?» Складывание куклы из деталей, помещенных в конверте, при отсутствии одной из них. Дети говорят: «У меня нет ноги (руки и т.п.)».

7. Подведение детей к выводу об изменении слов: ноганогиногой, ногиногами и т.п.

8. Игра с пальчиками в сопровождении речи логопеда:.

Раз, два, три, четыре, пять, Кулакладонь.

Вышли пальчики гулять.

Сгибание или разгибание пальцев по одному, начиная с мизинца.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну, а этот все сам съел,.

Оттого и потолстел..

Обратить внимание: палецпальчик, палецпальцы, паль­цыпальчики, пальчикпальчики. 9. Физкультминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,.

Глазками моргают,

А после отдыхают.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...