Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная система имела три уровня




Развитие и совершенствование судебной системы в России

Основные этапы развития

1) Догосударственный 6-9 вв.

2) Феодальный 9-17 вв.

3) Абсолютистский 17- до судебной реформы 1864 г

4) Реформационный 1864-1917

5) Советский 1917-1991

6) Современный 1991 - по настоящее время

 

1)Догосударственный: древнейшей формы судебной власти был суд общины, члены которой в равной степени обладали правами и обязанностями в судебных разбирательствах. Состязательность сторон сохранялась долгое время, поэтому процесс в Др. Руси, называют состязательным. Ему присущи такие характерные черты, как относительное равенство сторон и их активность в сборе и представлении доказательств.

2) Феодальный: начиная с 9-10 вв. Укрепляется процесс, где ведущая роль принадлежит князю и его администрации. Они возбуждали процесс, сами собирали доказательство и выносили решение. Поводами к судебному разбирательству служили жалобы исцов, задержание на месте преступления, либо факт его совершения. Основными процессуальными формами были: заклич, свод, гонения следом. Нормы русской правды, действующие в русских княжествах в 12-15 вв. Продолжали использовать в судебном процессе рассматриваемого периода. При сохранении состязательных начал, в судебном процессе усиливалась роль и активность государства и государственной администрации. Повсеместно выросло значение судебного поединка, при невозможности установления истины иным способом. Ордалии уходили в прошлое, поскольку противоречили христианскому понимаю выяснения истины, судные клятвы лишались языческой атрибутики. Одновременно усиливалась роль письменных документов, особенно в земельных спорах. Строй процесса по Русской правде является состязательным, что характерно для эпохи раннего феодализма.

3) Абсолютистский: Основной правовой памятник Соборное уложение 1649 г.. В нем содержалось впервые предание, что правосудие должно осуществляться справедливо, однако в условиях феодального государства это было скорее декларацией, чем нормой права. В развитии судопроизводства первой половины 17 века, характерно сосуществование состязательного и розыскного процессов и явном преобладании второго. Розыскной процесс господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве, а состязательный преобладал гражданский. Это в полной мере отражено С.У. 1649г вопросом судопроизводства и судоустройства посвящена в нем глава 10, которая называется "О суде". Она самая большая 287 статей. Нормы в 10 главе представлены не по отраслям права, а по объектам правонарушений, поэтому в одной и той же статье, а иногда в группе соседних статей, посвященных одному и тому же вопросу, были соединены нормы материального и процессуального права, как уголовного, так и гражданского. Другая важная особенность судопроизводства того времени, отсутствие отделения суда от административных органов. Более того судебная функция была важнейшей для администрации.

 

 

Реформационный

Основными идеями судебной реформы 1864 года были:

1. Отделение суда как ветви власти.

2. Гласность.

3. Несменяемость судей.

4. Отмена формальных доказательств.

5. Появление процедуры пересмотра судебных решений.

6. Учреждение мировой юстиции.

7. Появление суда присяжных, адвокатуры, нотариата, института судебных следователей и прокурорского надзора.

Судебная система имела три уровня

1) Общие суды.

2) Мировая юстиция.

3) Правительствующий сенат.

До реформы следствие вели полиция либо суд, после нее у полиции осталась лишь функция дознания, а следствие было передано институту судебных следователей, которые входили в состав суда, назначались министром юстиции и утверждались императором, впрочем как и весь состав суда, наравне с судьями. Прокурорский надзор: прокуроры были независимы от местной администрации, подчинены министру юстиции и императору непосредственно. Прокурора обязательно ставили в известность о начале следствия(возбуждение уголовного дела) и после его окончания, прокурор, либо передавал дело в суд, либо прекращал его. Адвокатура: была представлена присяжными и частными поверенными. Присяжные работали при суде, частные отдельного от него. Термина адвокат до реформы не существовало. Подсудимый мог сам выбрать себе адвоката, по ряду дел наличие адвоката стало обязательным. При отсутствии средств материальных мог быть назначен государственный защитник. Гражданский процесс был состязательным. Суд сам не занимался собирание доказательств, пользовался представленными свидетельскими показаниями, документами, заключениями экспертов или специалистов. Законодательно отменена была система формальных доказательств.

5) Советский: особенностями слома прежней судебной системы и появлением нового суда было то, что население в ряде регионов страны, не дожидаясь указаний сверху, само приступило к ликвидации старых и созданию новых судов. Они получали разное название: народный суд, (который впоследствии получил законодательное закрепление) пролетарский суд, революционный суд и даже суд общественной совести. Обобщая опыт судебного строительства, решая задачу укрепления советского судебного аппарата, установления правопорядка в стране, СНК принимает декрет "О суде", названный впоследствии декретом номер 1 «О суде». Он был опубликован 24 ноября 1917 года. Этим декретом упразднялись прежние суды, окружные суды, судебные палаты, правительствующий сенат и другие, приостанавливалась деятельность мировых судей, ликвидировалась адвокатура, прокурорский надзор, институт судебных следователей. Создавалась новая судебная система. Местные суды появились 1) которые действовали в составе одного постоянного судьи и двух народных заседателей. Им были подсудны гражданские дела с ценой иска до 3000 рублей и уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за совершение которых не превышало 2-х лет лишения свободы. Для защиты революции, борьбы с контрреволюцией учреждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного постоянного судьи и шести заседателей. Новые суды создавались на следующих принципах:

1. Выборность судей

2. Участие населения в осуществлении правосудия

3. Местные суды должны были избираться население соответствующего судебного участка.

4. Революционные трибуналы должны были избираться губернскими или городскими советами.

Закономерностью процесса создания новых судебных органов являлось обширное местное правотворчество. Оно объяснялось необычной творческой активностью населения, вовлеченного в общественную деятельность революции, но не имевшего опыта государственного строительства, а также несвоевременным поступление нормативных актов из центра, в ряде случаев их неполнотой и отсутствием четкого разделения компетенции центральных и региональных органов власти. Вместе с тем необходимо отметить, что решающую роль в создании новой судебной системы играли общереспубликанские нормативные акты.

 

Понятие и признаки судебной власти в РФ.

Согласно действующей конституции ст 10, в России действуют три ветви гос. власти, причем все они самостоятельны. Самостоятельность ветвей гос власти базируется на теории (принципе) разделения власти.

Согласно словарям власть - право и возможность распоряжаться кем или чем- либо, повелевать, управлять кем или чем- либо. Понятие гос. власти более узкое.

Под гос. властью понимают возможность и способность государства в лице его органов, оказывать воздействие на поведение людей и на общество в целом.

Судебная власть в РФ - предоставленные специальным органам гос ва – судам, полномочия по рассмотрению вопросов, отнесенных к их компетенции и разрешение этих вопросов путем конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводств, с соблюдением, определенных законом процедур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...