Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданских служащих в аппарате государственных органов




В соответствии с законодательным определением государственной службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности, ее целей и задач, требованиями должностных регламентов в практику организационной и кадровой деятельности органов государственной власти Российской Федерации вводится индивидуальное планирование служебной деятельности государственных гражданских служащих. Как показывает анализ, успешность индивидуальной работы в аппарате федеральных органов законодательной и исполнительной власти определяется, прежде всего, взаимопониманием руководителей структурных подразделений и государственных служащих, их взаимной готовностью к сотрудничеству, развитию и саморазвитию в ходе профессиональной служебной деятельности, освоением методик индивидуального планирования работы государственного служащего.

Изучение опыта индивидуального планирования на основе показателей эффективности работы государственного служащего показывает, что в настоящее время в большинстве министерств и ведомств определены лишь общие подходы к этому актуальному и важному направлению кадровой деятельности.

Основой для внедрения методик индивидуального планирования следует считать разработку административных и должностных регламентов, а также реализацию федеральными государственными органами мер по выполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2008г. №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» в части разработки индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих.

Ниже приведены аналитические данные и материалы оценки действующих методик индивидуального планирования на основе показателей эффективности в аппарате отдельных органов государственной власти.

Аппарат Совета Федерации

Федерального собрания Российской Федерации

Профессиональная служебная деятельность федерального государственного служащего, замещающего должность федеральной государственной службы в Аппарате Совета Федерации РФ, осуществляется в соответствии с должностным регламентом. На основании Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в Аппарате верхней палаты Парламента составлены Методические рекомендации, которые направлены на разъяснение структуры и содержания должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Аппарате Совета Федерации.

Должностной регламент — основной организационно-правовой документ, в соответствии с которым осуществляется профессиональная служебная деятельность федерального государственного гражданского служащего Аппарата Совета Федерации. Он является правовой основой деятельности гражданского служащего, одним из существенных условий заключаемого с ним служебного контракта и планирования его профессиональной служебной деятельности.

Должностной регламент для должностей государственной гражданской службы Комитетов/Комиссий Совета Федерации составляется в соответствии с типовым должностным регламентом, утвержденным приказом Руководителя аппарата Совета Федерации от 7 июня 2005 года №635л «О форме должностного регламента федерального государственного служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Совета Федерации». Должностной регламент устанавливает права и обязанности сторон и является основой для разработки индивидуальных планов профессиональной деятельности государственных служащих на основе показателей эффективности их работы в Аппарате Совета Федерации.

В Разделе 3 должностного регламента сформулированы должностные обязанности и права государственного гражданского служащего. Так, в подразделе 3.1 определяются и формулируются основные направления деятельности гражданского служащего (например, общее руководство отделом, правовая экспертиза законопроектов, вопросы присвоения классных чинов, делопроизводство и другие). В подразделе 3.2 подробно перечисляются должностные обязанности, устанавливаемые в соответствии с определенными для гражданского служащего в подразделе 3.1 направлениями деятельности. Необходимо сформулировать должностные обязанности так, чтобы был ясен и понятен результат исполнения должностных обязанностей.

С учетом знаний и опыта гражданского служащего в должностные обязанности включается пункт о выполнении отдельных поручений руководства структурного подразделения Аппарата Совета Федерации, связанных с решением задач, поставленных перед структурным подразделением Аппарата Совета Федерации и Аппаратом Совета Федерации (например, подготовка предложений к планам работы, материалов к заседаниям консультативных органов при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и другое).

В подразделе 3.3 приводятся конкретные результаты служебной деятельности гражданского служащего в соответствии с должностными обязанностями, перечисленными в подразделе 3.2 (например, проект нормативного правового акта, экспертное заключение, аналитический материал, справка, стенограммы пленарных заседаний Совета Федерации, рабочий материал, информационный материал, определенное состояние технических средств и другое). В подразделе 3.4 указываются сроки и порядок получения конкретных результатов от служебной деятельности гражданского служащего, перечисленных в подразделе 3.3.

Сроки и порядок исполнения должностных обязанностей устанавливаются в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, актами Совета Федерации, руководства Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации. Процедуры подготовки, оформления и согласования документов устанавливаются Инструкцией по работе с документами и обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В подразделе 3.5 содержится перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать решения (в том числе визировать проекты документов). Здесь указывается в соответствии с какими должностными обязанностями гражданский служащий принимает самостоятельные решения (несет персональную ответственность за результаты, указанные в подразделе 3.3). Подраздел 3.6 содержит перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать в подготовке проектов решений. Указывается в соответствии с какими своими должностными обязанностями гражданский служащий принимает участие в подготовке проектов решений совместно с другими гражданскими служащими (уровень его ответственности за результаты, указанные в подразделе 3.3).

Для разработки индивидуальных планов деятельности может быть полезной должностная анкета, разрабатываемая в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в Аппарате Совета Федерации. Приложение 3.

Характеристики отдельных должностей федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Совета Федерации (приложение 4), представление о выделении специфики выполняемых работ, составляющих содержание труда федерального государственного служащего (приложение 5), а также описание отдельных должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты» в Аппарате Совета Федерации также необходимы для учета их положений при разработке индивидуальных планов деятельности и профессионального развития гражданских служащих.

В практике индивидуального планирования работы государственного служащего важное значение имеет контроль деятельности, учет уровня и результатов проделанной работы, оценка усилий сотрудников по выполнению заданий за отчетный период. Соответствующее положение на этот счет (утверждено Приказом руководителя Аппарата ФС РФ от 19.12.2005г. №1183л) устанавливает порядок подготовки годовых отчетов о профессиональной служебной деятельности федеральными государственными гражданскими служащими Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – гражданские служащие), а также процедуру их утверждения и представления.

Подготовка годового отчета гражданского служащего о профессиональной служебной деятельности по единой форме позволяет решать в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следующие задачи:

· осуществление промежуточного контроля за профессиональной служебной деятельностью гражданского служащего;

· получение предложений от гражданского служащего по улучшению деятельности Аппарата Совета Федерации и его структурных подразделений;

· проведение руководителем структурного подразделения Аппарата Совета Федерации анализа фактического распределения должностных обязанностей внутри структурного подразделения;

· получение руководителем структурного подразделения более полной информации при составлении ежегодного отчета о работе структурного подразделения.

Годовые отчеты отражают фактически выполненную гражданским служащим работу в течение отчетного периода и являются одними из документов, на основании которых определяется соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при проведении очередной (внеочередной) аттестации.

Гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы категории “руководители” или “специалисты”, подготавливают годовой отчет по форме согласно приложению 1. Гражданские служащие, замещающие должности категории “обеспечивающие специалисты”, подготавливают годовой отчет по форме согласно приложению 2.

При подготовке годового отчета гражданским служащим, замещающим должность категории “руководители” или “специалисты”, перечисляются выполненные работы (поручения) и отмечается степень его ответственности за их выполнение (исполнитель или соисполнитель), указывается дата или период выполнения каждой работы (поручения). При необходимости гражданский служащий может представить дополнение к годовому отчету или пояснительную записку.

Качество выполненных гражданским служащим работ (поручений), а также соблюдение гражданским служащим сроков их выполнения оценивается его непосредственным руководителем на основе объективного анализа работы гражданского служащего по основным параметрам профессиональной служебной деятельности (качество выполненных заданий и соблюдение сроков выполнения работ) путем сравнительного (по возможности) сопоставления результатов работы с показателями профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, замещающих сходные по должностным обязанностям должности федеральной государственной гражданской службы.

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными государственными органами подготовлены Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, службах и агентствах.

Должностные регламенты являются нормативными документами, которые имеют своей целью содействие правильному подбору, расстановке и закреплению кадров, повышению их профессиональной квалификации, совершенствованию функционального и технологического разделения труда между руководителями и специалистами, а также используются при оценке служебной деятельности государственного служащего, при проведении аттестации, при приеме граждан на государственную службу в порядке назначения или по конкурсу.

Должностной регламент – это основной нормативный документ, которым регламентируется содержание и результаты деятельности служащего, что должно быть положено в основу индивидуального планирования с учетом эффективности и результативности работы государственного служащего.

Рекомендации по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, разработанные Минздравсоцразвития России (письмо от 10 августа 2005г. №3855-ВС) и предложенные министерствам (ведомствам), содержат наряду с раскрытием должностных обязанностей гражданских служащих и перечнем вопросов, входящих в профессиональную компетенцию служащего, также необходимые для индивидуального планирования показатели эффективности и результативности профессиональной деятельности гражданского служащего, которые могут иметь как абсолютные, так и относительные величины.

Министерство экономического развития Российской Федерации

В аппарате министерства планирование деятельности сотрудников, занимающих должности государственной гражданской службы, связано с планированием деятельности структурных подразделений и всего министерства в целом. Руководством министерства перед департаментом управления делами и кадров поставлена задача совместно со структурными подразделениями аппарата обеспечить разработку для каждого гражданского служащего индивидуальный план деятельности.

Такой документ, подписанный руководителем, должен отражать трудозатраты, сроки и ожидаемые результаты выполнения заданий. При этом каждое задание имеет определенные параметры: содержание задания; сроки выполнения; планируемую трудоемкость; приоритетность; сложность; ответственного исполнителя. Определяется, что за достижение цели ответственен руководитель структурного подразделения, за выполнение конкретного задания – ответственный исполнитель, а за выполнение работ, составляющих задание, - группа служащих, определенный сотрудник и т.д.

Результаты, обозначенные в начале планового периода, сравниваются с результатами, достигнутыми в конце периода, по итогам определяется эффективность и результативность деятельности гражданских служащих.

В начале планового периода гражданский служащий составляет индивидуальный план работы на период, исходя из выполняемых в предшествовавшее время действий. В этом документе указываются трудозатраты, а также подробный перечень работ, планируемых к выполнению этим сотрудником.

По итогам каждого месяца гражданский служащий заполняет форму отчета о фактически проделанной работе, а также при необходимости вносит изменения в индивидуальный план. По окончании планового периода служащий представляет отчет о результатах, в котором, кроме описания выполненных заданий отражается также степень достижения показателей результативности и эффективности.

В приложения табл. 1-5 включены материалы индивидуального планирования на основе показателей эффективности работы государственного служащего в Министерстве экономического развития Российской Федерации.

 

Министерство строительства,

жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры Республики Марий-Эл

В ходе изучения проблемы индивидуального планирования профессионального развития государственных служащих министерств (ведомств) установлено, что ее разработкой в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 28.12.2006г. №1474 занимаются государственные органы не только федерального, но и регионального уровня. Так, в Республике Марий Эл Управлением государственной службы и кадров администрации Президента Республики предложены рекомендации по разработке индивидуальных планов профессионального развития. Приложение 5.

Показателен в этом плане подход республиканского министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и архитектуры. Здесь фактологической основой формирования программы профессионального развития выступает совокупность индивидуальных планов профессионального развития государственных гражданских служащих субъекта РФ со сроком реализации три года.

Индивидуальный план разрабатывается гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом, согласовывается с непосредственным руководителем и утверждается в порядке, устанавливаемом руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ (представитель нанимателя) с учетом содержания, утвержденной государственным органом программы, согласованной с соответствующим государственным органом по управлению государственной службой.

При составлении индивидуального плана гражданский служащий соизмеряет свои личные устремления по приобретению знаний со стратегией государственного органа на ближайшую и среднесрочную перспективу, исходит из задач, стоящих перед его подразделением, и выполняемых им должностных обязанностей. В тоже время впервые государственного служащего планируется наделить правом выбора образовательной программы, представляющей практический интерес равно как для самого работника, так и представителя нанимателя. Одновременно руководство самостоятельного подразделения получает возможность с участием работника задать вектор его профессионального становления на основе повышения уровня квалификации.

Предполагается, что намеченная служащим цель в получении конкретных знаний сделает его заинтересованным участником образовательного процесса, обеспечит конкурентоспособность в профессиональной среде, повысит мотивацию, личную ответственность за результаты. Руководитель (заместитель руководителя) государственного органа утверждает индивидуальные планы гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы РФ (гражданская служба) категорий «руководители», «помощники (советники)», руководитель самостоятельного структурного подразделения государственного органа – индивидуальные планы гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных категорий должностей гражданской службы.

В Индивидуальном плане профессионального развития гражданских служащих, работающих в государственном органге, указываются:

а) цель и задачи, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая возможности использования дистанционных образовательных технологий;

б) направления дополнительного профессионального образования;

в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.

г) вопросы профессиональной подготовки, решаемые гражданским служащим самостоятельно с использованием технологий самообразования;

д) личное участие гражданского служащего в мероприятиях научно-методического и информационно-аналитического обеспечения внутриорганизационного обучения персонала государственного органа.

На основании анализа индивидуальных планов профессионального развития руководители структурных подразделений кадровая служба министерства формирует заявку на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку подчиненных гражданских служащих. Заявка направляется в соответствующий федеральный орган (министерство) для обобщения полученной информации и подготовки соответствующего сводного документа, который является основанием формирования государственного заказа на дополнительное профессиональное образование.


Глава 2.

Зарубежный опыт индивидуального планирования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...