Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое специфическое расстройство навыков обучения?




ЧТО ТАКОЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО НАВЫКОВ ОБУЧЕНИЯ?

Никакое другое нарушение не вызывает столь­ко непонимания и путаницы среди специалистов и родителей, как расстройство навыков обучения. В прошлом для определения этой группы населения использовали термины " недоразвитие восприятия", " травмы головного мозга", " мини­мальная мозговая дисфункция", " дислексия" и " афазия развития".

В 1963 г. Сэм Кирк из Университета штата Ил­линойс, которого считают основателем научного направления, занимающегося исследованием рас­стройств навыков обучения, использовал термин " расстройство обучения" (learning disability) на встрече с родителями и другими специалистами в Чикаго (Иллинойс). Он рассказал участникам конференции, что использует этот термин в от­ношении детей, у которых наблюдаются проблемы с обучением, но не обнаруживается никаких при­знаков умственной отсталости или эмоциональных расстройств. Родители быстро приняли этот тер­мин как более подходящий по сравнению с дру­гими, использовавшимися в то время, например, " минимальная мозговая дисфункция или невроло­гические нарушения" (Dunn, 1997; Smith, 2001).

 

Определение специфического расстройства навыков обучения

Специалисты не могут прийти к единому мне­нию в отношении конкретного определения рас­стройства навыков обучения (Kavale, Forness, 2000). Однако они единодушны в том, что данная группа испытывает заметные трудности с обучением по ряду разнообразных причин. Многие считают, что дети с расстройствами навыков обучения имеют неврологические расстройства, сопровождающиеся нарушениями процессов хранения, обработки и синтеза информации в центральной нервной си­стеме, и являющиеся причиной недостаточно эф­фективного восприятия речи или чтения.

Эти трудности могут проявляться в виде на­рушения способностей к восприятию на слух, мышлению, речи, письму, произношению по буквам, осуществлению математических расчетов или двигательных способностей. Другие возмож­ные проявления существования расстройств на­выков обучения могут заключаться в постоянных трудностях с запоминанием новой информации, выражении мыслей в устном или письменном виде, понимании представленной информации, выполнении указаний и соблюдении установлен­ного порядка или перемещении в пространстве от одного вида деятельности к другому. Более ха­рактерные трудности проявляются в перестанов­ке букв и слов в обратном порядке, проблемы с арифметическими действиями, в частности при выполнении сложения и деления, либо наруше­ния координационных способностей, например столкновения с неподвижными объектами.

Начиная с середины 1970-х годов, в государ­ственных школах для установления потребности ребенка в услугах специального обучения используется определение, данное в Законе об об­разовании лиц с физическими и психическими нарушениями (IDEA). Это определение выглядит следующим образом:

" Специфическое расстройство развития на­выков обучения" означает нарушение одного или нескольких базовых психологических процессов, необходимых для восприятия информации или для использования языка, речи и письма, кото­рые могут проявляться в нарушении способности воспринимать на слух, думать, выражать мысли вслух, читать, писать произносить по складам или выполнять арифметические операции. Этот термин включает такие расстройства, как нару­шения восприятия, травмы головного мозга, минимальная мозговая дисфункция, дислексия и афазия развития. Этот термин не применим к де­тям, которые имеют проблемы с обучением, обу­словленные преимущественно нарушениями зре­ния, слуха или двигательными расстройствами; умственной отсталостью; либо неблагоприятным воздействием внешних, культурных или экономи­ческих факторов (IDEA amendment, 2001).

Большинство детей в какой-то мере периоди­чески сталкиваются с определенными трудностя­ми в некоторых из этих областей. Однако лишь когда подобные ситуации возникают регулярно в различных условиях, наблюдаются на протяжении длительного времени и препятствуют обучению, они требуют особого внимания. Термин " специ­фический" добавляется, чтобы подчеркнуть тот факт, что у этих детей расстройство навыков об­учения наблюдается только в определенной об­ласти (например, чтение, речь, арифметические навыки), а в остальных областях обучения они имеют, по меньшей мере, средние способности или могут даже считаться одаренными.

Определение специфического расстройства навыков обучения, данное в IDEA, после его вве­дения в 1975 г. практически не изменилось. Оно по-прежнему включает такие термины, как минимальная мозговая дисфункция, дислексия и афазия развития. Многие специалисты счита­ют, что данное определение трудно применимо на практике и не дает никакого представления о подлинной природе заболевания (Kavale, Forness, 2000). Несмотря на такие недостатки, данное в IDEA определение продолжает применяться в го­сударственных школах для определения потреб­ности детей в специальном обучении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...