Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение Платона об идеях, душе и государстве.




Любимый ученик Сократа – Платон (5- 4 век до н.э.), основатель академии, написал много трудов, большинство которых посвятил Сократу. Свою философию Платон делил на 3 части: диалектика (учение о бытие), физика (учение о природе), этика (учение о нравственности). Главным в его творчестве является учение об идеях (эйдосах) – это есть его учение о онтологии. Его учение «Диалектика», где под бытием он понимает идеальные, духовные сущности, тем самым его принято называть основоположником объективного идеализма. Всю действительность он поделил на 2 противоположных мира: мир поднебесной (мир идей) и мир физический (мир чувственный, где проходит жизнь человека). Первичным является потусторонний мир (идеальный), где находятся сущности физического мира, а мы лишь тени потустороннего мира. Почему тот мир главный? Мир эйдосов является первичным, потому что там живут вечные идеи, а физический мир конечен, смертен. В потустороннем мире идеальном обитают не только эйдосы, но и бессмертные души. Бессмертная душа является связующим звеном между этими мирами: «в звездный час бессмертная душа покидает потусторонний мир и воплощается в чужую плоть в физическом мире, и эта душа проживает жизнь и снова попадает в потусторонний мир (риенкорнацию)». Его гносеология построена на воспитание при поминание душой всего того, что она созерцала в этом мире. Его творчество кроме онтологии и гносеологии включает в себя и политическое учение под названием учение «Об идеальном государстве» (утопия).

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и приходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т.е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотв разрум правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.


Философия Аристотеля.

Гениальный ученик Платона – Аристотель (4 век до н.э.) продолжил идеализм Платона, но его идеализм не был последовательным, так как в отдельные моменты Аристотель переходил на позиции материализма. Свое творчество он начал с критики великого учителя: «Платон мне друг, но истина дороже». Он критиковал Платона за разрыв понятия вещи с самой вещю (муж и жена в физическом мире,а идеи в потустороннем мире об этом), критиковал за то, что не существует «чистых» идей, оторванных от конкретных ыещей. Аристотель провозгласил,что существуют единичные конкретные вещи, а их понятия, виды, роды вторичны. Потому он сосредоточен на анализе бытия и раскрывает это понятие через категории или высшие роды бытия: субстанция, качество, количество, отношение, действие, время и т.д. Таким образом его философия посвящена учению о сущности вещей. Все сущее обладает потенцией (материей) и формой, где форма – это есть продолжение платоновского эйдоса, т.е. в его учении «О форме и материи» главным является форма, а материя должна подчиняться идеальной форме (сущности, идеи). Аристотель первым в мире классифицировал имеющиеся в то время науки, разделив их на три вида: теоретические (математика и философия), практические (экономика, этика, политика), творческие (риторика). В области политики он дал классификацию формам правления: монархия, тирания, аристократия, крайняя олигархия, охлократия (власть толпы, крайняя демократия). Своим идеалом он считал политию, т.е. умеренная демократия плюс умеренная олигархия. Он создал учение «О душе», причем душа по отношению к телу, это форма и она присуща всему живому: растению, животному, человеку…Аристотель явился основоположником экономики, эстетики, психологии, политологии и создателем формальной логики.

Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар-ль делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т о, Ар-ль понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Ар-ль считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. В соответствии с учением о сушности, Ар-ль проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар-ль всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Ар-лю содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего своего завершения, цели развития. Т о, понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер. Телеологизм Ар-ля находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал, что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. “Первый двигатель” для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар-ль определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Ар-ль разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые)


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...