Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема формирования современной структуры общества и среднего класса в КНР




 

Представители научного обществоведческого сообщества КНР полагают, что в Китае уже сформировался прототип современной социальной структуры, но именно пока только прототип. Признано, что в своем настоящем виде она еще далеко не соответствует и не отвечает задачам модернизации. Ее нерациональность проявляется более всего в:

1) чрезмерной доле крестьянства;

2) в незначительной доле среднего класса.

Становлению общественно признанной (отвечающей критериям развитого общества) социальной структуры мешает ряд факторов:

1) переходное состояние китайского общества и экономики;

2) фрагментарность рынка, в том числе, и рынка рабочей силы;

3) пережитки порядков, унаследованных от плановой экономики;

4) наличие монопольных отраслей;

5) различные системы прописки для городских и сельских жителей.

Как признают сами китайские социологи, в КНР географические параметры вообще остаются важнейшим признаком социальной стратификации. Например, люди, живущие в политических, экономических и культурных центрах, обладают более высоким статусом, чем обитатели глубинки. Еще очевидней граница между городом и деревней. Она существовала традиционно, не даром всегда говорили в этом смысле о «двух Китаях». Социалистические преобразования только ужесточили эту грань. Введение системы регистрации по месту жительства разделило страну на два общества и создало «социальную сегрегацию» для жителей деревни. Реформы в определенной мере размыли эту грань, но сохранение регистрационной системы по-прежнему ощутимо сказывается, обусловливая «маятниковую форму миграции. (См.: Социологи КНР о перспективах модернизации китайской деревни…).

Все это приводит к неравенству стартовых возможностей для личного профессионального успеха и тормозит складывание современной структуры общества, которая бы и соответствовала модернизации и делала ее еще более успешной.

Государство также понимает необходимость рациональной социальной структуры и видит ее формирование в качестве одной из важнейших задач своей социально-экономической политики. Так, ХVI съезд КПК в контексте обсуждения проблемы строительства общества «сяокан» поставил задачу перестройки социальной структуры по двум основным линиям:

1) сокращения удельного веса и абсолютной численности низов, прежде всего гигантской массы крестьянства;

2) формирования среднего класса.

По оценкам китайских специалистов, доля крестьян в «обществе сяокан», удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, не должен превышать 15 % вместо почти 70 % нынешних. Задача формирования среднего класса исходит из понимания того, что ни одно общество не в состоянии существовать без достаточно широкого социального слоя, который бы пользовался определенными привилегиями и служил бы опорой государству. В дореформенном Китае такими классами были рабочий класс и служащие госпредприятий. В ходе реформ эти слои лишились привиле-гированного положения и утратили функции основной опоры власти.

Таким образом, как отмечает Я.М. Бергер, в Китае налицо насущная потребность в новой опорной конструкции, которая бы обеспечивала общественную стабильность. Такую роль призван выполнять средний класс или слой со средними доходами, причем он должен составлять большинство населения. Пока же он исчисляется в пределах 18 %, а средний доход его в пределах 8–10 тысяч юаней в год (или примерно 100 долл. в месяц на одного члена семьи). Цифра в 18 % явно мала для среднего класса, а средний доход по-хорошему должен составлять 40–80 тыс. юаней. Только такой доход позволяет поддерживать достойный уровень жизни: иметь более просторное жилье, автомобиль, разнообразную бытовую технику, выделять средства на образование детей, лечение, путешествие (т.е. всего того, что в материально-комфортном плане и присуще среднему классу в западном обществе).

В современных условиях средний класс в Китае пополняется из разных источников (по классификации Я.М. Бергера):

1. «Новый средний класс» – формируется в негосударственном секторе, в новых отраслях, располагает стабильными доходами и имеет хорошие шансы для «вертикальной мобильности».

2. Традиционные кадровые работники («ганьбу») и интеллигенция. Они располагают приличным (высоким) доходом и хорошими шансами на вертикальную мобильность.

3. Работники успешно функционирующих государственных и акционерных предприятий.

4. Индивидуальные и частные предприниматели.

Кроме того, считается, что пополнение среднего класса будет идти за счет:

1) развития высшего образования (пока же в Китае доля лиц с высшим образованием в сравнении со всем населением далеко отстает от среднемировых показателей);

2) расширения сферы услуг, доля которой в экономике должна превысить 45 %.

Китайское руководство полагает, что в деле формирования среднего класса нельзя полагаться только на «невидимую руку рынка», но требуются вполне конкретные действия государства, в том числе через вторичное распределение доходов и создание системы социального обеспечения.

 

Вопросы и задания:

1. Объясните причины социальной трансформации китайского общества.

2. Определите основные потоки социальной мобильности в китайском обществе.

3. Почему китайское общество в нынешнем его виде не может считаться современным?

4. Назовите основные проблемы, связанные с формированием среднего класса в КНР.

 

Использованная и рекомендуемая литература:

Бергер Я.М., Михеев В.В. Китай: социальные вызовы развитию // Общество и экономика. – 2005. – № 1.

Бергер Я.М. Синие книги как источник для изучения социальных процессов в Китае // ПДВ. – 2005. – № 4.

Гунн Вэйбин. Социальная мобильность в Китае: изменения и проблемы. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 4.

Китай: угрозы, риски, вызовы развитию. Под ред. В.В. Михеева. – М.: Московский Центр Карнеги, 2005.

Социальные изменения в КНР в ходе реформ. Материалы «круглого стола» редакции журнала ПДВ // ПДВ. – 2002. – № 5.

Социологи КНР о перспективах модернизации китайской деревни. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востокове-дение и африканистика». – 2004. – № 2.

Средний класс в КНР. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2007. – № 1

Томбал Л. Образование среднего городского класса: социальные мероприятия Пекина. Реферат // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2004. – № 4.

 

Тема 3

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КИТАЯ

1. Социальные итоги реформирования Китая.

2. Социальные проблемы современного Китая.

3. Политика социального обеспечения. Основные приоритеты социальной политики государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...