Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные проблемы современного Китая




За годы реформ китайское общество из одного из самых уравнительных в мире превратилось в одно из наиболее контрастных. Экономическая реформа рыночного типа не могла не привести к социальному расслоению. К числу важнейших причин расслоения в китайском обществе специалисты относят:

1. Неравное первичное распределение доходов по факторам производства в соответствии с последовательной реализацией постановленной первоначально установки на «опережающее обогащение части населения».

2. Неравномерное развитие различных регионов.

3. Отраслевую и корпоративную монополизацию рынка и ренты природных ресурсов.

4. Слабую эффективность системы вторичного перераспределения доходов.

5. Наличие нелегальных доходов, коррупцию (по оценкам некоторых экспертов, «серая и черная» экономики в Китае составляют 15–20 % ВВП).

Особое чувство обиды у рядовых китайцев сегодня вызывает понимание того, что в процессе перехода к рыночным механизмам большая часть кадровых работников оказалась в выигрыше благодаря имевшейся у них возможности распоряжаться общественными ресурсами. Иначе говоря, политическая должность стала важным средством накопления частного богатства.

Сложной проблемой, могущей негативно повлиять на общественную стабильность, является дифференциация доходов. Уже через десять лет реформ, на период 1999 г. по данным в 16-ти отраслях народного хозяйства максимальная зарплата отдельных работников превышала минимальный заработок в этих же отраслях в 245 раз.

Неравенство в доходах особенно очевидно наблюдается по 4 позициям.

1. По сферам производства – между городом и деревней, сельс-ким хозяйством и промышленностью, управляющими и трудящимися.

2. По отдельным регионам. В Китае отмечается 4 уровня территориального социального расслоения по покупательской способности: 1) развитые районы, Пекин, Шанхай; 2) крупные, средние и малые города; 3) деревня; 4) районы проживания национальных меньшинств.

3. По отраслям народного хозяйства.

4. По видам деятельности.

Полсотни самых богатых людей Китая обладают ¼ частью всей собственности страны. Десятая часть населения страны владеет половиной всех банковских депозитов, а на долю бедных 20 % семей приходится лишь 4,27 % национального дохода. Общая стоимость состояния 50 самых богатых людей Китая, включенных в 2000 г. в список журнала «Форбс», соответствует чистому суммарному доходу 50 млн крестьян, проживающих в шести бедных провинциях страны (Шэньси, Нинся, Цинхай, Юньнань, Ганьсу, Гуйчжоу). З млн. китайских миллионеров обладают состоянием, равным двухлетнему чистому доходу 900 млн китайских крестьян.

Хотя среди основной массы китайцев разрыв в доходах не является таким вопиющим, следует помнить, что в разных культурах способности людей реагировать и переносить очевидное неравенство различны. В КНР дореформенного времени люди привыкли к уравнительному распределению, да и вообще с давних времен в китайском обществе бытует мнение, что неравенство хуже бедности (См.: Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию …).

А бедных в прогрессивно развивающемся Китае сегодня немало, хотя, безусловно, за годы реформ численность беднейших слоев населения значительно сократилась. Но для определения этой группы здесь всегда использовали очень низкий порог. В 2000 г. им служила граница «абсолютной бедности», т.е. среднедушевой годовой доход в размере 625 юаней (около 80 долл). Считалось, что этой суммы достаточно для выживания сельского населения. Меньше этой суммы имели доход в этот период 30 млн. китайцев. С 2001 г. были определены новые критерии «населения с низкими доходами». Это были те, чей доход на душу населения составлял менее 865 юаней (чуть более 100 долл). Считается, что эта группа избавилась от нищеты, но не способна еще самостоятельно развиваться, опираясь на собственные ресурсы. При неблагоприятных условиях она может снова вернуться в нищету. Число сельских жителей, имевших такой доход, в 2001 г. составляло 60 млн человек. Таким образом, доля двух указанных групп в деревне составляет 90 млн человек или 10 % сельского населения.

В деревне социальная обеспеченность практически отсутствует. Из 900 млн человек социальные пособия в 2002 г. получали здесь всего около 4 млн человек, т.е. только те, кто вообще не способен выполнять какую-либо работу.

Бедность – удел не только деревенских жителей. Численность горожан, существующих за чертой прожиточного минимума, постоянно увеличивается и достигает 8 % от числа жителей городов. Бедные горожане – это не только безработные или полубезработные, но и работники убыточных или малоэффективных государственных и коллективных предприятий, а также люди, неспособные по возрастным, семейным или медицинским показателям самостоятельно себя обеспечить более-менее нормальным существованием.

У бедных семей в городах чаще всего недостает денег на лечение и даже обучение детей в средней школе. Не на что ремонтировать обветшалое жилье, исправить сломанную бытовую технику и, тем более, купить новую. Нечем платить за жилье, воду, газ, электроэнер-гию. Основной источник доходов для них – правительственные пособия, продуктовые талоны. Но и они предоставляются не всем. В городе минимальное пособие в 100 юаней получали 20,5 млн человек. Хуже всего положение в этом отношении обстоит в городах центральных и западных районов страны и в старых индустриальных центрах.

Поляризация в современном Китае наблюдается и в регионально-территориальном аспекте. Причем межрегиональные различия продолжают увеличиваться. 57 % ВВП производится в прибрежных восточных районах, 26 % – в центральном регионе и только 17 % – на западе страны. В 1991 г. производство ВВП на душу населения на востоке было в 1,86 раза больше, чем на западе Китая, а к 2003 г. эта разница увеличилась и составила 2,52 раза. Еще очевиднее различия между провинциями.

Крайне сложное и неоднозначное положение крестьян – основной массы населения современного Китая. Именно они в 1980-е гг. были в авангарде реформ и создали необходимую финансовую и ресурсную базу для осуществления преобразований в несельско-хозяйственной сфере экономики. Это их усилиями была решена одна из первостепенных задач общенационального характера – продовольствен-ная, что во многом обеспечило социальную стабильность в стране. Изменения в этом социальном слое за годы реформ несомненные:

1) в несколько раз выросли доходы крестьянства. Хотя они сегодня оцениваются как низкие, но если отсчитывать от дореформенных лет, то прогресс в этом деле очевиден;

2) улучшились жилищные условия сельского населения;

3) повысилась в целом комфортность быта.

Но проблем в крестьянской среде предостаточно, они тем более очевидны на фоне продолжающихся высоких темпов экономического роста. Положение крестьян отягощается:

1) очень медленным ростом доходов;

2) частым затовариванием сельскохозяйственной продукции, что снижает ее стоимость;

3) многочисленными поборами, так называемым крестьянским бременем;

Практика всевозможных дополнительных поборов неимоверно разрослась в 1990-е гг., равно как и различных отчислений на местные нужды. «Бремя» поборов составляет до 15 % чистого душевого дохода крестьянина и достигало в последнее время до 180 млрд юаней в год. Число поборов различных видов – сотни. Кроме того, имеется система трудовой повинности, по которой каждый двор должен отработать бесплатно определенное число дней на общественных строительных или ремонтных работах.

4) отсутствием на селе системы социального страхования;

5) пропиской, которая не дает сельскому населению покинуть деревню и обосноваться в городе.

Низкие доходы крестьянства снижают его покупательскую способность, что негативно сказывается на спросе промышленной продукции и ведет к затовариванию внутреннего рынка страны. В Китае сокращаются пахотные площади, имеет место масштабное принудительное изъятие земель у крестьян под городскую и промышленную застройку, что означает обезземеливание крестьянских дворов и утрату ими источников к существованию. Часть безземельных перебирается в города, где пополняет слой городской бедноты и безработных.

В Китае продолжает сохраняться идентификационный принцип, унаследованный еще от традиционного общества, в соответствии с которым крестьянин – это не обозначение рода занятий, как во многих других обществах, но печать низкой социальной принадлежности. Она (эта печать) ограничивает его право на справедливую долю общественного богатства, на образование, на свободу передвижения. Эта печать не меняется со сменой вида экономической деятельности, но сохраняется за человеком пожизненно.

Как пишет Л.Д. Бони (д. э. н., ИДВ), именно по отношению к деревне всегда в новейшей истории Китая действовала мобилизационная модель развития с ее практикой внеэкономического принуждения сельского производителя, заставлявшая его расста-ваться со значительной частью произведенного им прибавочного продукта. Эта модель, применявшаяся и в СССР, используется по отношению к китайской деревне с 1953 г. (т. е. более 50 лет), со времени введения системы единых обязательных закупок (и единого снабжения) основных видов сельскохозяйственной продукции по ценам, устанавливаемым государством. За счет «ножниц цен», т.е. неэквивалентного обмена, из китайской деревни вплоть до нынешних времен изымались значительные средства в центральный бюджет (по некоторым оценкам, до 200 млрд юаней в год). (См.: ПДВ. – 2004. – №4).

Многие специалисты по Китаю считают, что имеет место хроническая и все более усугубляющая отсталость деревни и ее маргинализация. В течение десятилетий из нее перекачивали средства – сначала на первичную индустриализацию, а затем и на современную модернизацию. Полагают, что и сегодня китайский город богатеет за счет деревни. Львиная доля инвестиций идет в города. Разница в номинальных доходах на душу городского и сельского населения в 2002 г. составляла более чем в три раза, а с учетом социальных льгот, почти в 6 раз. Из села уезжают наиболее молодые и образованные жители. В самой китайской деревне тоже налицо поляризация и дифференциация.

Консервация отставания деревни от города во многом объясняется и различием в системе финансирования образования. Раньше сельские школы находились в ведении народных коммун, да еще получали финансовую поддержку от центральных и местных властей. С 1976 г. была проведена реформа, от которой выиграла городская школа. Ее обязанностью стала подготовка учащихся к поступлению в университет. А финансирование сельских школ переложили на волостные и деревенские управления, как правило, нерасполагающие «лишними» средствами.

С каждым годом реформ в Китае обострялась и проблема занятости – этого неизбежного спутника экономического роста, структурной перестройки, технологического обновления. За последние годы в КНР имело место ускорение как абсолютных, так и относительных параметров безработицы.

По официальным данным, при правлении Мао Цзедуна безработных в городах не было. Практически все выпускники учебных заведений получали обязательное распределение. В конце 1970-х гг. ситуация начала меняться: многие возвращавшиеся из деревень в города молодые люди не могли найти подходящую работу. К 1980 г. кризис в области занятости проявился в городах КНР в полной мере. В соответствии с официальной идеологией власти трактовали безработицу как проявление неповоротливости государственных органов, не успевающих дать работу и стали именовать безработных «ожидающими» горожанами.

Специалисты так определяют современную структуру безработицы в Китае.

1. Официально регистрируемые безработные (их обычно менее половины от числа реально нуждающихся в занятости жителей трудоспособного возраста).

2. Работники уволенные, но получающие от своих предприятий в течение определенного времени минимальное пособие («сяган»).

3. Ожидающие работу («дайе) – неустроенные абитуриенты и выпускники учебных заведений.

4. Работники, прибывшие в город из деревни на заработок, но не нашедшие работу.

В 1999–2000 гг. официально регистрируемые безработные составляли 3,1 % от числа трудоспособного населения. В 2001 г. эта цифра составляла 3,6 %, в 2003 г. достигла 4 %, а в 2004 г. выросла до 4,5 %. Таким образом, отрицательная динамика налицо. Если, отталки-ваясь от уникальной численности китайского населения, переводить эти проценты в реальные цифры, то количество людей, не имеющих достаточных средств к существованию, будет поражать воображение. При этом приведены цифры официально регистрируемой безработицы. Фактически же в городе она достигала в 2004 г. 8–9 %, а по некоторым оценкам, и 10 %, а в старых промышленных базах она зашкаливает за 15 %. Нелегко найти работу лицам с высоким образовательным уровнем. Растет доля временных безработных среди выпускников вузов. Удельный вес молодых безработных (до 35 лет) составляет 70 %.

В Китае официально регистрируются в качестве безработных только городские жители: мужчины в возрасте от 16 до 50 лет, женщины – от 16 до 45 лет. Таким образом, верхняя граница регистрации на 10 лет ниже возраста выхода на пенсию. Это существенно сокращает контингент тех, кого признают безработным. Во многих же странах безработными считаются и те пенсионеры, которые ищут, но не могут найти себе работу. Кроме того, в Китае к безработным не относят работников госпредприятий, уволенных по сокращению штата, но сохраняющих определенные связи со своими работодателями.

Как уже отмечалось, причины безработицы связывают:

1) со структурными переменами (появляются новые нетрудоем-кие производства и целые отрасли);

2) с техническим прогрессом, заменяющим ручной труд автома-тизированным;

3) с реформой госпредприятий (на них постоянно идет сокраще-ние занятых ввиду низкой рентабельности);

4) с превращением скрытой безработицы в открытую.

В КНР постоянно увеличивается экономически активное население (результат автоматического действия демографического фактора), имеет место приток рабочей силы из сельской местности. А рабочие места, несмотря на понимание государственным руководством проблемы, создаются не так быстро и не в таких масштабах, как хотелось бы и как требуется.

Наличие огромной резервной армии приводит к жесточайшей конкуренции на рынке труда, что, в свою очередь, работает на понижение цены рабочей силы и заработной платы.

Понимание проблемы и стремление решить или минимизировать ее среди руководства Китая есть. Предлагается и предполагается снять напряжение в этой сфере через:

1) развитие трудоемких производств;

2) расширение сферы услуг и направление туда работающих;

3) развитие малого, индивидуального и частного бизнеса.

В частности, ХVI съезд КПК в качестве одной из целей определил решение вопроса о создании новых рабочих мест. Чтобы не допустить социальной дестабилизации, считается, что стимулирование занятости и стимулирование экономического роста – равные по приоритету задачи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...