Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте (7-11 лет)




ВТД – Учение.

ССР – ситуация обучения (социальный статус школьника). В школе он определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Новообразования – Произвольность (внимание, память). Внутренний план действий (словесно-логическое мышление с опорой на наглядность)

Кризис 7 лет. При поступлении в школу какая мощнейшая перестройка должна произойти, чтобы «я хочу» сменилось на «надо, должен». Можно даже сказать, что здесь взрослыми начинает принудительно формироваться произвольность ребенка.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции — позиции школьника, связанной с выполнением высокоценимой взрослыми учебной работы. формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Благодаря обобщению переживаний в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность, ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Развитие психических функций. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению (с опорой на наглядность). У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции, но рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Овладевая логикой науки, ребенок устанавливает соотношения между понятиями, осознает содержание обобщенных понятий. Научное понятие в процессе усвоения проходит путь от обобщения к конкретным объектам. Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического, мышления.

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники обладают хорошей механической памятью, необходимо следить за развитием смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания.

В младшем школьном возрасте развивается произвольное внимание. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

В целом можно выделить две основные линии развития психических функций — интеллектуализацию и произвольность.

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, является ядром личности.

Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них — социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. К широким социальным мотивам учения помимо статуса хорошего школьника относятся также долг, ответственность, необходимость получить образование. учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. Она ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий независимо от этой внешней оценки, тем самым способствуя формированию саморегуляции. Мотивация достижения успеха наряду с познавательными интересами — наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Для неуспевающих школьников характерна мотивация избегания неудачи. Данная мотивационная тенденция интенсивно развивается на протяжении всего неуспешного обучения в начальных классах, и к окончанию начальной школы отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и стремления получать высокие отметки. Возникает компенсаторная мотивация (спорт,хобби).

Самооценка. Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Снижает остроту этих переживаний компенсаторная мотивация — направленность не на учебную деятельность, а на другие виды занятий.

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности, нового аспекта самосознания, который наряду с раз-витием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...