Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы деятельности КПК




В качестве теоретических основ руководящей деятельности партии, определявших ее генеральную линию и политическую тактику на разных этапах, выступали, помимо собственно коммунистической доктрины, идеи Мао Цзедуна, теория Дэн Сяопина (социализм с китайской спецификой) и концепция «трех представительств» Цзян Цзэминя.

Теория Дэн Сяопина была официально признана как идеологическая основа КПК на ХV-м съезде в 1997 г., когда положение об ее руководящей концептуальной роли было внесено в Устав КПК.

Формирование концепции «социализма с китайской спецификой» шло постепенно. По интерпретации д. и. н. В. Бурова, основу ее в самом общем виде составили следующие положения:

1) отказ от догматических установок на развитие общества, прак-тика – критерий истины;

2) в строительстве социализма следует придерживаться собствен-ного пути, исходя из национальных особенностей Китая;

3) преодоление отсталости Китая требует весьма продолжитель-ного периода времени;

4) центральный вопрос реформы общественных отношений – это развитие экономики, производительных сил;

5) интеллигенция является равноправным участником процесса модернизации;

6) существование при социализме рыночной экономики – нор-мальное явление;

7) использование капиталистических форм и методов управления экономиикой не означает следование по капиталистическому пути;

8) частная собственность – неотъемлемый элемент строительства социализма;

9) реформы невозможны без политики открытости для внешнего мира;

10) необходимо создавать специальные экономические зоны и районы для привлечения иностранного капитала, технологии, методов управления;

11) через зажиточность части населения и районов – к зажиточ-ности всех.

В основании того, что теперь принято в КНР называть теорией Дэн Сяопина лежала концепция нахождения КНР на начальной стадии социализма, впервые изложенная в развернутом виде в отчетном докладе на ХIII съезде КПК в 1987 г. Суть концепции состояла в следующем. Социализм в Китае вышел из недр полуколониального и полуфеодального общества, и по уровню производительных сил КНР далеко отстает от развитых стран. Именно это обстоятельство предопределило необходимость для КНР пройти через длительную начальную стадию развития, на которой предстоит осуществить индустриализацию, придать производству товарный характер, провести модернизацию, т.е. проделать то, что другие страны сделали в условиях капитализма. Временные рамки начальной стадии социализма были определены минимум в сто лет, причем отсчет вели от сер. 1950-х гг. Именно концепция «начальной стадии социализма» стала в последующем выступать как теория Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой.

Как уже отмечалось, цель социалистической модернизации определялась Дэн Сяопином как выведение Китая к сер. ХХI в. на уровень среднеразвитых стран по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации он видел в ускоренном экономическом росте, качественном обновлении экономики и повышение ее эффективности на базе развития научно-технического потенциала.

Основу государства, по мысли Дэн Сяопина, должен составлять социализм, поскольку он дает возможность обеспечить необходимую концентрацию материальных и людских ресурсов для ускоренного социально-экономического развития, не допуская сосредоточения основной части общественного богатства в руках малой части общества. Но социализм в Китае строится с учетом национальной специфики, заключающейся в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости, в условиях дефицита пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с более чем миллиардным населением.

Главными средствами осуществления модернизации определялись реформы и открытая политика. Последняя была призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни мирового сообщества, активно привлекать иностранные капиталы, использовать зарубежный научные и технические достижения, управленческий опыт с тем, чтобы повысить мировую конкурентоспособность Китая. Процесс реформ был назван Дэн Сяопином революцией в смысле коренного обновления социализма на его собственной основе путем самосовер-шенствования.

Составной частью теории Дэн Сяопина является вывод о необходимости проведения не только экономической, но и политической реформы. Политико-идеологическая надстройка характе-ризовалась в его теории как диктатура пролетариата под руководством компартии Китая. Была подчеркнута верность марксизму, социализму, маоизму. Цель политической реформы – обеспечить общественную стабильность при сохранении руководящей роли КПК. Западные модели многопартийности, разделения властей Дэн Сяопин считал неподходящими для китайских условий. Содержание политической реформы в его теории сводилось к совершенствованию уже имевшихся в общественно-политической системе институтов и процедур.

В теории Дэн Сяопина особо подчеркивается необходимость воспитания «нового человека» и создания социалистической духовной культуры. Органической частью теоретических взглядов Дэн Сяопина является концепция развития современных международных отношений, отказ от маоистских оценок войны и революции, ориентация на мир и сотрудничество. Кроме того, неотъемлемой частью теоретического наследия «архитектора» китайских реформ стала формула «одно государство – две системы (два строя)», предусматривавшая сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующих там социально-политических систем.

Таким образом, теория Дэн Сяопина явилась, по сути, не только развернутым идеологическим обоснованием широкомасштабного реформирования китайского общества, но и содержала в себе многие конкретные мероприятия, направленные на выполнение задач модернизации страны. На воплощение в жизнь теоретических установок Дэн Сяопина были направлены усилия китайского руководства и общества в 1980–1990-е гг. Можно однозначно говорить, что значительная часть установок данной теории прошли испытание экономической и политической практикой, вылились в конкретные достижения китайского общества и вывели его к началу ХХI в. на новые рубежи развития.

В это время в КПК обострились споры о путях развития общества, о том, какой должна быть партия в условиях рыночных реформ и интеграции Китая в глобальное сообщество. Для самой КПК главным стал вопрос, может ли партия расширить социальную базу, отражая в своей политике интересы самых разных слоев? Этот вопрос отнюдь был не праздный и не являлся данью «голому» теоретизированию. Коммунистическая партия Китая оказалась перед сложной дилеммой. Если ее главной задачей остается выражение и защита интересов пролетариата или «широких народных масс» (как это и должно быть по версии марксизма), то правящая партия рано или поздно должна ограничить свободу экономической деятельности и развитие частного сектора. Если же продолжать курс рыночных реформ и включение в глобальную экономику, то надо озаботиться корректировкой представлений о задачах, характере, социальной базе коммунисти-ческой партии.

В этих новых условиях партия должна была пополнить свой теоретический багаж новыми представлениями. Ими стала концепция «трех представительств», выдвинутая Цзян Цзэминем в 2001 г. Согласно этой концепции КПК должна постоянно представлять:

1) требования развития передовых производительных сил;

2) прогрессивное направление передовой китайской культуры;

3) коренные интересы самых широких слоев китайского населения.

По оценке Р. Арсланова (к. и. н., ИДВ) концепция:

1) показывает глубокий анализ роли и места КПК в нынешнем и будущем китайском обществе;

2) продиктована стремлением сохранить руководящую роль КПК.

КПК отдавала и отдает отчет, что надо отражать те коренные изменения, которые произошли в китайском обществе за время реформ. В условиях новой социальной стратификации она не могла больше оставаться партией рабочего класса и крестьянства, поскольку и другие слои общества превратились в важнейшую производительную силу. Поэтому партия должна представлять интересы и требования «передовых производителей», обеспечивать «прогресс передовой китайской культуры» и «ставить интересы народа превыше всего».

По официальным данным, в 2002 г. рабочие и крестьяне составляли меньше половины членов КПК (49,1 %). Остальные – госслужащие, военные, менеджеры, студенты и т.д.

«Три представительства» имели целью консолидацию китайского общества путем приравнивания статуса интеллигенции к статусу рабочих и крестьян. Богатство и обладание частной собственностью отныне не должны были служить препятствием для вступления в партию. Курс на расширение социальной базы КПК означал не только попытку адаптации партии к новой структуре общества, но и создавал предпосылки для эволюции КПК в партию китайского народа и китайской нации.

Французский политолог Ж.-Ф. Бежа отнюдь не рассматривает идею «тройного представительства» как попытку КПК двинуться в сторону социал-демократии, а оценивает ее как разновидность выдвинутой в 1960-е гг. в СССР формулы общенародной партии. Он считает, что никакой поворот к социал-демократии невозможен без принятия политического и идеологического плюрализма, а КПК на это не идет. В таких условиях, пишет он, речь идет лишь о привлечении в партию интеллигентов и бизнесменов, уже фактически тесно связанных с партийными кадрами родственными отношениями. Таким образом, по заключению Бежа, «три представительства» – это курс на сплочение правящих классов вокруг проекта авторитарной модернизации. (См.: Социальные и гуманитарные науки за рубежом. «Востоковедение и африканистика». – 2005. – № 1.)

В Уставе, обновленном на ХVI съезде, предусматривалось положение о расширении социального состава КПК, вплоть до приема в партию предпринимательских кругов. Дано и новое определение партии не просто как авангарда рабочего класса, но одновременно и авангарда всего китайского народа и даже всей китайской нации.

Вместе с тем после утверждения у власти тандема Ху Цзиньтао – Вэнь Цзябао и по мере укрепления их авторитета стали заметны новые акценты в трактовке понятия «тройное представительство». Как отмечает А.Б. Ломанов (д. ф. н., ИДВ), ныне «тройное представи-тельство» все менее ассоциируется с именем Цзян Цзэминя, все заметнее уходит на второй план идея приема капиталистов в ряды компартии. В обновленном толковании концепции «тройного представительства» на первое место теперь ставится призыв к выражению «коренных интересов широких народных масс», в то время как в авторском варианте Цзян Цзэминя он ставился на третье место после упоминаний о производительных силах и культуре. К новым идеологическим акцентам относят и заявление Ху Цзиньтао о том, что сущностью «тройного представительства» является установление партии «для всех» и «осуществление правления для народа». Вместе с тем, внешне дистанцирование от наследия Цзян Цзэмина не демонстрируется, а, наоборот, подчеркивается следование в его русле. Так, в 2006 г. вышло в свет трехтомное издание «Избранного» Цзян Цзэминя, куда вошли 203 выступления и речи бывшего лидера в период с 1980 по 2004 гг.

В современном Китае много говорят и пишут о сохранении и развитии «передового характера КПК и передового характера коммунистов», а также прилагается масса усилий на сохранение такого характера на обозримую перспективу. Для этого, по утверждению ее нынешнего лидера, КПК должна правильно понимать и осваивать основные тенденции эпохи и на этом основании выдвигать цели и задачи своей деятельности, постоянно приводить собственную теорию и практику в соответствии с требованием времени, неизменно ориентируясь при этом на служение интересам народа и достижение прогресса в общественном развитии Китая. Высоко оценив боевой дух КПК в годы революции, Ху Цзиньтао в 2006 г. в докладе на торжественном заседании в честь 70-летия «Великого похода», подчеркнул необходимость, решительность и впредь придерживаться духа упорства и самоотверженности, следовать путем китаизации марксизма и утверждения в обществе социалистических ценностей.

Как пишет В.Я. Портяков, аппеляцией к ценностям КПК времен революционной борьбы и первых лет существования КНР оказалась в немалой степени пронизана и формула «восьми видов деяний, заслуживающих прославления, и восьми видов действий, требующих порицания». Она была озвучена Ху Цзиньтао в марте 2006 г. и быстро вошла в современный пропагандистско-политический лексикон под определением «8 славных и 8 позорных дел».

В развернутом виде данная формула содержит следующие императивы, которыми, по-видимому, должен руководствоваться каждый китаец, а коммунист-китаец, в первую очередь:

- любовь к Родине, патриотизм заслуживают прославления, а нанесение вреда Отечеству является позорным деянием;

- служение народу – есть славное деяние, а отрыв от народа требует порицания;

- усердие в труде следует поддерживать, а праздность – подвергать порицанию;

- единство и взаимопомощь надо прославлять, погоню за личной выгодой в ущерб другим – порицать;

- правдивость, верность своему слову заслуживают восхваления, а забвение долга ради собственной выгоды требует порицания;

- соблюдение дисциплины и законов надо восхвалять, а их нарушение – порицать;

- упорство и самоотверженность следует восхвалять, а барство и праздность надлежит порицать (См.: Портяков В.Я. Китайская Народная Республика в 2006 году…).

Китайская пропагандистская машина активно стала внедрять данную формулу в сознание населения, а Главное политическое управление НОАК организационный и пропагандистский отделы ЦК КПК издали Циркуляры об ее повсеместном изучении.

Современные коммунистические лидеры КНР, отдавая дань теоретическим концепциям партийных предшественников, полны решимости оставить «свой след» в деле идеологических новаций. Многие аналитики к таковым относят концепцию строительства «социалистического гармонического общества», принятую в качестве идеологического обоснования нового стратегического направления деятельности КПК на VI-м пленуме ЦК в октябре 2006 г.

Очевидно, что подтвердилась практика китайского коммунис-тического руководства формулировать некие идеологические установ-ки как ответ на необходимость учитывать новые социально-экономические и политические реалии, в которых оказывалась страна на очередном витке развития, так и необходимость вырабатывать новую или корректировать программу развития КНР. Так было с теорией Дэн Сяопина и с концепцией Цзян Цзэминя. Таким образом оценивается и концепция строительства «социалистического гармонического общества». Построение такого общества рассматривается как «длительный процесс непрерывного разрешения общественных противоречий» и определяется как «важнейшая стратегическая задача построения специфического китайского социализма». Ее конечная цель состоит в «превращении Китая в богатое и сильное, демократическое, цивилизованное, гармоничное социалистическое современное государство».

Завершить создание такого общества и государства планируется к 2020 г. По определению VI-го пленума ЦК 16-го созыва главные задачи построения гармонического общества включают в себя:

1) совершенствование социалистической демократии и реализа-цию установки на «управление государством на основе закона» в целях обеспечения прав и интересов народа;

2) преодоление тенденции к нарастанию разрыва в развитии горо-да и деревни, формирование рациональной и упорядоченной системы распределения доходов;

3) расширение общественной занятости и создание в основном охватывающей все города и деревни системы социального страхования;

4) повышение уровня и совершенствование общественного и административного управления;

5) повышение идейно-нравственного, научного, культурного уровня нации, последовательное улучшение морального состояния общества;

6) повышение творческого потенциала общества и формирование государства инновационного типа;

7) достижение очевидного перелома в эффективном использова-нии природных ресурсов и состояния окружающей среды.

Воплощение в жизнь данных задач должно проходить на основе «научной концепции развития», которая призвана обеспечить правящей партии способность правильно регулировать в целом в интересах народа взаимоотношение между экономикой и политикой, между реформой, стабильностью и развитием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...