Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация медицинской помощи.




Проблема выхажива­ния недоношенных чрезвычайно сложна, так как дети еще не созрели для, существования внематеринского организма. Для сохранения, жизнеспособности недоношенных необходимо создать специальные условия как в момент рождения, так и в течение последующей адаптации ребенка. С этой целью по­мощь недоношенным оказывается поэтапно: обеспечение интенсивного ухода и лечения в роддоме (I этап выхаживания);

выхаживание в специализированном отделении (II этап);

диспансерное наблюдение в условиях детской поликлиники (III этап).

Основная цель I этапа — сохранить жизнь ребенку, В пер­вые часы и дни после рождения при необходимости осущест­вляется интенсивная терапия, обеспечиваются тщаательный уход и наблюдение. Не позднее 1 ч после рождения организо­вывается транспортировка ребенка в отделение для новорож­денных (в палату-бокс для недоношенных) или при тяжелом состоянии в отделение интенсивной терапии и реанимации. Домой из роддома выписываются здоровые дети массой тела при рождении более 2000 г, все остальные недоношенные пе­реводятся в специализированное отделение для II этапа вы­хаживания.

Основным направлением работы специализированного отделения является лечебно-реабилитационное. Лечебные ме­роприятия направлены на ликвидацию гипоксии, нарушений мозговой гемоликвородинамики, желтухи, пневмопатии, про­филактику анемии, рахита, гипотрофии. Важным средством реабилитации детей с поражением ЦНС является лечебная гимнастика, массаж и упражнения в воде.

К выписке из отделения II этапа выхаживания подходят индивидуально. Основными критериями для решения вопро­са о выписке являются отсутствие заболеваний, восстановле­ние первоначальной массы тела и ее удовлетворительная прибавка, нормальный уровень гемоглобина, благоприятная домашняя обстановка. Все сведения о ребенке передаются в день выписки па педиатрический участок.

Особенности ухода.

Недоношенных детей выхаживают с учетом физиологических особенностей: несовершенства тер­морегуляции, сниженной толерантности (выносливости) к пище, наклонности к асфиксическим состояниям, недостаточ­ной сопротивляемости к инфекции, незрелости органов и сис­тем.

При выхаживании недоношенных детей необходимо соз­дать комфортные микроклиматические условия. Охлаждение недоношенного в родзале нередко обрекает на неудачу весь дальнейший уход за ним. Температура в палате должна.со­ставлять 24— 26 °С, влажность — 60%. В первые дни и недели жизни глубоконедоношенные дети или недоношенные в тяже­лом состоянии выхаживаются в кувезах. В них под­держивается температура от 36 °С до 32° С, влажность воздуха в первые сутки составляет до 90%, затем — 60—55%, концен­трация увлажненного кислорода — около 30%: Оптимальным температурным режимом является режим, при котором удает­ся поддерживать температуру тела в пределах 36,5—37 °С и исключить перегревание и охлаждение ребенка. Уровень ок-сигенации подбирается индивидуально: целесообразно обес­печивать минимальную избыточную концентрацию кислоро­да, при которой исчезают признаки гипоксемии (цианоз кож­ных покровов и слизистых оболочек, низкая двигательная активность, редкое дыхание с длительным апноэ, брадикардия). Концентрацию кислорода более 38%о в кувезе создавать не рекомендуется из-за возможности поражения легких, сет­чатки глаз и ЦНС. Следует контролировать и длительность подачи кислорода.

Дезинфекция и смена кувезов проводится через 2—3 дня. Ребенок, нуждающийся в кувезном содержании, перекладыва­ется в чистый инкубатор. Перевод в кроватку осуществляется при отсутствии дыхательных расстройств, сохранении посто­янной температуры тела, способности недоношенного ребен­ка обходиться минимальной оксигенацией. Для дополнитель­ного обогрева используют термоматрац, термозащитную пленку, грелки. При выполнении процедур, непродолжитель­ных по времени, применяют пеленальные столы с обогревом, лампы лучистого тепла ("Амеда"). Детей, выхаживаемых в кроватках, одевают в распашонки с зашитыми рукавами.

Особое внимание следует уделять наблюдению за состоя­нием ребенка, контролировать температуру и влажность по­мещения, параметры работы и обработку кувеза, соблюдать строжайшие меры санитарно-гигиенического и противоэпи­демического режимов. Большое значение имеет охранительный режим: ограничение болевых раздражителей, охрана сна ре­бенка, бережное проведение туалета и манипуляций, строгое соблюдение очередности диагностических и лечебных проце­дур. Мать должна выполнять правила личной гигиены и под­держивать должное санитарное состояние при уходе за ре­бенком.

Вскармливание недоношенных детей имеет ряд особенностей.

Они обусловлены высокой потребно­стью ребенка в питательных веществах, незрелостью ею желудочно-кишечного тракта, требующего осторожного введе­ния пищи. В зависимости от срока беременности грудное молоко меняется по составу. Поэтому материнское молоко наиболее подходит нуждам ребенка и обеспечивает макси­мальный успех в выхаживании. Новорожденный должен по­лучать его, даже если количество молока минимально. Для стимуляции выработки молока рекомендуется частое сцеживание (не менее 8 раз в сутки). При отсутствии молока недо­ношенных детей обеспечивают донорским молоком, в исклю­чительных случаях используют адаптированные молочные смеси, предназначенные для вскармливания недоношенных детей ("Новолакт-ММ", "Детолакт-ММ", "Хумана О" и др.), а также "Малютка", "Алеся-1", смеси, обогащенные биологи­ческими добавками.

Время первого кормления ребенка определяется индивиду­ально. В зависимости от тяжести; состояния недоношенного кормят грудью, ложечкой или из чашечки, через зонд. Часто­та приема пищи зависит от способа питания, способности ребенка удерживать в желудке, молоко и активности сосания. Дети со слабым сосательным и отсутствием глотательного рефлексов получают молоко через желудочный зонд. Крат­ность кормления через зонд обычно составляет 7—8 раз в су­тки. При пролонгированном зондовом кормлении с помощью шприцевого дозатора или инфузионной системы время введе­ния молока не должно превышать 3 ч.

Детей с глотательным рефлексом и слабо выраженным со­сательным рефлексом кормят из ложечки или чашечки. Ло­жечку наполняют частично и контролируют, чтобы молоко выливалось поверх языка и проглатывалось, не скапливаясь под языком. Кормление из соски затрудняет в дальнейшем вскармливание грудью.

По мере улучшения».общего состояния и появления: соса­тельного рефлекса ребенка прикладывают к груди. Кормле­ние грудью и близкий контакт с матерью для недоношенных еще более важен, чем для детей, рожденных в срок. Если по­зволяет состояние, рекомендуется как можно раньше и чаще выкладывать голого ребенка на грудь матери ("метод кенгу­ру") Эффективно сосать недоношенный не может и его докармливают сцеженным молоком. Детей с активным сосанием кормят грудью. Во время кормления грудью следует помочь ребенку найти правильное положение и предупредить мать, что молоко не должно оставаться в полости рта ново­рожденного из-за опасности аспирации.

В случае аспирации необходимо не­медленно прекратить кормление, отсосать содержимое из верхних дыхатель­ных путей, придать ребенку положение с приподнятым изголовьем, обеспечить подачу кислорода и поставить в известность врача.

Количество пищи на одно кормление в -первый день жизни обычно составляет 5—10 мл молока, во второй — 10-—15 мл, третий — 15—20 мл. Суточное количество пищи в первые 10 дней жизни можно рассчитать по формуле Ромелля:

(10 + п) х т: 100, где п —. число дней жизни, т— масса ребенка в граммах.

Например, на 4-е сутки ребенку с мас­сой 1600 г суточное количество молока. (10 + 4) х 16 ==224 (мл)

С каждым днем его количество увеличивают и к 15-му дню жизни суточная потребность молока составляет 1/7 массы тела, к концу 1-го месяца — 1/5 массы.

Суточное количество пищи можно определить с помощью калорийного метода. Потребность в калориях до 10-го дня жизни составляет (10 х п) ккал х кг массы тела в сутки, где п — число дней жизни; к 15-му дню — 120 ккал/кг, в возрасте 1 месяца — 140 ккал/кг, к 1 году — 120 ккал/кг. Калорийность 100 мл грудного молока составляет 70 ккал (молозива — 140 ккал). Например, ребенок в возрасте 1 месяца имеет массу 2500 г и, следовательно, нуждается в 350 ккал/сут. Суточный объем пищи равен 350 ккал х 100 мл: 70 ккал = 500 мл.

Для удовлетворения повышенной потребности недоно­шенных детей в витаминах и минеральных солях рекоменду­ют более раннее введение корригирующих добавок и. при­кормов.

Выхаживание в домашних условиях.

При выхаживании недоношенных детей следует чаще проветривать помещение,. поддерживать в комнате температуру воздуха 20—22 °С, при купании — 22—26 °С в зависимости от зрелости ребенка. Ку­пают детей ежедневно при температуре воды 38—39 °С. В те­плое время года прогулки начинаются сразу после выписки, в холодное — с 1—2-месячного возраста при массе тела не ме­нее 2500—3000 г и температуре воздуха не ниже 1—3 °С. В специальном обогреве большинство недоношенных перестает нуждаться к концу 1 месяца. Ребенку необходим щадящий режим сна и бодрствования. Тренирующие методы закалива­ния (воздушные ванны, контрастное обливание после купа­ния и т. д.) проводятся во втором полугодии жизни. Из физи­ческих упражнений до исчезновения физиологической мы­шечной гипертонии разрешаются только поглаживание и упражнения рефлекторного характера.

Правильному развитию недоношенных детей способству­ют благоприятная домашняя обстановка, индивидуальные занятия, игры, рациональное питание, строжайшее соблюде­ние санитарно-гигиенического режима.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...