Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие дидактики взрослых (20-е годы XX в.)

 

Интенсивное развитие теории и практики образования взрос­лых началось после 1917 г. в Советской России в связи с ликвида­цией массовой неграмотности народа. Уже в первом документе по народному образованию — обращении «От народного комиссара взрослых по просвещению» от 29 октября (11 ноября) 1917 г. А. В. Луначарский писал: «Школа для взрослых должна занять широкое место в об­щем плане народного обучения». Первый декрет советского пра­вительства «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» (декабрь 1919 г.), обязывал учиться всех граждан в воз­расте от 8 до 50 лет. Декретом предусматривалось привлечение к этой работе не только школ и учителей, но и всех грамотных. Лозунгом этого времени было: «Грамотный, обучи неграмотного». Правительственным декретом было создано добровольное обще­ство «Долой неграмотность», проводились съезды и конференции по вопросам образования взрослых. По всей стране создавались пункты ликвидации неграмотности, где шло обучение чтению и письму.

Миллионы взрослых по окончании ликпунктов по существу еще не были грамотными, и через некоторое время неизбежно наступал рецидив неграмотности. Кроме того, среди взрослых были самоучки, а также не закончившие начальную детскую шко­лу. Все они были малограмотными и подлежали обучению в на­чальной общеобразовательной школе. Минимум грамотности, который давала начальная общеобразовательная школа взрослых, предполагал следующие умения:

— прочитать и понять текст популярной книги, газеты;

— рассказать прочитанное;

— письменно изложить свои мысли; элементарные орфогра­фические навыки;

— овладеть четырьмя арифметическими действиями с целыми числами, знакомство с метрическими мерами, с десятичными и простыми элементарными дробями, с диаграммами и процента­ми в таком объеме, который дает возможность окончившим шко­лу понимать эти цифровые данные в книге, газете, справочнике, в инструкции к выполнению той или иной работы;

— овладеть элементарной работой с географической картой, навыками пространственной ориентировки, некоторыми конк­ретными сведениями о народном хозяйстве своей страны и о дру­гих странах.

Этот минимум был призван помочь человеку сознательно и активно участвовать в общественной жизни и работать на произ­водстве, овладевая несложными профессиями.

В период массовой ликвидации неграмотности среди взрослого населения (1920—1940) широко использовались внешкольные фор­мы приобретения грамотности. Это было, главным образом, инди­видуальное обучение неграмотных взрослых на дому и на работе, в малых группах и кружках, создаваемых в сельской местности в из­бах-читальнях, городских клубах, библиотеках, в воинских частях. По некоторым данным, около 70% всех взрослых, обучившихся грамоте в советский период, научились читать и писать посред­ством внешкольного обучения.

Ликвидация неграмотности в нашей стране была сложным со­циально-педагогическим процессом, происходившим в условиях радикальных социальных перемен, изменений в индивидуальном и общественном сознании, в гражданской активности взрослого населения. Его успешность была обусловлена комплексом соци­альных, политических, организационных, социально-психологи­ческих, педагогических факторов. Среди них наиболее существен­ными стали:

— объявление правительством ликвидации неграмотности наро­да как приоритетной социально-политической задачи, решение ко­торой поможет стране выйти из экономической разрухи и стать на путь дальнейшего экономического и социокультурного развития;

— консолидация усилий властных государственных структур, органов управления народным образованием и общественных орга­низаций;

— мобилизация широкой общественности на борьбу с негра­мотностью и создание добровольных обществ, оказывающих фи­нансовую и кадровую помощь в этом деле;

— пробуждение патриотических чувств, социальной активно­сти всего населения страны;

— организация серии широкомасштабных мероприятий, на­правленных на решение определенных задач: выявление уровня грамотности; создание пунктов ликвидации неграмотности по месту жительства и работы взрослых; ускоренную подготовку кад­ров ликвидаторов неграмотности; сбор добровольных пожертво­ваний;

— создание учебных и методических пособий, педагогических рекомендаций, разработка содержания обучения с учетом жиз­ненного и профессионального опыта неграмотных и особенно­стей социально-политической ситуации в стране.

В тесной связи с развитием образования взрослых осуществ­лялась разработка вопросов андрагогики. Уже в 20-е годы этот термин использовался в работах известного деятеля и ученого-педагога в сфере образования взрослых Е. Н. Медынского. В тру­дах многих педагогов и деятелей народного образования 20-х го­дов (Е. Н. Брюнелли, С. Е. Гайсиновича, Е. Н. Голанта, Н. К. Круп­ской, Л. П.Лейко, А. П. Пинкевича, К. А. Попова, А.Ф.Рындича, А. И. Фильштинского, С. А. Цыбульского и др.) было выдвинуто положение о том, что обучение взрослых не может строиться только на основе принципов и положений педагогики, которая истори­чески создавалась как теория и практика детского обучения. Одна­ко это положение в те годы не могло получить развернутой науч­ной аргументации, так как сама андрагогика и смежные с нею науки, являющиеся фундаментом для ее разработки, еще не были развиты.

Важнейшими принципами образования взрослых являлись де­мократизм, общеобразовательное обучение на широкой политех­нической основе, соединение обучения с производительным тру­дом, тесная связь с жизнью, политическим просвещением трудя­щихся, с практической деятельностью учащихся.

Начало 20-х годов — период напряженных творческих исканий практических путей реализации новых принципов обучения взрос­лых. В этот период в решении многих вопросов образования замет­ную роль играли указания В.И.Ленина и педагогические идеи Н. К. Крупской.

Следует отметить идею В. И.Ленина о политехническом обра­зовании взрослых: политехническое образование должно не толь­ко расширять общетехнический кругозор учащихся, но и помо­гать решению практических задач. Обеспечивая знание общих ос­нов производства, оно должно стать прочной базой, которая дает молодому рабочему возможность, не замыкаясь в узком профессионализме, односторонней специализации, овладевать смеж­ными профессиями, обеспечивая базу для их свободного выбора и перемещения рабочих из одной отрасли в другую. Расширение политехнического кругозора, понимание основ производства, ос­нов техники в промышленном и сельскохозяйственном производст­ве — все это служит условием реализации принципа тесной связи обучения с трудом, превращения знаний в непосредственное ру­ководство к действию.

В работах Н. К. Крупской была выдвинута задача научить взрос­лых производительно трудиться, т. е. рационально организовывать умственный и физический труд, совершенствовать свою произ­водственную квалификацию. Необходимо развить общественную активность взрослых, сформировать у них умений и навыки об­щественной работы, вооружить умением преобразовывать обще­ственные отношения и методами применения знаний в практи­ческой деятельности. По мысли Н. К. Крупской, обучение без от­рыва от производства должно в большей мере, чем школы все­обуча, отвечать тенденциям развития современного производства и потребностям практики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...