Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работы по данной теме




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

По самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работе на тему: «Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы»

Факультет: Педиатрический

Дисциплина: Топографическая анатомия и оперативная хирургия

Специальность: Педиатрия, Код 060103

Курс III

Семестр VI

 

 

Уфа

2013 г.

 

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы

На основании рабочей программы топографическая анатомия и оперативная хирургия

Направление подготовки Педиатрия, Код 060103Утвержденной «___» ___________ 2013г.

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Саратовского ГМУ, д.м.н., профессор В.В. Алипов

2. Зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Астраханская ГМА, д.м.н., профессор С.А. Зурнаджан

 

Авторы: Профессор И.И. Хидиятов

Ст. преподаватель Р.З. Нуриманов

Утверждение на заседании № ___ кафедры оперативной хирургии и хирургической анатомии от _____ 2013г.

 

 

 

Тема: Топографическая анатомия и оперативная хирургия лицевого отдела головы.

Цель изучения темы: Студент должен уметь определять границы изучаемых областей, костные и мышечные ориентиры. Изучить послойное строение мягких тканей, кровоснабжение, иннервацию, критические зоны лица. Выполнять первичную хирургическую обработку ран лица, вскрытие поверхностных и глубоких абсцессов и флегмон лица.

Студент должен знать:

· Строение костной основы лицевого отдела головы, послойное строение тканей.

· Анатомия черепно-мозговых нервов.

· Анатомия конечных ветвей наружной сонной артерии.

· Анатомия мышц лица и клетчаточных пространств.

Студент должен уметь:

· Ориентироваться в слоях мягких тканей при нанесении хирургического разреза.

· Проводить хирургическую обработку ран лица.

· Оперативные доступы и критерии их оценки.

· Вскрыть глубокую и поверхностную флегмону лица и околоушной слюнной железы.

· Обнажить выводной проток околоушной слюнной железы, ветви лицевого нерва.

· Обнажить занижнечелюстную вену, наружную сонную артерию в занижнечелюстной ямке.

· Распознать критическую зону «треугольник смерти».

· Применять при работе в этой области хирургический инструментарий общего и специального назначения.

Студент должен владеть:

· Методикой ПХО раны лица

· Техникой послойного разъединения тканей (кожи, подкожной клетчатки, фасции, мышцы)

· Техникой завязывания узла

· Техникой послойного зашивания кожной раны

· Техникой снятия кожного шва

· Техникой вскрытия флегмон области лица

 

Задания для самостоятельной аудиторной/внеаудиторной работы по данной теме

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой литературы

2. Ответить на вопросы самоконтроля

Вопросы для самоподготовки:

1. Деление лицевого отдела черепа на области.

2. Кровоснабжение и иннервация кожи, мимических и жевательных мышц лица.

3. Стенки и содержимое глазницы. Мышцы глазного яблока и их иннервация.

4. Стенки и носовые ходы носовой полости, возрастные особенности. Кровоснабжение и иннервация носа и придаточных его полостей.

5. Границы и отделы ротовой полости. Кровоснабжение и иннервация языка и ротовой полости.

 

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля

1.Мимические мышцы лица иннервируют:

А. лицевой нерв

Б. тройничный

В. языкоглоточный

Г. блуждающий

2.При тяжелой травме лицевого черепа остановка кровотечения осуществляется перевязкой:

А. внутренней сонной артерии

Б. позвоночной

В. височной артерии

Г. наружной сонной

3. Лицевой нерв выходит из черепа через отверстие:

А. овальное

Б. круглое

В. остистое

Г. шилососцевидное

4.Через яремное отверстие из полости черепа выходят:

А. блуждающий, языкоглоточный, добавочный нервы

Б. блуждающий, диафрагмальный, добавочный нервы

В. диафрагмальный, языкоглоточный, подъязычный

Г. добавочный, подъязычный, языкоглоточный

5.Жевательные мышцы иннервируются:

А. лицевым нервом

Б. добавочным

В. подъязычным

Г. тройничным

6.В толще околоушной железы располагаются:

А. лицевой нерв

Б. ушновисочный нерв

В. подъязычный

Г. добавочный

7.«Слабыми» местами капсулы околоушной железы являются:

А. место соприкосновения с окологлоточным клетчаточным пространством

Б. место соприкосновения с наружным слуховым проходом

В. место соприкосновения с поджевательным пространством

Г. место соприкосновения с клетчаткой подвисочной ямки

8.Глубокую и поверхностную области лица разграничивают:

.А. ветвь нижней челюсти и височная мышца

Б. скуловая дуга

В. жевательная мышца

Г. околоушная слюнная железа

9.Пальцевое прижатие лицевой артерии производится:

А. в области угла нижней челюсти

Б. у переднего края жевательной мышцы

В. на 2 см ниже скуловой дуги

Г. в проекции подбородочного отверстия

10. Схема, служащая для ориентировки в черепно-мозговой топографии, называется:

А. схема Кренлейна-Брюсовой

Б. треугольник Шипо

В. треугольник Павлова

Г. схема Стромберга

11. Проток околоушной железы открывается в преддверие рта:

А. на уровне первого премоляра

Б. на уровне второго верхнего моляра

В. на уровне второго премоляра

Г. на уровне верхнего клыка

12.Из подвисочной ямки гной может распространиться:

А. в окологлоточное пространство

Б. подвисочное пространство

В. крыло - нижнечелюстное пространство

Г. в полость черепа

13. Особенностями первичной хирургической обработки ран лица является:

А. широкое рассечение и иссечение краев раны

Б. экономное иссечение краев раны

В. после обработки раны швы не накладываются

Г. после обработки раны рана может быть ушита наглухо

14. При флегмоне подвисочной ямки разрез проводят:

А. по нижнему краю скуловой дуги

Б. до кости вдоль переходной складки верхнего свода преддверия полости рта в области последних двух больших коренных зубов

В. по верхнему краю скуловой дуги

Г. по нижнему краю тела нижней челюсти

15. Какие операции проводят при повреждении лицевого нерва:

А. миопластику жевательной мышцой

Б. нейропластика диафрагмальным нервом

В. нейропластика блуждающим нервом

 

Ответы к тестовым заданиям

1. А

2. Г

3. Г

4. А

5. Г

6. А,Б

7. А,Б

8. А

9. Б

10. А

11. Б

12. А,Б,В,Г

13. Б,Г

14. Б

15. А,Б

 

4. Решение ситуационных задач

 

Задача №1.

Поступил больной с резаной раной кзади от заднего края ветви нижней челюсти. Рана обильно кровоточит, кровотечение вялое, сосуд не пульсирует. Что явилось источником кровотечения?

Задача №2.

К хирургу поликлиники обратился больной с жалобами на припухлость, уплотнение и болезненность в левой околоушно-жевательной области. У переднего края ушной раковины небольшой фурункул. Врач диагностировал гнойный паротит.

Определите путь проникновения инфекции в ложе околоушной железы и уточните диагноз.

Задача №3.

Хирург сделал разрез параллельно нижнему краю глазницы, удалено значительное количество гноя, особенно много при раздвигании мягких тканей щеки. По ходу оперативного вмешательства незначительное кровотечение из сосудов подкожно-жировой клетчатки останавливалось.

Какое клетчаточное пространство лица явилось источником флегмоны?

Задача №4.

Больной обратился к врачу с жалобами на отечность лица, наличие фурункула в области спинки носа. Чем опасны фурункулы этой зоны?

Задача №5.

На прием обратился больной с опухолевым выпячиванием в боковой области лица. Мягкие ткани резко отечны, кожа гиперемирована. В анамнезе травма нижней челюсти в области ее ветви.

Диагностирована флегмона боковой области лица. Рассечены мягкие ткани параллельно нижнему краю глазницы. Произведена ревизия раны. Рана дренирована.

Назовите глубокие клетчаточные пространства лица. Чем опасны флегмоны глубоких клетчаточных пространств? Чем представлена глубокая система вен лица? Виды разрезов при вскрытии флегмоны боковой области лица.

Задача №6.

При резекции ветви нижней челюсти по показаниям у больного возникло сильное кровотечение.

Какое пространство ограничивает ветвь нижней челюсти? Почему возникло кровотечение? Какими кровоостанавливающими зажимами можно остановить кровотечение?

Задача №7.

В стационар госпитализирован больной с пахименингитом, наиболее выраженным в пределах средней черепной ямки. Причиной менингита явилась флегмона височно-крыловидного и межкрыловидного промежутков.

Определите наиболее вероятные анатомические пути проникновения гнойной инфекции в полость черепа.

Задача №8.

У больного с поражением нижних коренных зубов развилась флегмона височно-крыловидного и межкрыловидного промежутков, которая осложнилась флебитом вен глазницы и менингитом. Опишите анатомические пути развития этих осложнений.

Задача №9.

Пострадавшему К., 15 лет, производят хирургическую обработку резаной раны щечной области. Объясните причину зияния раны, значительной кровоточивости ее краев. Какими особенностями кровоснабжения обусловлено хорошее заживление раны? Какой вид шва показан этому пациенту?

Задача №10.

У больной И., 13 лет, которая «выдавила прыщик», развился фурункул верхней губы. Наряду с выраженной интоксикацией, резким отеком лица, отмечается покраснение и болезненность по ходу лицевой и угловой вены к медиальному краю глазной щели, при пальпации вены плотные, перекатываются под пальцем.

Задача №11.

При операциях в боковой области лица разрезы выполняют в «нейтральных» зонах. Объясните, что представляют эти зоны? Какие осложнения могут иметь место при неправильно выполненном разрезе?

Задача №12.

Околоушно-жевательная фасция образует капсулу и ложе околоушной железы. Что понимают под «ложем» железы? В каких отделах капсула более плотная и толстая, в каких развита слабо? Чем отличается взаимоотношения околоушной и поднижнечелюстной желез с их капсулами?

Задача №13.

У больной Г., 15 лет, вяло гранулирущая рана (после вскрытия гнойного паротита) в занижнечелюстной ямке осложнилась аррозивным артериальным кровотечением. Назовите источник кровотечения. Каким способом гемостаза должен воспользоваться хирург?

Задача №14.

У больного Ш., 16 лет, флегмона левой щечной области одонтогенного происхождения. Назовите отростки жирового комка щеки, объясняющие пути образования гнойных затеков в соседние области.

Задача №15.

У Сени М., 6 лет, левосторонний гнойный паротит. Наряду с другими симптомами, наблюдаются затруднение дыхания, резкие боли при глотании, выбухание левой боковой стенки глотки. Назовите осложнение гнойного паротита у этого ребенка и причину его возникновения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...