Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные статьи доходов и расходов информационного производства




Сми в условиях перехода развитых стран к информационному обществу

 

В середине XX века видный канадский философ и культуролог, социолог и литературовед Маршалл Маклюэн выдвинул идею о "глобальной деревне". Опираясь на утверждение своего предшественника, теоретика в области экономической теории Г.Инесса, что развитие средств массовой коммуникации и коммуникационная технология помогают преодолевать прежние ограничители знания и информации - пространство и время, он полагал неизбежным превращение электронных СМИ в некое подобие "нервной информационной системы" общества. Характеризуя преобразование человека из "собирателя пищи" в "собирателя информации", М.Маклюэн в 1964 году уверенно заявлял: "Мы живем сегодня в эпоху информации и коммуникации, потому что электронные медиа мгновенно и постоянно создают общую сферу взаимопереплетающихся событий, в которых участвуют все люди". Последующие десятилетия с их изменениями медиа-ландшафта и внедрением новых технологий СМИ окончательно убедили исследователей в наступлении новой эры.

Возникновение глобального информационного пространства, предсказанное исследователями, имеет под собой совершенно реальное основание. Исторический процесс сближения наций и народов сопровождается превращением современного мира в глобальную коммуникационную систему. В самом общем смысле глобализация подразумевает "сжатие" мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром самого себя - с другой. Вместе с тем, доклад указал и на основные опасности, таящиеся в новом обществе: особого внимания требуют защита интеллектуальной собственности и авторского права, защита частной жизни и защита персональных данных. Реализация проекта поставила во главу угла и такие социальные вопросы, как предотвращение поляризации внутри общества и улучшение взаимопонимания между различными его группами. Уже на следующий год "большая семерка" провела в Брюсселе совещание, посвященное проблемам информационного общества. На нем была выдвинута идея "глобальной информационной инфраструктуры", в создании которой страны "семерки" призваны сыграть решающую роль. И все же, как подчеркивает профессор МГУ Е.Л.Вартанова, "несмотря на существование мощных интеграционных импульсов, как Европа в целом, так и европейские медиа остаются национально и культурно детерминированными. Неравномерность развития медиа-систем в целом и отдельных секторов внутри национальных систем, а также сильная зависимость от национального экономического и финансового положения задерживают появление единого европейского медиа-рынка".

М.Маклюэн уже в своих ранних работах рассматривал формы коммуникации как ведущий фактор культурной эволюции, относя к средствам коммуникации язык, деньги, дороги, печать, радиовещание, телевидение и компьютеры. В его концепции событие приобретает общественную значимость не само по себе, а в связи с переданными о нем посредством коммуникации сообщениями. И переход от печатных к электронным средствам коммуникации формирует новый тип восприятия реальности, при котором человек оказывается включенным во все происходящее целостно. Исследователь называет этот период эпохой "глобальной деревни", для которой характерным является "детрадиционализация" - ослабление традиционных связей, иерархий, ценностей.

В условиях информационной глобализации роль, которую средства массовой информации играют в моделировании международных отношений, многократно усиливается. Это особенно заметно во время социально-политических волнений и международных кризисов. Способность электронных СМИ информировать о событии в момент его свершения может иметь прямые последствия в направленности его развития, поскольку последовательная "глобальная реклама", данная событию реальным телевидением, влияет на поведение всех его участников.

 

Рынок СМИ

Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара – его продавцами и его потребителями – покупателями. Иначе рынок можно определить как совокупность продавцов и покупателей, осуществляющих обмен в форме продажи товара и его покупки. Продавец – субъект рынка получает компенсацию в денежной форме в соответствии с потребительской стоимостью своего товара.

Основным товаром на информационном рынке, как нам известно, является журналистская информация в различных ее видах и состояниях –полуфабриката или законченного произведения. Продавец и покупатель на информационном рынке могут в любой момент поменяться ролями. Редакция газеты, продающая ее номер читателю, узнав, что он владеет интересной информацией, попытается купить ее у него. Читатель же, став продавцом своей информации, будет искать на рынке более выгодных ее покупателей.

Информационный рынок возникает тогда, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. С развитием экономики в крупнейших странах Европы – Англии, Франции, Италии и Германии, с укреплением национальных и международных рынков – как торговых, финансовых, так и промышленных – формируется и информационный рынок. Он развивается и функционирует под воздействием нескольких факторов.

Это, прежде всего закон соответствия спроса и предложения. Развитие средств массовой информации регулируется спросом на журналистскую информацию. С усилением информационных потребностей определенных общественных групп возрастает и спрос на продукцию СМИ. Он вызывает соответствующее предложение – появляются новые газеты и журналы, предлагающие читателям разнообразную информацию. Это особенно характерно для кризисных – предреволюционных и революционных периодов истории общества. Обычно в это время средства массовой информации, прежде всего пресса, активно вовлекаются в происходящие события – не только как их участник, но и как их катализатор, и даже инициатор. В подобные кризисные годы резко возрастает количество периодических изданий, усиливается их дифференциация, происходит быстрая политизация. Яркий пример того – ошеломляюще быстрый рост количества газет и журналов в последние годы существования Советского Союза, в период перестройки и после развала СССР – в России.

Но снижение спроса на журналистскую информацию в силу самых разных причин – экономических, политических и других – немедленно приводит к ослаблению предложения: многие газеты и журналы исчезают с информационного рынка, замедляется процесс появления новых изданий, уменьшаются тиражи оставшихся и т.п.

Столь же важную роль на информационном рынке играет и закон стоимости. Он во многом определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию, о чем будет рассказано в одной из последующих глав.

Развитие информационного рынка, отношения на нем между производителями товара и его потребителями регулируются и закономерностями так называемого воспроизводительного потребления. Суть и особенности этого процесса и соответствующего ему понятия были раскрыты известными экономистами, прежде всего К. Марксом. Потребление, по их мнению, создает потребность в новом производстве, побуждает к его развитию. Без потребности в каком-либо продукте нет его производства. Но именно потребление продукта воспроизводит потребность в нем.

Отношения между производством и потреблением приобретают диалектический характер. Производство в свою очередь приводит к возникновению потребления, создавая побуждение к нему. Эти отношения определяют особенности ситуации, возникающей и на информационном рынке.

Дело в том, что журналистика как разновидность производства духовного продукта создает не только предмет потребления – газеты, журналы, телевизионные и радиопрограммы, несущие информацию ее получателям, но и потребителя этой информации – аудиторию. Рост аудитории приводит к усилению потребности в информации, потребности, которая становится стимулом развития журналистики, средств массовой информации. Растущее производство информации в свою очередь вызывает усиление потребности в ней, обусловливая наряду с другими факторами – идеологическими, политическими и иными – рост читательской, зрительской, слушательской аудитории. Чем быстрее развивается журналистика и ее средства, тем более массовой становится их аудитория.

Более того, рост производства журналистской информации определяет и способ ее потребления: сама журналистика воспитывает у читателей газеты, телезрителей, радиослушателей все более разносторонние интересы, «вкус» к информации, а также все большее умение, все более тонкие способности использовать ее в самых различных целях, связанных с жизнью, практической деятельностью, познавательными и эстетическими потребностями.

Так рост потребностей в информации ее производства и потребления формирует и регулирует информационный рынок.

 

Каналы финансирования СМИ

существующие медиакомпании можно разделить на:

государственные — собственник СМИ государство в лице исполнительной или законодательной власти, финансирование из бюджета;

общественные (общественно-правовая) - является общенациональным достоянием, финансируется за счет налогов с населения, абонентской платы и управляются органами, сформированными из представителей различных групп. Британская вещательная корпорация ВВС, германские ARD и ZDF;

коммерческие — собственник частное лицо, группы лиц или частные компании. Абсолютное большинство медиапредприятий.

Кроме того, медиапредприятия можно разделить по характеру происхождения используемого в них капитала:

дифференцированный капитал - участие промышленных, финансовых, торговых структур в информационно-коммуникационной индустрии. Исходный капитал - К-бизнес (C-business). Медийные активы владельца тесно взаимодействуют с немедийными активами. Конгломератная собственность. «Газпром- Медиа» - «Газпром», «Проф — Медиа» - группа «Интеррос»; пограничные примеры, когда масс-медиа попадает в сферу влияния организаций, производящих техническую инфраструктуру для СМИ. NBC - “GE”.

недифференцированный – используется только медийный капитал. Яркий пример корпорация Руперта Мердока - “News Corporation”. (Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран, М.: Аспект Пресс, 2003.)

 

основные статьи доходов и расходов информационного производства

?????

 

Формы собственности сми

Основные формы собственности (частная, кооперативная, общественная).

В экономической сфере государство принимает на себя обязанность создавать условия для функционирования на рынке максимально большого числа медиапредприятий, что должно способствовать успешной деятельности демократических институтов. С этой целью вырабатываются меры по сохранению разнообразия содержания и форм собственности в СМИ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...