Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольный тест 6. Познавательные процессы

Семинар 7. Познавательная сфера человека. Рациональный уровень познания

  1. Память: понятие, виды, функции. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Способы управления памятью (мнемотехника).
  2. Определение и структура мышления. Функции и виды мышления. Характеристика мыслительных операций. Связь мышления с воображением и речью.
  3. Понятие воображения, его природа, функции и виды. Роль воображения в игровой и творческой деятельности ребенка.

Литература:

  • Гамезо М.В., Домашенко И.А.Атлас по психологии. – М., 1998.
  • Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Т.1. – М., 1996. – С.181-238.

· Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – С.354 – 372, 247 - 282.

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. – С. 227 – 232, 401 – 413..

· Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. – С.159 -165.

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2005. – 713с.

Самостоятельная работа 6. Познавательная сфера человека

1. Заполните таблицу: Познавательные процессы

Процесс Определение Виды Свойства Методики исследования
Память        
Мышление        
Воображение        
Речь        

2. Решите задания:

1. Запрос учителя психологу. Мальчик 8 лет плохо запоминает учебный материал по всем предметам. Ваши действия.

2. Как и почему получается так, что человек помнит события двадцатилетней давности, но не может вспомнить, что съел сегодня за завтраком.

3. Какие мыслительные операции и виды мышления актуализированы в следующем случае?:

  • Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

4. Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях:

1. Русалка а) заострение
2. Трехглавый змей б) агглютинация (комбинирование)
3. Дружеский шарж в) аналогия
4. Подводная лодка г) типизация
5. Плюшкин д) гиперболизация (акцентирование)

5. Верно или неверно:

· 1. Речь – это воплощение и проявление подсознательных влечений человека, его инстинктов.

· 2. Сознание и речь живут параллельной, независимой друг от друга жизнью, соединяясь лишь в момент высказывания мысли.

· 3. Язык – внешняя, материальная оболочка мысли, своеобразный сосуд, в который как бы льется готовая мысль.

· 4. Речь – это процесс общения посредством языка, процесс взаимного воздействия общающихся людей.

6. Наборщики в типографии, печатая психологический справочник, оказались настолько рассеянными, что рукописи перепутали. Сопоставив левую и правую записи, восстановите нарушенное соответствие:

1. воссоздающее а) внимание
2. интерференция б) мышление
3. двигательное в) воображение
4. практическое г) навыка
5. кратковременное д) запоминание

Контрольный тест 6. Познавательные процессы

1. Вид внимания, требующий управления сознательной целью, называется…

а) послепроизвольное

б) произвольное

в) непроизвольное

г) направленное

2. К способам создания образов воображения относится…

а) классификация

б) апперцепция

в) агглютинация

г) сравнение

3. Механизм преобразования внешних по своей форме процессов с внешними вещественными предметами в процессы, протекающие в умственном плане..

а) интериоризация

б) интроекция

в) экстериоризация

г) проекция

4. Относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов называется …

а) синестезией

б) константностью

в) сенсорная адаптация

г) сенсибилизация

5. Относительное постоянство свойств и предметов при изменении условий восприятия – это…

а) предметность

б) константность

в) целостность

г) структурность

6. Повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя называется

а) апперцепцией

б) сенсибилизацией

в) способностью

г) константностью

7. Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию – это …

а) мышление

б) воображение

в) память

г) ощущение

8. При создании образов кентавра и русалки использовался прием воображения

а) агглютинация

б) галлюцинация

в) воссоздающий образ

г) гиперболизация

9. Процесс, обеспечивающий закрепление воспринимаемой информации и материала в памяти, называется …

а) запоминание

б) сохранение

в) удержанием

г) эйдетизмом

10. Степень или интенсивность сосредоточенности внимания, называется…

а) устойчивость

б) произвольность

в) концентрация

г) распределение

11. Целенаправленное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется..

а) восприятием

б) мышлением

в) воображением

г) ощущением

12. Явление ложного или искаженного восприятия называется…

а) иллюзией

б) перцепцией

в) ошибкой

г) апперцепцией

13. С точки зрения психоанализа забывание представляет собой:

а) вытеснение

б) угасание

в) интерференцию

г) замещение

14. К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся:

а)зрительная

б) эмоциональная

в)словесно-логическая

г) двигательная

15. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены:

а) Дж.Уотсоном

б) У.Найссером

в) А.Г.Эббингаузом

г) Б.В.Зейгарник

16. По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память:

а)двигательная;

б) словестно-логическая

в)образная

г) эмоциональная

17. Ультрократковременная память также называется:

а) рабочей

б) сенсорной

в) оперативной

г) моторной

18. С точки зрения бихевиоризма фактором, влияющим на запоминание, является:

а) положительное и отрицательное подкрепление

б) наказание

в) положительное подкрепление

г) поощрение

19. Коэффициент интеллектуальности есть:

а) количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида

б) характеристика, показывающая степень отдаленности (близости) мышления от патологических его прояв­лений

в) качественный показатель знаний, умений и умственных действий

г) относительно устойчивая структура способностей по переработке разнокачественной информации

20. Выведение из одного или нескольких суждений нового суждения, представляет собой:

а) рефлексию

б) новое суждение

в) понятие

г) умозаключение

21. Наглядно-образное мышление − вид мышления:

а) характеризующийся опорой на представления и образы

б) опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними

в) осуществляемый с помощью логических операций с понятиями

г) основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных

22. К основным видам мышления относятся:

а) анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация и категоризация

б) наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое

в) понятия, суждения, умозаключения

г) индукция и дедукция

23. Критичность мышления представляет собой:

а) вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего

б) мгновенное нахождение неизвестного (искомого)

в) оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией

г) качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности

24. Сформулировать понимание творческого мышления одним из первых пытался:

а) Дж.Гилфорд

б) Д.Векслер

в) И.П.Павлов

г) Е.П.Терренс

25. Быстрота мышления понимается как:

а) скорость протекания мыслительных процессов

б) минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения

в) число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность

г) способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений

26. Теория поэтапного формирования умственных действий разработана:

а) А.Н.Леонтьевым

б) Л.С.Выготским

в) П.Я.Гальпериным

г) С.Л.Рубинштейном

27. По степени новизны и оригинальности различают виды мышления:

а) интуитивное, рациональное

б) теоретическое, практическое

в) репродуктивное, продуктивное

г) дискурсивное, интуитивное

28. Мечта представляет собой:

а) создание новых образов без каких-либо внешних побудителей

б) проявление высокого уровня интеллектуального развития

в) создание новых образов с помощью волевых усилий

г) форму воображения, связанного с осознанием желаемого будущего

29.Внутренняя речь представляет собой:

а) разговор, в котором участвует не менее двух собеседников

б) речь, лишенную звукового оформления и протекающую с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции

в) речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

г) систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи ин­формации

30. Одна из основных функций речи − функция обозначения − заключается в:

а)возможности людей через речь обмениваться мыслями посредством слов, фраз

б) способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия

в)способности речи человека побуждать других людей к действию

г) том, что речь человека может передавать чувства, переживания, отношения, эмоциональность, что значи­тельно расширяет возможности общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...