Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательная власть в КНДР




Согласно Конституции, Верховное Народное Собрание является высшим органом государственной власти КНДР, но законодательную власть в перерывах между сессиями ВНС (нерегулярных, но по Конституции они должны проводиться ежегодно) мо­жет осуществлять Президиум ВНС.

ВНС имеет право вносить изменения в Конституцию принимать законы, утверждать законодательные акты, приня­ты Президиумом ВНС, «определять основные принципы внут­ренней и внешней политики». Согласно ст. 91, ВНС избирает и отзывает с должности высших государственных руководителей председателя ГКО, членов ГКО (по представлению предсе­дателя), председателя Президиума ВНС и его членов, премьера кабинета министров и членов кабинета, генерального прокурора, председателя Центрального суда, председателей и членов комиссий ВНС. ВНС рассматривает и утверждает народнохозяйственный план и бюджет, рассматривает их исполнение, может заслушивать доклад о работе правительства и отдельных ведомств. ВНС ратифицирует международные договора.

Законы и постановления ВНС принимает простым большинством, изменения Конституции квалифицированным (на деле ВНС голосует всегда единогласно).

Президиум ВНС согласно ст. 106, является высшим органом государственной власти в период между сессиями ВНС. Специально оговорена возможность наличия в его составе по­мимо заместителей и членов почетных заместителей (эти по­сты созданы для соратников Ким Ир Сена, отошедших от ак­тивных дел).

Список его полномочий выглядит достаточно внушитель­но. Президиум ВНС созывает сессии ВНС, рассматривает и принимает законы и изменения к ним (с последующим утвер­ждением сессией ВНС), рассматривает и принимает план и бюджет и «проекты их регулирования» (изменения), представленные между сессиями ВНС, комментирует Конституцию, осуществляет надзор над исполнением законов госорганами, отменяет не соответствующие законодательству решения органов госвласти, организует и проводит выборы, ведет работу с депутатами ВНС и его отрас­левыми комиссиями. Президиум ВНС также образует и упразд­няет органы исполнительной власти - министерства и комите­ты, назначает их руководителей, избирает и отзывает судей Центрального суда, ратифицирует международные договора, назначает и отзывает дипломатических представителей, награ­ждает государственными наградами, осуществляет право амни­стии и помилования. Он также утверждает и изменяет админи­стративно-территориальное деление страны.

Здесь же имеет смысл рассмотреть и избирательную систему в КНДР.

Выборы в КНДР имеют, во многом, формальный характер, а существующая система их организации является дополнительным рычагом контроля за населением и пропагандистским инструментом. Основные принципы действующего в настоящее время в КНДР избирательного права закреплены в ряде законодательных актов, таких как Конституция, Положение о выборах депутатов Верховного народного собрания (1948 г.), Положение о выбо­рах депутатов в провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные) и уездные народные собрания (1949 г.), а также соответствующих постановлениях Постоянною совета Верховного народного собрания КНДР, указах Центрального народного комитета и некоторых других нормативных актах. Единого закона, определяющего порядок формирования представительных органов государственной власти в КНДР нет.

Конституция так формулирует основные принципы избирательного права КНДР: «Органы власти всех ступеней, начиная с уездных народных собраний и кончая Верховным народным собранием, избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. Депутаты органов власти всех ступеней поддерживают тесные связи с избирателями, ответственны в своей деятельности перед ними. Избиратели могут в любое время отозвать избранного ими депутата (ст. 6, 7)».

Согласно законодательству, все граждане КНДР, достигшие 17 лет, независимо от пола, национальности, профессии, осёдлости, имущественного положения, образования, партийной принадлежности, политических взглядов и вероисповедания имеют право избирать и быть избранными. Этим правом поль­зуются и военнослужащие (ст. 66).

Избирательные участки создаются, соответствующими на­родными комитетами и включают в себя от 300 до З тыс. избирателей. В особых случаях с санкции провинциального народ­ного комитета возможно создание избирательных участков с числом избирателей менее 300 человек. Отдельные избира­тельные участки создаются в больницах, санаториях, родильных домах с числом больных свыше 25 человек, а также на железно­дорожных узлах, в воинских частях и пограничных войсках.

Дата проведения выборов устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до выборов. Голосование проходит с 9.00 до 20.00 (практически заканчивается к 12.00, когда все граждане спешат явиться на избирательный участок). Избирательное законодательство КНДР предусматривает создание одномандатных избирательных округов, которые обра­зуются в соответствии с установленной нормой представительства. Эта норма различна при выборах депутатов народных соб­раний различных ступеней. В первой Конституции КНДР закре­плялось положение, согласно которому один депутат Верховного народного собрания избирался от 50 тыс., впоследствии была введена норма представительства один депутат Верховного народного собрания КНДР от 30 тыс. населения.

Выборы проходят по одномандатным избира­тельным округам, создаваемым по территориальному принципу. Избирательные округа по выборам в Верховное народное собрание КНДР образуются Президиумом Верховного народного собрания, избирательные округа по выборам в народные собрания провинций (городов центрального подчинения), городов (районов) и уездов – соответствующими народными комитетами.

Для руководства выборами создаются избирательные комис­сии. В КНДР формируются три вида избирательных комиссий:

1) территориальные избирательные комиссии – Центральная комиссия по выборам депутатов Верховного народного собрания, а также провинциальные (городов центрального подчине­ния), городские (районные) и уездные избирательные комис­сии;

2) окружные избирательные комиссии;

3) участковые из­бирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия создается Президиумом Верховного народного собрания не позднее, чем за 60 дней до выборов, в составе 9–13 человек, городские (районные), уездные избирательные комиссии – за 45 дней до выборов в составе 7–11 человек соответствующими народными комитетами.

Окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в Верховное народное собрание создаются провинциальными (городов центрального подчинения) народными комитетами не позднее, чем за 45 дней до выборов, в составе 7–11 человек, а окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в народные собрания провинций (городов центрального подчи­нения), городов и уездов – соответствующими народными ко­митетами за 40 дней до выборов в составе 5–7 человек. Участко­вые избирательные комиссии создаются народными комитетами городов (районов) и уездов за 35 дней до выборов в составе 5–7 человек.

Общее руководство выборами в Верховное народное соб­рание КНДР возложено на Центральную избирательную комис­сию, которая осуществляет руководство и контроль за неук­лонным выполнением избирательного законодательства на веси территории КНДР.

В соответствии с избирательным законодательством КНДР право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит Трудо­вой партии Кореи, профессиональным, молодежным и женским организациям. Кандидатов в депутаты также выдвигают общие собрания коллективов промышленных предприятий и учрежде­ний, членов сельскохозяйственных кооперативов, воинов На­родной армии. Предусмотрена возможность совместного выдвижения организациями Трудовой партии Кореи и общественными организациями единого кандидата в депутаты.

Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, признанных действительными. Подсчет голосов осуществляется участковыми избирательными комиссиями в присутствии всех членов этих комиссии. Результаты голосования фиксируются в соответствующем протоколе, который направляется в окружную избирательную комиссию для определения результатов голосования по всем избирательному округу.

В ходе проведения выборов депутатов в Верховное народное собрание и местные народные собрания по всей стране проходят собрания трудящихся в трудовых коллективах в сельскохозяйственных кооперативах, воинских частях. Кандидатами в депутаты выдвигаются руководители Трудовой партии Кореи, видные государственные и общественные деятели, передовики производства, представители всех классов и социальных слоев, лучшие представители корейского народа. На выборах в Верховное народное собрание КНДР баллотируются также кандидаты в депутаты от Ассоциации корейцев проживающих в Японии (Чхонрён).

 

Вопросы

1. Какой орган является высшим законодательным органом власти в КНДР?

2. Каковы полномочия Президиума ВНС?

3. Сколько видов избирательных комиссий существует в КНДР?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...