Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Духовно-культурная сфера принимающего общества




Социальная работа как научная и практическая деятельность, а также учебная дисциплина носит ярко выраженный комплексный характер. Она является к тому же интердисциплинарной; в центре ее стоит человек и его связи в общностях (семье, группе, общине, трудовом коллективе). Социальный работник осваивает и использует ресурсы (знания и навыки) многих смежных дисциплин, практику и методику — психологии, социальной антропологии, педагогики, права, социологии и культурной антропологии, политологии, искусства (театра, музыки, изобразительного искусства, дизайна), литературы. Все это позволяет, привлекая духовные ресурсы, способствовать созданию благоприятной ментальной среды для взаимодействия мигрантов и принимающего общества. Этим облегчается аккультурация мигрантов, актуализация ценностных ориентации, осознание достоинства и прав человека, понимание значения солидарности, поиска своей социальной (персональной, культурной, тендерной) идентичности.

Духовно-культурная жизненная сфера заключает в себе отношения, которые в немалой степени фокусируются на проблеме взаимоотношения культур переселенцев и местного населения. Ситуация переселенцев нередко обозначает формирование мультикультурности, т. е. появления, наряду с преобладающей культурой автохтонов (местного населения), также культур аллохтонов (иммигрантов). Территориальная реабилитация, натурализация и адаптация мигрантов должны дополняться аккультурацией. Без этого не может идти речь об интеграции. От мультикультурности при нормальном течении натурализации, реабилитации и адаптации совершается переход к интеграции. Многое зависит от уровня толерантности как принимающего общества, так и самих мигрантов. Толерантное общество рассматривает мигрантов как группы людей или индивидов, отличающихся по своей культуре, что воспринимается как вполне поддающееся регулированию естественное явление. Толерантность означает уважение к инаковости человека другой расы и культуры, скажем, исповедующего другую религию, придерживающегося иных обычаев. Инаковость, если она не становится в оппозицию к культуре преобладающего коренного населения, представляется как нормальное явление, как фактор взаимообогащения с иным культурным сегментом в лице сообщества мигрантов. Возникает проблема, насколько эта мультикультурность позволяет обеспечивать аккультурацию, адаптацию и интеграцию мигрантов в культуру коренных народов принимающего общества.

Для россиян в своем большинстве миграция 1990-х гг. почти не создавала трудностей мультикультурализма, поскольку приезжало много русских, в том числе православных. Мигранты-мусульмане также нормально интегрировались. Но постепенно, в том числе из-за серьезных ошибок в миграционной политике, картина изменилась. Фактор мультикультурализма начал проявляться заметнее, аккультурацию стало проводить сложнее, но и одновременно возросла ее роль. При решении этой проблемы в России недостаточно использовали такой духовно-культурный канал аккультурации, как образование, с привлечением к этому психологов, социальных педагогов и социальных работников, а также культурологов и этнологов.

В некоторых регионах общество было не готово проводить нормальную цивилизованную аккультурацию. К сожалению, студенты-иностранцы в некоторых регионах России подвергались серьезной опасности со стороны националистов. Тем не менее образование как канал аккультурации может использоваться более широко для формирования установок толерантного сознания, для чего необходимо снимать возникающие искусственные препятствия. Например, дети некоторых мигрантов не могут поступить в школу, поскольку такое поступление связывается с регистрацией и видом на жительство. Правда, провалы в образовании детей связаны не только с мигрантами. Руководитель центра МГУ им. М.В. Ломоносова В. Ионцев отметил, например, что до 12% детей школьного возраста в России не ходят в школу. Значит, они остаются без той деятельности, которая целенаправленно формирует личность, с пользой занимает часть времени детей и подростков, которое они не знают куда деть. Дети мигрантов также нередко не могут реализовать свое право на обучение в общеобразовательной школе.

Недостаточно используется высшее образование для реализации права граждан государств — участников СНГ на получение образования в России. Согласно ст. 1 Соглашения государств — участников СНГ «О сотрудничестве в области образования» (г. Ташкент, 15 мая 1992 г.) граждане государств — участников СНГ, постоянно проживающие в России, имеют право на получение образования в России на всех уровнях, а также ученые степени и звания, на условиях, установленных для россиян (причем право на доступность образования гарантировано независимо от национальной принадлежности или иных различий). Но для начального и общего образования детям мигрантов необходимо делать исключение, обеспечивая им право на начальное и общее образование, независимо от постоянного проживания в России, т. е. экстерриториально. Это оправданно не только в социально-гуманитарном и правовом плане, но и исходя из потребностей аккультурации, необходимости формирования толерантного сознания детей, создания образа России, как комплементарной к культурам других народов страны, расширения в конечном счете культурно-духовного канала интеграции.

В 1990-х гг. в России был установлен разрешительный порядок приема иностранных граждан в российские государственные вузы и учреждения среднего профессионального образования. Для сдачи вступительных экзаменов требовалось направление Государственного комитета по высшему образованию РФ, согласованное с соответствующим ведомством, в ведении которого находился государственный вуз или учреждение среднего профессионального образования[50]. Каждое образовательное учреждение устанавливало контрольные цифры приема в рамках квоты, определяемой на каждый год Правительством РФ. Помимо документов об имеющемся образовании, анкетных данных и фотографий, иностранным гражданам необходимо предоставлять медицинское заключение, заверенное официальным органом здравоохранения из государства постоянного проживания, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Иностранные граждане, не владеющие русским языком, зачислялись на подготовительный факультет учебного заведения на 1 год. Поскольку в тексте указанного Соглашения нет ссылки на «постоянное проживание по внутреннему законодательству принимающего государства», то под «постоянным проживанием» следовало понимать, как считает С.А. Авакьян, не только наличие вида на жительство в РФ, но и постоянное фактическое проживание, подтвержденное, например, решением суда об установлении данного факта. Согласно ст. 5 данного Соглашения документы государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, присуждении ученых степеней и ученых званий, выданные в государствах — участниках СНГ к 15 мая 1992 г., признавались в России бессрочно (при условии официального перевода на русский язык)[51].

В современной России проблема негативного отношения к мультикультурности обостряется не только в связи с наплывом мигрантов, но и с состоянием самой духовной сферы, разрушением системы образования и воспитания детей и молодежи, отхода общества от пропаганды интернационализма и толерантности. Ведь в сглаживании структурного мультикультурализма как состояния общества непригодными средствами являются шовинизм, ненависть к мигрантам, стремление их унизить. Наоборот, они вызывают изоляцию мигрантов других этносов и способствуют усилению конфликтности. Правильный путь — аккультурация, которая дополняет натурализацию и профессиональную адаптацию. Необходима социальная работа, воспитывающая толерантность, ведущая к аккультурации и интеграции.

И подобную работу нужно вести в принимающем обществе, используя такие сильные каналы, как образование и воспитание в школе, досуговые детские центры, а также интеграционные центры для мигрантов. К сожалению, по-прежнему много безнадзорных детей собираются у игровых автоматов, в подвалах, на пустырях. Такие дети легко попадают под влияние сомнительных сообществ, даже вербуются в организации криминальной и ксенофобией направленности. Дети, остающиеся без должного внимания общества, — очень серьезный индикатор его духовного нездоровья. Состояние подрастающего поколения отражает перспективу культурного развития общества, отношение к мультикультурализму, формирование толерантности.

Мигранты и их дети, попадая в новые условия, испытывают влияние культуры принимающего общества. Если эта культура им близка, и не возникает мультикультурной ситуации, то мигрантам легче аккультурироваться и интегрироваться. Если различия культур значительны, то возникает более серьезная ситуация мультикультурализма, вызывающая сложности аккультурации и интеграции. Если не сформулированы толерантные установки у принимающего общества и у самих мигрантов, то возникает мультикультурная напряженность. Такая напряженность возникла, в частности, в Ставропольском и Краснодарском краях, Адыгее, Воронежской области, Москве, Санкт-Петербурге. Случались даже конфликты, убийства иностранцев, мигрантов из стран СНГ. Были даже случаи унижения и избиения мигрантов — граждан России, мотивами которых были социокультурные — конфессиональные, этнические и другие различия. Социальному работнику, как и социальному педагогу, при работе с мигрантами, их детьми приходится решать подобные проблемы.

Во многом проблема аккультурации упирается в воспитательную работу с детьми. При этом деятельность социального работника должна вплетаться в совокупную деятельность педагогов, сотрудников миграционных служб, правоохранительных органов, учреждений культуры, общественных объединений. Воспитание молодого поколения проходит не только в семье и школе, досуговых учреждениях, но и в сферах вне такого контроля. Прежде в СССР организация досуга детей и подростков была возложена на пионерскую и комсомольскую организации в рамках школы, а также детские учреждения по месту жительства и работы родителей. Наряду с воспитательной функцией обширная и разветвленная система детских клубов, спортивных секций, кружков по интересам способствовала творческому развитию подрастающего поколения. После распада СССР резко сократилось государственное финансирование детских программ воспитания и образования. Воспитательная информация официальной советской печати была сметена непрерывным и неконтролируемым информационным потоком новых газет, журналов, телевизионных программ, рекламы, фильмов. Из информационного пространства подростков ушли примеры положительных героев, добрых сказочных персонажей, интернационалистов, утверждение дружбы народов. На смену этому пришли американские бэтмены, терминаторы, гриффины и симпсоны, солдаты удачи из боевиков, маньяки-убийцы из триллеров, «полублагородные» бандиты, проститутки и киллеры, сексуально раскрепощенные тинейджеры, люди успеха, нигилистически относящиеся ко всем, кто слабее и менее успешен, к духовному началу, праву, морали и закону. В такой атмосфере складывается отношение к мигрантам, их детям как аутсайдерам, недостойным.

Интернет сделал мир гораздо шире и разнообразнее, но в то же время менее контролируемым, полным опасных соблазнов. С одной стороны, информационный мир открывает большие возможности для творческого самовыражения, с другой — многие соблазны из «мира взрослых» становятся доступными и детям. А противостоять злу и направить свои усилия в позитивное русло дети в большинстве случаев еще не могут. Задача государства и общества — способствовать восстановлению нормального досуга детей и взрослых, очистить духовно-культурную сферу от травмирующего сознание информационного насилия, чтобы формировать установки толерантного сознания, активно взаимодействовать с культурой других народов, с мигрантами, их детьми, создавать условия для аккультурации, охраны достоинства людей. Без этого невозможно осуществление интеграционных программ в отношении миграции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...