Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы трудовой миграции




Теория и методика социальной работы должны учитывать некоторые параметры, используемые в миграционной политике: миграционную привлекательность, миграционную емкость, популяционную емкость территории, этносоциальную структуру регионов России[79]. Такой учет позволяет на научной основе программы рассчитать квоты приема трудовых мигрантов и средства для работы с ними. Игнорирование таких показателей может вызывать определенные социальные осложнения, в том числе рост безработицы, этническую конфликтность, «размывание» национально-государственной идентичности в отдельных регионах и в стране в целом. Это особенно опасно, если иммигранты концентрируются в густо населенных, а также экономически депрессивных, приграничных, экологически неблагополучных районах, в районах со значительно отличающейся этнической средой. В России данные проблемы обозначились, например, в пограничных с Китаем районах Дальнего Востока, в Краснодарском и Ставропольском краях[80], Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Воронежской, Ростовской, Московской областях, г. Москве.

Потребности в трудовых мигрантах растут во всем мире. В Европе активное население, по прогнозу ООН, начнет резко сокращаться с 2010 г., а к середине XXI в. на пенсию уйдет 47% европейцев. Благоприятная пропорция налогоплательщиков и иждивенцев окажется под угрозой. Чтобы выправить сложившуюся ситуацию, Европе к 2025 г. понадобится 159 млн дополнительных рабочих рук, а США и Канаде — 150 млн. И в России, особенно в связи с осуществлением национальных проектов, растет потребность в трудовых мигрантах. С учетом тенденции развития трудовой миграции, например в Санкт-Петербурге, с 1998 по 2004 г. (среднегодовой прирост составил 34%) было предложено сформировать заявку на 2006 г. по квоте 10 000 чел. Квота на 2004 г. была установлена 5000 чел. Ее выполнение составило 82% (4083 чел.). Различные исследования, проведенные в странах СНГ, показали, что из Казахстана до 2011 г. может выехать 20% русских, 500 тыс. чел. — из Узбекистана. Наибольший интерес представляет Украина, где проживает наибольшая часть русских за пределами России. Согласно российским и украинским оценкам, численность трудовых мигрантов из Украины в Россию составляет 1—1,5 млн чел. Примерно половина их них — русские. При сохранении такой интенсивности выезда потенциал Украины составит около 700 тыс. в год. В результате потенциал русских мигрантов из стран СНГ, включая Закавказье, Молдавию и страны Балтии, до 2011 г. может быть оценен в 4 млн чел. Однако сохранит ли это население ориентацию на Россию или предпочтет остаться в своей стране, или же переедет в другие страны, зависит от различий в социально-экономическом положении России и зарубежных стран, а кроме того, от направленности и эффективности российской миграционной политики и социальной работы с мигрантами.

В XXI в. труд становится самым дефицитным ресурсом. В Новосибирской области в 2005 г. некомплект кадров на некоторых сельхозпредприятиях составлял 40-50%. Некому было водить троллейбусы и трамваи. На заводах осталось всего 5% рабочих высшей квалификации, средний возраст которых составлял 57 лет, а в военно-промышленном комплексе — 61 год. В общей сложности на предприятиях Новосибирска не хватало 16 тыс. рабочих. Причина нежелания жителей занимать рабочие места — низкая заработная плата.

В развитых странах мира эта проблема решалась традиционно за счет так называемых гастарбайтеров (нем. gast — гость, arbeiter — работник). Но в 2000-х гг. миграционная политика в Европе и США осложнилась в связи с социальными конфликтами, в которых участвуют иммигранты. Известный социолог И. Валленстайн отметил тенденцию, которая, несмотря на кризисные явления в экономике США, будет проявлять себя. Давление избыточного незанятого населения в ряде стран увеличит число желающих переехать в Америку. США останутся привлекательными для мигрантов и в XXI в., если сохранят высокий уровень жизни населения и принципы равенства, а миросистема будет по-прежнему экономически поляризированной. Остановить нелегальную миграцию в США, исчисляемую десятками миллионов, вряд ли удастся. Однако государства, в которых многие останутся на родине (Африка, Азия, часть Европы), начнут следовать примеру изолирующихся стран, уповающих на применение оружия.

Возрастет вероятность региональных войн, в том числе ядерных. Внутренняя политика США будет направлена на изоляцию от безнадежности развития «третьего мира» и региональных конфликтов и сосредоточится на защите своего образа жизни. «Не преуспев в воздвижении плотин от прилива миграции, она может обратиться к созданию дамбы между правами граждан и неграждан... США окажутся в ситуации, когда нижние 30, а то и 50% наемной рабочей силы будут состоять из неграждан, без избирательных прав и с ограниченным доступом к системе социального обеспечения»[81].

Подобную тенденцию отмечает и В. Иноземцев. Мир постиндустриального общества «раскалывается». Страны, составляющие постиндустриальную цивилизацию, взаимодействуют друг с другом, а не с государствами, находящимися на более низкой ступени хозяйственного развития. Таким образом, постиндустриальный мир начинает замыкаться в собственных границах. «Диссонанс между неуклонным снижением значения развивающихся стран для функционирования постиндустриальных экономик и нарастающим притоком иммигрантов из этих стран на Запад не может быть беспредельным»[82]. В этих условиях, по мнению В. Иноземцева, западным обществам не остается ничего, кроме более жесткой миграционной политики по отношению к мигрантам из «третьего мира», так как те в новых условиях воспроизводят традиционный для них образ жизни. Но ряд европейских стран будет наряду с ограничениями проводить миграционную политику, усиливая интеграцию, развивать социальную работу с мигрантами, в том числе трудовыми.

Для России еще не исчерпаны все шансы для привлечения трудовой миграции в значительных объемах. Для этого необходимо усиление внимания к регулированию трудовой миграции, совершенствованию законодательства в государствах СНГ и договоров между государствами, созданию миграционных трудовых бирж. Довольно эффективным средством решения проблем нелегальной миграции является миграционная амнистия. Она позволяет в ряде случаев защитить трудовых мигрантов, попавших в тяжелую жизненную ситуацию по вине чиновников, милиции, недобросовестных работодателей. В России в 2005 г. в 10 регионах была проведена экспериментальная амнистия по отношению к 7 тыс. мигрантам на 400 предприятиях. Предполагалось в 2006-2007 гг. легализовать более 1 млн трудовых мигрантов, что помогло бы существенно изменить соотношение легальной и нелегальной миграции.

Профсоюзы должны добиваться от правительств активизации действий по выработке согласованной миграционной политики стран СНГ с учетом потребности в рабочей силе, обеспечению реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией поэтапного формирования общего рынка труда и регулирования миграции рабочей силы государств — участников СНГ. Часть профсоюзов стремится защищать трудовых мигрантов. Например, профсоюз строителей принимает в свои ряды нелегальных мигрантов, выдавая членские билеты, помогающие им отстаивать свои права, в частности в отношениях с милицией. Такая помощь чрезвычайно важна для профессиональной адаптации трудовых мигрантов. Значительную роль способны сыграть и миграционные трудовые биржи, если они будут сотрудничать с государствами — участниками СНГ, согласовывать свои действия с властями, службами социальной защиты и учреждениями социального обслуживания.


 

Раздел III

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...