Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональные основания выделения направления социальной работы с мигрантами




Социальная работа во многих странах формировалась как функциональный инструмент социальной политики наряду с социальным страхованием и социальным обеспечением. Развитие системы общества, дальнейшая дифференциация социальных функций и структур имели своим следствием выделение направлений специализации социальной работы. Возникла и проблема выделения работы с мигрантами как особого вида социальной деятельности. В конечном счете развитие любой системы сопровождается изменением соотношения функций ил структур, дифференциацией социальной деятельности. Усложнение функций и структур общества, а соответственно функций и структур социальной работы, выступало как более адекватный ответ социальных работников и органов управления на общие и специфические интересы социальных слоев. Изменение элементов социальной системы вылилось в специализацию форм социальной работы.

Для понимания дифференциации социальной работы в России требуется осмысление функциональных и структурных оснований. Понятие «функция» отражает взаимодействие, со одной стороны, между внутренними элементами целостной системны, а с другой - ее взаимодействие с иными системами, обеспечивающее ее устойчивое существование[110]. В целом функция социальной работы — взаимовыгодное «примирение» социальных слоев — субъектов-реципиентов (получателей социальной помощи) с социальной средой (сообществом), сохранение социально-гуманитарного направления деятельности общества в целом. Эта функция находится в диалектическом отношении со структурой общества и структурой социальной работы. Структура[111] отражает наличие и объем незащищенных слоев населения, отношения и связи их с другими слоями населения. Соответственно функция показывает способность социальной системы согласовать состояния элементов структуры (социальных слоев) с общими интересами, обеспечить устойчивость и работоспособность системы социальной работы. Для социального государства характерны неотъемлемые функции, выраженные в социальной работе с теми, кто находится в таком положении, когда они сами не могут самостоятельно реализовать некоторые свои жизнесферные потребности. Для таких слоев их права не могут быть реализованы с помощью только частных или коллективных способов (гарантий). Преимущественно с помощью государства реализуются естественно-антропологические потребности больных, детей, пожилых, ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, бедных, детей-сирот, беспризорников, бездомных. А также духовно-культурные потребности школьников, семей с детьми, мигрантов и их семей, пенсионеров. Система с помощью различного рода механизмов регулирования помогает реализовать и агентно-профессиональные потребности (безработные, трудовые мигранты, люди определенных возрастов, например, старше 40 лет, и невостребованных профессий, люди с ограничением жизнедеятельности, лица, освободившиеся из мест лишения свободы). В основном государственные способы (гарантии) помогают таким социальным слоям реализовать свои жизнесферные потребности и права.

 

Поэтому государство через свои социальные службы (в некоторых странах также через частные службы, наиболее широко в Дании и Германии) сохраняет для таких людей комплементарную социальную среду, помогает повысить общественно полезную, производительную активность и реализовывать жизнесферные права.

Соответственно суть функций социальной работы с мигрантами и ее различных направлений заключается в поддержании комплементарной социальной среды или изменении социальной среды в направлении ее большей комплементарности для людей, изменяющих свое место жительство и попадающих в другую социальную среду. В то же время сам мигрант получает помощь в активизации своих способностей для преодоления трудных жизненных ситуаций. Другими словами, с помощью социальной работы формируется, поддерживается, изменяется система общественных отношений и связей, в которые включен мигрант, члены его семьи на новом месте, повышается активность таких слоев, восполняются их потери в активности. Кроме этого, блокируется по отношению к таким дезадаптированным, незащищенным слоям и отдельным людям негативное, в том числе агрессивное, воздействие среды, связанное с рыночным развитием экономики, закрытостью системы здравоохранения, ограничениями в получении образования, профессиональной переподготовке, доступе на рынок труда и т. д. Таким образом, социальная работа с мигрантами выражается, с одной стороны, в повышении статуса и улучшении положения мигранта, с другой — в воздействии на среду, в которую включается мигрант. Изменение отношений мигрантов как элементов структуры с социальной средой — это функциональная основа целевой детерминации специалистов и соответственно выделения направления социальной работы с мигрантами и беженцами.

Состояние разных слоев мигрантов как дезадаптированных элементов, выпадающих из системы, и ответ системы через миграционную политику и социальную работу дает картину функциональных оснований дифференциации разновидностей мигрантов и особенностей работы с каждым слоем мигрантов. Внутри этого направления также идет дифференциация, обозначаются разные формы работы, что означает обогащение функциональной основы и структуры, повышение качества социальной деятельности.

Теоретически и практически доказано, что использование потенциала иммигрантов, интегрирующихся в общество, — ценнейший капитал, какой только может быть инвестирован в страну пребывания. Наиболее эффективно такой ресурс привлекали и использовали Израиль, США, Канада и Германия. В случае с мигрантами проявляется функция, сходная с теми, которую выполняют социальные работники в работе с другими слоями — функция социального обслуживания и помощи в интеграции. Государства, принимающие большое количество мигрантов и имеющие довольно либеральное миграционное законодательство, в частности Германия, Израиль и Испания, в определенной степени Великобритания, серьезно развивают такое направление социальной работы. Часть государств относят эту функцию в основном к задачам миграционных служб, сужая ее до администрирования, в лучшем случае до функции социальной защиты. В таких случаях подобное сужение не отвечает задачам использования ценнейшего социально-демографического, духовного и агентного ресурса, а также социально-гуманитарным задачам миграционной политики.

Если миграция выполняет замещающую (демографическую и экономическую), социальную и функцию культурного обмена, то к функциям социальной работы с мигрантами следует отнести: компенсационную, адаптационную, интеграционную, комплементарную, восстановительную, развивающую и правозащитную. В соответствии с особенностями идентификации мигрантов в трех основных жизненных сферах нового общества можно характеризовать интеграционную функцию в трех срезах — естественно-антропологическом, духовно-культурном и агентно-профессиональном. По субъектам, гарантирующим услуги, можно выделить функции государственных служб, муниципальных служб, функции общественных объединений (организаций, фондов, органов общественного самоуправления), функции частнопрактикующих социальных работников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...