Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регенерация эпителия ротовой полости




Регенерация эпителия в различных участках слизистой обо­лочки варьирует. В десне обновление эпителия происходит за 41-57 суток, твердом небе — 10-12 суток, для щеки -10-14 суток, в зубодесневом прикреплении -4-10 суток. Регенерация эпителия сокращается при воздействии на слизистую оболочку различных раздражителей, а также при ряде заболеваний, например, псориа­зе. Скорость регенерации ускоряется при воздействии ряда био­логических веществ: цитокины, интерлейкины и др.

Реактивность тканей в ротовой полости Слизистая оболочка ротовой полости и слюна выполняют важнейшую функцию организма — барьерную. Барьерные свойства слизистой оболочки обеспечивают ее эпителий, обладающий селективной проницаемостью и всасывательной (резорбтивной) способностью, особенно выраженной в подъязычной области, а также многочисленные факторы неспецифического и специфического иммунитета. Благодаря увеличению секреции слюны происходит разведение токсических патогенных агентов, а ее буферным свойствам — нейтрализация кислот и щелочей. Такие ферменты слюны, как ДНК-аза, РНК-аза, пероксидаза, каталаза, расщепляют многие вещества, в т.ч. патогенные.

Неспецифическую клеточную защиту тканей ротовой полости выполняют лейкоциты, осуществляющие фагоцитоз и выделяющие неспецифические гуморальные факторы иммунологической защиты. Неспецифическую гуморальную защиту обеспечивают лизоцим, интерферон, комплемент, лизосомальные ферменты, лизосомально-катионные белки и др. Ротовая полость имеет мощную систему специфического гуморального иммунитета. Основная роль принадлежит секреторным иммуноглобулинам А., обладающим широким спектром защитного действия (антимикробным, антивирусным, антитоксическим), и в меньшей мере иммуноглобулниам G. Специфическую клеточную защиту осуществляет система Т-лимфоцитов подслизистой основы.

В здоровом организме постоянная микрофлора выполняет функцию биологического барьера, препятствуя размножению патогенных микроорганизмов, поступающих из внешней среды. Она также участвует в самоочищении полости рта, является постоянным стимулятором местного иммунитета.

 

Переходная складка. При переходе слизистой оболочки с альвеолярного отростка на губу и щеки образуется свод преддверия. Воображаемая линия, проведенная по вершине свода преддверия полости рта, называется переходной складкой. Иногда переходной складкой называют границу перехода слизистой с дна полости рта на оральный скат альвеолярной части нижней челюсти.

С вестибулярной стороны переходная складка состоит из толстого пласта слизистой и подслизистой ткани. Под ними имеется большое количество межмышечной соединительной ткани, латеральнее которой появляются поперечно разрезанные мышечные волокна щечной мышцы. С вестибулярной стороны переходная складка имеет плотное сращение с костью. Под эпителием отмечается густая сеть волокон соединительной ткани, еще ниже имеются значительные прослойки жировой ткани. Под ними начинаются пучки щечной мышцы,
Уздечки. От внутренней части губ отходят так называемые уздеч­ки. Они представляют собой складки слизистой оболочки, по­крытые пластом многослойного неороговевающего эпителия со слабо развитым сосочковым слоем. В соединительной ткани уздечек, кроме коллагеновых волокон, имеется сеть эластиче­ских волокон.

Наиболее часто встречается укорочение уздечки языка. При этом наблю­дается разная степень ограничения подвижности органа. Язык бывает фиксирован ко дну ротовой полости в результате не­полной дегенерации эпителиоцитов, врастающих в подлежа­щую мезенхиму при формировании уздечки.

На верхней челюсти в преддверии рта по средней линии расположена уздечка верхней губы. Один конец ее сливается с переходной складкой, другой — прикрепляется к слизистой оболочке альвеолярного отростка несколько выше десневого края. Иногда уздечка имеет низкое прикрепление, располагаясь нижним концом между резцами, которые при этом могут быть раздвинуты. Уздечка служит неподвижной точкой для губы, благодаря чему ограничивается размах движений последней.
Верхние щечные уздечки, расположенные в области премоляров, отграничивают переднюю часть преддверия рта от боковых его частей. Функция этих складок аналогична описанной выше.
На нижней челюсти, с вестибулярной стороны имеются уздечка нижней губы и нижние щечные уздечки в области премоляров. С язычной стороны к альвеолярной части прикрепляется уздечка языка. Высота ее прикрепления имеет большое значение для функции языка, а также при определении границ протеза с язычной стороны.

 

Иннервация слизистой оболочки полости рта.

Иннервация слизистой оболочки полости рта происходит, в основном, за счет тройничного нерва. Кроме того участвуют так­же афферентные волокна лицевого, язычно- глоточного и блуж­дающего нерва. Она преимущественно сенсорная, так как осуще­ствляет рецепторную функцию при воздействии различных ве­ществ, а также различные рефлекторные реакции, необходимые жевания, глотания, слюноотделения и речи. Эфферентные нервные волокна иннервируют кровеносные сосуды и мелкие слюнные железы. Чувствительные нервные волокна проходят через подслизистую основу в собственную пластинку слизистой оболоч­ки. В местах, где нет подслизистой основы, нервные волокна про­никают в собственную пластинку слизистой оболочки из кана­лов подлежащей кости. В сетчатом слое собственной пластинки слизистой нервные волокна образуют первичную сеть. От сети отходят волокна, которые переплетаются с волокнами, идущими непосредственно из кости. Они в сосочковом слое образуют вто­рое подэпителиальное сплетение и далее заканчиваются, образуя свободные или специализированные нервные окончания. Свобод­ные нервные окончания имеются и в соединительной ткани и эпителии. Они являются чаще всего болевыми и температурными рецепторами. В эпителии имеются также диски Меркеля (клетки Меркеля). К основанию клеток подходят нервные волок­на, реагирующие на прикосновение. Клетки Меркеля, возможно, являются механорецепторами. В цитоплазме этих клеток имеют­ся гранулы, содержащие бомбезин, энкефалин и другие гормоноподобные вещества. В эпителии, выстилающим полость рта, име­ются специализированные рецепторы вкуса, находящиеся во вку­совых луковицах эпителия сосочков языка. Инкапсулированные нервные окончания выявляются в собственной пластинке слизис­той оболочки. К ним относятся тельца Мейснера (механорецепторы), колбы Краузе (воспринимают холод).

 

Приложение №2

1.Дополните. Губа состоит из частей:________________________________________

 

2. Выберите правильный ответ: Образование катионного белка инволюкрина происходит в:

1). Базальном слое

2). Слое шиповатых клеток

3). Зернистом слое

4). Роговом слое

 

3.Установите соответствие.

Ткани губы: Источники развития:

1) эпидермис а) эктодерма

2) сосочковый слой дермы б)дерматом мезодермы

3) сетчатый слой дермы

 

4. Выберите правильный ответ. Эпителий носоглоточной поверхности мягкого неба и язычка у детей:

1). многорядным мерцательным эпителием

2). многослойным плоским неороговевающим

3) многослойным плоским ороговевающим

г) однослойным плоским

 

5. Выберите правильный ответ: жировая и железистая зоны в ротовой полости:

1) губа

2) щека

3) твердое небо

4) мягкое небо с язычком

 

 

Приложение №3

1. На микропрепарате губы человека отмечается подслизистая основа, с расположенными в ней мелкими альвеолярно-трубчатыми железами. Какая часть губы представлена на препарате?

Ответ: слизистая.

 

2. Даны два микропрепарата твердого неба имеющие сходное строение. На первом препарате отмечается большое количество жировой ткани, а на другом -альвеолярно-трубчатые железы. Объясните топографическое расположение каждого из них.

Ответ:на первом препарате –передний, на втором- средний и задний отделы твердого неба.

 

3. На первом микропрепарате мягкое небо и язычок покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием с включениями гликогена, а на втором микропрепарате многорядным мерцательным эпителием. Какая поверхность язычка представлена на одном и на другом препаратах?

Ответ: на первом- ротоглоточная поверхность, на втором –носоглоточная.

 

4. Препараты приготовлены из внутренней поверхности губы и десны. По каким особенностям строения их можно различать?

Ответ: по наличию или отсутствию послизистой основы.

 

5. Даны 2 препарата слизистой оболочки ЖКТ. На первом препарате слизистая кожного типа, на другом кишечного. По каким признакам их можно различить слизистую кожного типа?

Ответ: по наличию многослойного плоского эпителия и более толстых коллагеновых волокон в собственной пластинке слизистой.

 

Правила работы с микроскопом:

-микроскоп берете из шкафа, соответствующий Вашему номеру.

-переносите микроскоп 2-мя руками: одной рукой держите за штатив, другой поддерживаете основание микроскопа.

-установить микроскоп слева, штативом к себе, предметным столиком от себя.

-поворачивая револьвер, установить объектив малого увеличения (х 8) до щелчка, что свидетельствует о фиксации револьвера.

-с помощью макровинта установить объектив х 8 на высоте 0,5 см над столиком.

-глядя в окуляр левым глазом (правый при этом открыт), рукой направить зеркало на источник освещения так, чтобы поле зрения было ярко и равномерно освещено.

-положить на предметный столик микропрепарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ставропольская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации

 

Кафедра гистологии

 

 

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

Г.Л. Радцева__________

«»_________________ 2012

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

для студентов

2 курса специальности стоматология

по учебной дисциплине гистология

 

 

Тема № 11 «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»

Занятие № 22 «СТРОЕНИЕ ЭМАЛИ И ПУЛЬПЫ ЗУБА»

 

Обсуждена на заседании кафедры

«» _______________2012г.

Протокол №___

 

Методическая разработка составлена

Ст. преподавателем кафедры гистологии, к.м.н

Е.И. Пискаревой

 

«» ____________________ 2012г.

 

г. Ставрополь, 2012

Тема №11. Пищеварительная система.

Занятие № 22. Строение эмали и пульпы зуба

Учебные вопросы занятия:

1. Ткани зуба. Общий план строения зуба. Коронка, шейка, корень. Расположение. Твердые и мягкие ткани зуба.

2. Эмаль. Эмалевые призмы Межпризматическое вещество. Эмалевые пучки, эмалевые пластинки, эмалевые веретена. Апризматическая эмаль. Особенности обызве­ствления и обмена веществ в эмали. Особенности строения эмали различ­ных зубов. Кутикула, пелликула, роль в проникновении веществ в эмаль.

3. Особенности строения эмали молочных и постоянных зубов. Эмалево-дентинные и эмалево-цементные соединения. Особенности структуры поверхностных слоев эмали у детей и взрослых.

4. Строение поверхностного слоя эмали у детей до 1 года жизни и взрослого человека. 5. Мягкие ткани зуба. Пульпа зуба: коронковая и корневая. Значение пульпы в жизнедеятельности зуба. Микроструктура пульпы в разных отделах: коронковой и корневой, ее межклеточного вещества (основного и волокон) и клеток.

6. Одонтобласты, их гистомикроструктура и роль. Особенности гистофизиологии слоев пульпы. Дентикли и петрификаты. 7. Иннервация, кровоснабжение, лимфатические сосуды пульпы зубов. Реактивные свойства, регенерация пульпы.

 

Место проведения занятия – база кафедры гистологии (морфокорпус), аудитории №506, №507, №508, №510 и комната самоподготовки.

Материально-лабораторное обеспечение: гистологическая лаборатория с наличием реактивов и оборудования, слайды, таблицы, муляжи, препараты по зубу, плазменные панели, ноутбук, презентация занятия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...