Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протекание алкоголизации подростков




Употребление спиртного подростками, независимо от дозы, рас­сматривается как патология, так как в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Особенность алкоголизации несовершен­нолетних состоит в том, что у них отсутствует этап умеренного употребления. Любая принятая доза алкоголя является для подрост­ка чрезмерной, поэтому сам факт ее приема должен рассматривать­ся как злоупотребление. Основанием для такого утверждения явля­ется очень часто встречающаяся у подростков тяжелая алкоголь­ная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Чтобы не выгля­деть в кругу пьющих ребят «белой вороной», многие подростки «тренируют» себя спиртным, убегая при позывах к рвоте подаль­ше от компании (иногда вызывая рвоту искусственно), и, освобо­дившись таким образом от части принятого алкоголя, возвраща­ются и продолжают пить, надеясь приобрести устойчивость к это­му интоксиканту, т.е. «пить как все». При этом степень опьянения несовершеннолетних может достичь такого уровня, когда без ме­дицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого не произошло, передозировка алкоголя приводит к амне­зии, т.е. потере памяти вследствие повреждения клеток головного мозга. Подросток, придя затем в сознание, в лучшем случае может вспомнить только начало выпивки. Если опьянения такого уровня у подростков неоднократны, а амнезии длительны, то это отрица­тельно сказывается на психическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта.

Утрата спасительного рвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышает переносимость спиртного, формируя влечение к нему, причем гораздо быстрее, чем у взрослых. В состоянии опьянения подросток на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к «подвигам», ищет «приключений». Но кон­тролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоя­нии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Лю­быми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда — драки, кражи, грабежи, а затем — беспорядочные половые связи, изна­силования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. А так как преступления, совершаемые несовершеннолетними, чаще всего остаются безнаказанными, противоправное поведе­ние подростков не только продолжается, но и усугубляется. Глав­ное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов.

Между началом злоупотребления спиртными изделиями и ха­рактером протекания алкоголизма у подростков существует досто­верно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алко­голизма.

Вот как характеризует эту форму алкогольной болезни Д. Д. Еникеева: «Злокачественное течение алкоголизма характеризуется стре­мительным формированием патологического влечения к алкоголю (в некоторых случаях после одно- двукратного приема спиртного), отсутствием этапов борьбы мотивов "выпить" или "не выпить" (возникшее влечение без раздумий реализуется), изначальным от­сутствием количественного контроля (т.е. с самого начала пью­щий подросток не контролирует количество потребляемого алко­голя и пьет до состояния тяжелого опьянения) или его ранней утратой, систематическими передозировками и последующими ам­незиями, появлением неуправляемого поведения уже на началь­ной стадии алкоголизма и социальными конфликтами».

Описанная патология характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации различными психическими заболе­ваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, послед­ствия черепно-мозговых травм и др. Основная черта характера та­ких детей — неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, так как и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые су­ществуют.

«Кумиры» подобных подростков — социально неблагополуч­ные взрослые люди, как правило с криминальным прошлым, неумеренно пьющие. Подражание таким людям приводит подрост­ков к деградации и декомпенсации, опережающим по срокам возникновения основные симптомы алкоголизма. Дети прекра­щают учебу, не могут выполнять даже несложную работу, не тре­бующую квалификации, не удерживаются ни на одном рабочем месте из-за нарушений трудовой дисциплины и систематическо­го пьянства.

При злокачественном варианте подросткового алкоголизма ро­дители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки с такой формой алкоголизма даже в условиях типового наркологического отделения ведут себя неадекватно: от­казываются от лечения или имитируют прием назначаемых ле­карств (кладут таблетки за щеку, а затем потихоньку их выплевы­вают; а иногда, проглотив лекарство, при первой возможности избавляются от него, искусственно вызывая рвоту), не соблюда­ют режим лечебного учреждения. А главное, при содействии дру­зей или пьющих родителей подростки продолжают пить, что при­водит к алкогольным галлюцинациям, сопровождаемым судорож­ными припадками.

Как правило, попытки близких избавить подростков от злока­чественной алкогольной болезни не дают желаемого результата. Родственники в конце концов не выдерживают их безобразного поведения и непрекращающегося пьянства, предоставляют им пол­ную свободу, фактически отказываясь от них.

Дальнейший сценарий жизни подростков, страдающих злока­чественной формой алкоголизма, как правило, весьма однообра­зен: вначале они попрошайничают, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несо­вершеннолетних, покидая которые пополняют «армию» бомжей.

К счастью, далеко не все подростки обречены на описанный выше образ жизни. Абсолютное большинство детей в нашей стране получает среднее образование, многие — высшее. Каково же их отношение к употреблению спиртного?

Результаты различных исследований позволили выделить семь уровней вовлеченности учащихся старших классов в употребление спиртных изделий.

Нулевой уровень характеризует школьников, не знакомых с опья­нением и эйфоризирующим действием спиртного. Алкоголь не упо­требляется ими либо в соответствии с традициями семьи, либо благодаря личной установке на полную трезвость. Отношение к спиртным изделиям активно (реже — пассивно) отрицательное. У школьников данной группы выработана личная стратегия поведе­ния, направленная на отказ от употребления алкоголя в любых ситуациях.

I уровень — начальный, характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртного. Употребление алкого­ля сопровождается комплексом неприятных ощущений как от органолептического действия спиртного (запах, вкус), так и от опь­янения, заканчивающегося явлениями астении. Эйфории от упо­требления этанола обычно не возникает. Переносимость алкоголя низкая. Школьники, относящиеся к этому уровню, к потребле­нию алкоголя не стремятся. Выпивают только в тех случаях, когда нельзя отказаться. Большинство их близких, знакомых и друзей редко употребляют алкоголь и относятся к нему отрицательно или безразлично. На I уровне вовлеченности в употребление спиртного меры воспитательного и запретительного характера могут привес­ти к прерыванию или полному прекращению алкоголизации.

II уровень — эпизодическое употребление алкоголя, характеризу­ется знакомством старшеклассников с различными изделиями, со­держащими алкоголь. Небольшие дозы спиртного хорошо перено­сятся, вызывая эйфорию, что придает привлекательность потреб­лению алкоголя. Но сами учащиеся редко становятся инициатора­ми выпивок. Мотивы употребления разнообразны: повысить ком­муникабельность, поступать «как все», выглядеть более взрослым и самостоятельным.

На этом уровне вовлеченности в употребление спиртных на­питков хорошо скоординированные меры воспитательного харак­тера могут приостановить процесс алкоголизации.

III уровень — уровень высокого риска развития алкоголизма, от­личается усилением эйфоризирутощего, активирующего и релаксирующего действия спиртного. Алкоголь все еще доставляет боль­ше приятных ощущений, чем неприятных. Расширяется число по­водов для выпивок, алкоголь употребляется уже более 2 раз в ме­сяц. За алкогольными эксцессами следует утренняя сомато-психическая астения. Отношение к алкоголю активно или пассивно по­ложительное. Формируются товарищеские отношения с выпиваю­щими людьми. Возникают эпизодические конфликты с различны­ми социальными институтами как результат пьянства.

Мотивы употребления: улучшить настроение, повысить тонус или расслабиться, повысить уверенность в себе, весело провести время в компании, временно уйти от реальности.

Учащиеся с III уровнем вовлеченности в употребление алкого­ля нуждаются в мерах социального контроля, ограничивающих развитие пьянства. Еще существует вероятность прекратить пьян­ство на основе убедительного разъяснения реальной опасности развития алкоголизма в ближайшее время. Существенно могут повлиять также медицинские и психологические меры воздействия, направленные на профилактику и лечение дисгармонии в форми­ровании характера и личности.

IV уровень — уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Учащиеся сами становятся активными инициаторами вы­пивок. Отношение к алкоголю безусловно положительное. Частота его потребления — несколько раз в неделю. Влечение к спиртному отмечается не только в вечерние часы, но и в течение всего дня. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное пси­хическое состояние, а эйфория от спиртного бывает особенно яр­кой. Алкоголь используется как допинг, как регулятор поведения и настроения. Теряют значение конструктивные, одобряемые обще­ством мотивы, связанные с обучением, повышением профессио­нального уровня, интересами семьи, укреплением здоровья, твор­ческими увлечениями. Прерываются контакты с прежними друзь­ями, а новые знакомства, как правило, обусловлены совместным употреблением алкоголя.

К мотивам употребления спиртного, выявленным для III уров­ня, добавляется стремление уйти от неприятностей. В той же сте­пени, что и на III уровне, мотивы отказа от алкоголя также не формируются или обусловлены санкциями со стороны социальных институтов.

Характерно, что на IV уровне вовлеченности в употребление алкоголя учащиеся (теперь уже фактически больные) оказывают выраженное сопротивление попыткам ограничить их пьянство. Тем не менее меры запретительного и воспитательного характера еще могут подействовать. Возрастает роль медицинского вмешательства. Лечение у нарколога, постоянный контроль со стороны учебного заведения, семьи как во время активной терапии, так и в последу­ющем оставляют надежды на успешное преодоление алкогольной болезни.

V уровень — уровень физической зависимости от алкоголя. На фоне усиливающейся психической зависимости от алкоголя формиру­ется повышенная переносимость спиртного, подавляется защит­ная рвотная реакция на его передозировку. Все чаще нарушается память в периоды опьянения. Наблюдаются изменения личности алкогольной природы, происходит десоциализация.

Основным признаком этого уровня вовлеченности в употреб­ление алкоголя является похмелье, или абстинентный синдром. Он выражается ощущением разбитости, понижением настроения, взрывчатостью, тревожностью, обидчивостью. Соматовегетативный симптомокомплекс характеризуется головными болями, го­ловокружением, нарушением сна, потливостью, снижением ап­петита, утренней тошнотой и рвотой, ознобом, дрожанием паль­цев рук или всего тела. Если у взрослых похмелье длится обычно от 2 до 8 сут, то в подростковом возрасте оно короче — от 24 до 36 ч.

Проявления абстинентного синдрома смягчаются новой дозой ал­коголя.

Второй существенный признак V уровня вовлеченности в упо­требление алкоголя — потеря количественного контроля в процес­се его приема. Примета этого признака состоит в том, что первая доза спиртного уже не вызывает состояние эйфории, а, наоборот, создает ощущение дискомфорта, психического напряжения. Наде­ясь на то, что дополнительные порции алкоголя устранят непри­ятное самочувствие, больной принимает новые дозы спиртного до опьянения тяжелой степени, иногда вопреки противодействию со стороны компании.

Мотивы употребления алкоголя на V уровне алкоголизации: устранить плохое самочувствие — следствие предыдущей выпив­ки, добиться эйфории, устраниться от реальности, повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время, забыть неприят­ности. Мотивы отказа от спиртного обусловлены страхом перед санкциями со стороны социальных институтов, ухудшением здо­ровья, желанием жить, как «другие люди». Иногда на этой стадии подростки уже понимают болезненный характер своего состояния. Они то ищут помощи, чтобы избавиться от своего пристрастия к хмельному, то оказывают отчаянное сопротивление любым по­пыткам ограничить их пьянство. Налицо — борьба мотивов. Такие юноши нуждаются в продолжительном лечении и постоянном кон­троле. Длительные меры запретительного характера и перевоспи­тание необходимы для поддержания ремиссий, состояний воздер­жания от алкоголя.

VI уровень вовлеченности в употребление алкоголя — конечный уровень алкогольного распада личности.

Для него характерно нарастание признаков предыдущего этапа алкоголизма и появление новых симптомов. Снижается переноси­мость спиртных напитков, развивается запойное пьянство, когда спиртное употребляется несколько дней подряд с утра до вечера. Психическая зависимость от алкоголя во многом перекрывается тяжелой физической зависимостью; прежней яркой эйфории от алкоголя не возникает.

Наблюдаются типичные изменения формы опьянения: со сни­женным настроением, злобностью, страхами и галлюцинациями. Характерно алкогольное поражение внутренних органов. Нараста­ют изменения личности, постепенно развивается алкогольное сла­боумие.

Мотивы употребления близки к мотивам V уровня вовлеченно­сти: доминирует стремление устранить болезненное состояние, вызванное предыдущим приемом спиртного. А мотивы отказа от его потребления продиктованы желанием поправить расстроенное здоровье, страхом перед санкциями социальных институтов и кон­фликтом с обществом.

На VI уровне употребления спиртных изделий больные перио­дически ищут помощи, обращаются за лечением. Но часто преры­вают лечение, вновь запивая. Они нуждаются в постоянной и дли­тельной терапии, в продолжительно и постоянно действующих мерах запретительного и перевоспитательного характера.

«Согласно данным отечественных исследователей, по выпивае­мым дозам спиртного к моменту завершения средней школы юно­ши и девушки приближаются к средним показателям взрослых, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности учащихся в процесс употребления алкоголя».

Изменился ли уровень вовлеченности школьников в употреб­ление алкоголя в период действия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом?

«Исследования авторов, разработавших изложенную выше клас­сификацию степени алкоголизации учащихся старших классов, сви­детельствуют: действие антиалкогольного законодательства дало весьма убедительные положительные результаты. Например, среди учащихся восьмых классов тех же школ, обследованных в 1986 г., т.е. после года действия указа, нулевой уровень употребления ал­коголя был выявлен у 70% юношей и 81 % — у девушек. А II и III уровни вовлеченности потребления алкоголя, не говоря уже о IV, V и VI уровнях, не были выявлены как среди юношей, так и среди девушек. Значительное снижение потребления алкоголя наблюда­лось у юношей и девушек девятых классов. Но в среде десятикласс­ников результаты действия антиалкогольного законодательства не были столь однозначны: несомненно, отрицательно сказывались высокие показатели вовлеченности в потребление алкоголя, имев­шие место в предыдущие годы, когда эти юноши и девушки учи­лись в восьмом и девятом классах, т.е. до принятия указа и поста­новления о борьбе с пьянством и алкоголизмом».

Анализируя особенности развития и распространения пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны маль­чики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По этой причине в некоторых западных стра­нах соотношение между мужчинами и женщинами, страдающими алкоголизмом в молодом возрасте, в 80-х гг. XX в. снизилось до 3:1 и даже до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 1950 г. Это следует учитывать, проводя антиалкогольную воспитательную работу среди подрост­ков и молодежи.

По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова, можно выделить не­сколько типов приобщения девочек-подростков к алкоголю в за­висимости от микросоциального окружения.

Тип первый. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:

а) совместная алкоголизация со сверстниками — мальчиками;

б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины. И в том, и в другом случае формируется мужской тип алкоголизации, протекающей злокачественно.

Тип второй имеет два подтипа. В обоих случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.

Подтип 1. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков упот­ребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно — перед танцами, на дне рождения, при встречах-девичниках и т.д. Степень опьянения — легкая. Проявление симптомов заболева­ния — замедленное, течение болезни относительно доброкачест­венное. Больные способны критически оценивать свое состояние.

Подтип 2. Употребление алкоголя под влиянием пьющих жен­щин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий в боль­ших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опь­янения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых по мере развития заболева­ния возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным паде­нием.

Тип третий. Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюда­ется в основном у людей с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректиров­ка таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, ос­лабление эмоционального воздействия ситуаций, травмирующих психику. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Таков далеко не полный анализ причин и условий возникнове­ния пьянства и развития алкоголизма у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего поколения — показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском воз­расте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе «сме­ну» из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственно­стью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом подростков гораздо действеннее борьбы со сформи­ровавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обосно­ванном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах.

Развивающаяся в настоящее время медицинская наркологиче­ская служба не в состоянии решить проблемы пьянства и алкоголизма, так как имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профессиональную работу с непьющими и малопьющими.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...