Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТАБЛИЦА 20.1 - Анализ основных перцептивно-моторных потребностей и областей дефицита




ТАБЛИЦА 20. 1 - Анализ основных перцептивно-моторных потребностей и областей дефицита

Расстройство Основные потребности и области дефицита
Нарушения зрения (зрительные расстройства и слепота) Потребность в концентрации на развитии остаточных возможностей зрительного восприятия и помощь ребенку в компенсации зрительных перцептивно-моторных дефицитов за счет усиления слухового, вестибулярного, сенсорного и кинестетического восприятия. Особое внимание в перцептивно-моторном процессе следует уделять этапам получения информации и обратной связи
Нарушения слуха (глухота и тугоухость Необходимо обратить основное внимание на остаточный слух и вестибулярные способности (если они поражены) и помочь ребенку компенсировать их путем стимуля­ции развития, взаимосвязанного с незатронутыми заболеванием сенсорными системами. В перцептивно-моторном процессе особое внимание следует уделять этапам получения информации, интеграции и обратной связи
Расстройства осязания (главным образом, неуклюжие дети; дети с ортопедическими, нервно- мышечными или неврологиче­скими нарушениями) Следует сконцентрировать усилия на развитии вестибулярного, кинестетического, сенсорного восприятия и интеграции двигательного опыта со зрительным и слуховым восприятием. Может существовать потребность в особом внимании к этапам получения информации, двигательной реакции и обратной связи
Психические или эмоциональные нарушения (дети с отклонениями умственного развития, эмоциональными расстройствами и др. ) Необходимо сконцентрировать усилия на потребностях, выявленных в ходе оценки перцептивно-моторных способностей. Может потребоваться особое внимание ко всем стадиям перцептивно-моторного процесса

ТАБЛИЦА 20. 2 — Типичные компоненты и упражнения, взаимосвязанные с сенсомоторным развитием

Компонент                                 Типичные упражнения
Осязательный Упражнения в воде; массаж; поглаживания; упражнения с партнером; упражнения с босыми ногами; упражнения для обучения движениям; упражнения, выполняемые на различной поверхности; ощупывание объектов с различной структурой поверхности; ползание через туннели; тактильное различение знакомых и незнакомых объектов
Кинестетический Название частей тела; целенаправленные движения частями тела; активные движения, развивающие представления о различных частях тела, их положении в пространстве и способности управления ими (время, амплитуда, усилие и плавность движений)
Вестибулярный Наклоны и покачивания на руках, в коляске или на стуле; простые упражнения для развития равновесия на пружинных тренажерах или батуте; упражнения на самокате и качающихся досках; простые упражнения с раскачиванием на качелях, гамаке и других качающихся приспособлениях; упражнения с медболом; упражнения для формирования осанки в положении стоя и сидя; движения, не связанные с передвижением в пространстве.
Зрительный Упражнения, включающие манипуляцию предметами в том числе мячами, имеющими различную массу, размер и цвет, а также двигающимися с различной скоростью с различного расстояния; распознавание и слежение за объектами; наблюдение, сортировка; базовые зрительно - моторные упражнения; поиск объектов
Слуховой Упражнения, включающие распознание звуков; выделение звуковой информации; локализация источника звука; звуковые ритмические упражнения с использованием базовых двигательных упражнений; выслушивание и реакция на звуковые стимулы; издавание звуков и произношение слов; упражнения, использующие слуховую память

Компонент                                         Типичные упражнения

Осязательный   Упражнения в воде; массаж; поглаживания; упражнения с партнером; упражнения с босыми ногами;

упражнения для обучения движениям; упражнения, выполняемые на различной поверхности; ощупывание объектов с различной структурой поверхности; ползание через туннели; тактильное различение знакомых и незнакомых объектов

Кинестетический        Называние частей тела; целенаправленные движения частями тела; активные движения, развивающие представления о различных частях тела, их положении в пространстве и способности управления ими (время, амплитуда, усилие и плавность движений)

Вестибулярный              Наклоны и покачивания на руках, в коляске или на стуле; простые упражнения для развития равно­весия на пружинных тренажерах или батуте; упражнения на самокате и качающихся досках; простые упражнения с раскачиванием на качелях, гамаке и других качающихся приспособлениях; упражнения с медболом; упражнения для формирования осанки в положении стоя и сидя; движения, не связанные с передвижением в пространстве

Зрительный       Упражнения, включающие манипуляцию предметами, в том числе мячами, имеющими различную мас­су, размер и цвет, а также двигающимися с различной скоростью с различного расстояния; распозна­вание и слежение за объектами; наблюдение, сортировка; базовые зрительно-моторные упражнения; поиск объектов

Слуховой Упражнения, включающие распознавание звуков; выделение звуковой информации; локализация источника звука; звуковые ритмические упражнения с использованием базовых двигательных упражнений; выслушивание и реакция на звуковые стимулы; издавание звуков и произношение слов; упражнения, использующие слуховую память.

 

Два вывода, связанных с обучением, направ­ленным на усиление навыков восприятия, кото­рые могут иметь важное значение для стимуляции перцептивно-моторного развития, сделал Burton (1987). Во-первых, он подчеркнул, что учителя должны использовать целенаправленные движения, поскольку они оказывают большее мотивирую­щее воздействие и лучше привлекают внимание к информации в окружающей среде. Наибольшей содержательностью обладают движения, вы­полняемые в естественных условиях, в качестве средства достижения определенной цели, а не только ради самих себя. Главным условием це­лесообразности движений является выбор актив­ности, включающей цель, не связанную с самим движением. Например, учитель хочет улучшить точность выполнения удара ногой по мячу уче­ником. В таком случае целенаправленным движе­нием может быть удар мячом по воротам в трени­ровке по футболу или в реальной игре. Это будет для ученика более существенным мотивирующим фактором, чем просто отработка ударов по мячу ногой.

Второй вывод заключается в том, чтобы уче­ники более точно использовали возможности для развития (аффордансы), предоставляемые окру­жающими условиями. Одним из путей достижения этой цели является поощрение учащихся к вы­бору решения на основании воспринятой инфор­мации и оценке его точности. Если рассматривать в качестве примера гольф, поставленный вопрос может звучать так: " Могу ли я выбить мяч на поле около лунки, используя для этого клюшку " ай- рон" номер 9? " В другом случае вопрос может быть следующим: " Смогу ли я передать мяч дру­гому игроку команды, чтобы он не был перехва­чен игроком защиты соперника? " В подобных си­туациях выполняется оценка соответствия между перцепцией и выполняемым действием или дви­жением. Оценивается точность индивидуального восприятия внешних условий или имеющихся возможностей для развития (аффордансов). Что­бы определить, является ли причиной низких показателей нарушение восприятия, можно про­вести оценку влияния восприятия на моторные показатели.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...