Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Права и обязанности ауд. орг-ий.

Аудит. Понятия и задачи.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам. Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Задачи аудита: 1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации, правильности и законности совершения бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность предприятия и ее конечные результаты; 2. Оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности; 3. На основе изучения и анализа прошлых фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия ориентировании его администрации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и ее конечные результаты; 4. Предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг, касающихся организации и внедрения бухгалтерского учета, составление отчетности, налогообложения, хозяйственного права, финансового анализа.

История развития аудита

Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что озна­чает — «он слышит», «слушатель». Именно так в духовных учеб­ных заведениях называли отлично успевающего ученика, кото­рому учителя поручали доверительную проверку других учащих­ся, и он слушал их, определяя, как они усвоили пройденный материал, а также проверял качество выполнения заданий. От­сюда и происхождение названия «аудит» (audio) — «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношени­ях аудитора со своими клиентами и означает внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Эти услуги в первооснове представляли собой процесс проверки аудитора­ми правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляе­мого государственными бухгалтерами (налогосборщиками) на местах.

Профессии аудитора уже много сотен лет. Еще среди древних египтян и римлян были люди, в обязанности которых входила проверка работы налогосборщиков. В средневековой Великобри­тании феодалы нанимали независимого ревизора (аудитора), чтобы удостовериться, что дань, получаемая от фермеров, строго отра­жала доходы фермеров от своих поместий. Хотя сейчас ситуация коренным образом изменилась и указанные функции более всего соответствуют задачам налоговой инспекции, сама идея незави­симого контроля, без всякого сомнения, современна.

История независимого аудита в нынешнем его понимании восходит к XVIII веку. Однако толчок развитию аудиторской про­фессии дало принятие в 1862 г. закона о британских компаниях, которым в обязательном порядке предписывалась проверка сче­тов и отчетов компании специалистами по бухгалтерскому учету и финансовому контролю не реже одного раза в год. Во Франции закон об обязательном аудите был принят в 1867 г., в США - после Великой депрессии, в 1937 г.

На развитие аудита оказывало влияние множество факторов политического, социального, религиозного, экономического, юридического и профессионального характера.

В России должность аудитора появилась в армии и, как сви­детельствуют источники, была введена Петром 1, который в во­инском уставе 1716 г. и в табели о рангах к воинским чинам причислил и аудитора. Это звание было заимствовано в Польше, где аудитором называли судью, следователя и лиц, участвую­щих в судебном слушании. Аудиторы в армии занимались рас­следованием дел, связанных с имущественными спорами. В от­дельных случаях должность аудитора совмещала обязанности прокурора, делопроизводителя и секретаря. С введением в Рос­сии военно-судебной реформы 1867 г. должность армейского ауди­тора была упразднена. Попытки создать институт аудита в Рос­сии предпринимались в 1831 (институт присяжных бухгалтеров), 1889, 1909 (институт бухгалтеров), 1912 и 1928 (институт госу­дарственных бухгалтеров-экспертев) гг., но все они закончи­лись провалом из-за отсутствия механизма действия этих орга­нов финансового контроля, а также юридических гарантий и экономических предпосылок аудиторской деятельности.

В настоящее время почти во всех странах рыночной эконо­мики, в том числе и в России, широко используется независи­мый аудит.

Первые аудиторские фирмы появились в России в 1987-1988 гг., и в настоящее время они организованы практически во всех городах страны и даже в отдельных районных центрах субъектов Российской Федерации.

Деятельность аудиторов в России, как и в других странах рыночной экономики, регулируется на основании законов.

В современных условиях аудиторская деятельность регулиру­ется согласно Указу Президента РФ от 3 ноября 1993 г. № 1105 «О регулировании аудиторской деятельности в Российской Фе­дерации» и Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (далее — Временные правила).

Аудит и ревизия

В соотв-ии с ФЗ «Об ауд. деят-ти» под Аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке б/у и фин. (бухг.) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью А. является выражение мнения о достоверности фин. (бухг.) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения б/у законодательству РФ. Т.е. выявление и оценка недостатков; при этом не преследуется такая цель, как нахождение виновных лиц. Аудит основывается на заключении хоз. договоров на оказание услуг. Объектом А. я/я то, что подрывает платежеспособность клиента и значительно ухудшает его фин. состояние. Аудиту присущи горизонтальные связи, которые устанавливаются на основе хоз. договоров, где определяются права и обязанности сторон. Услуги аудиторской организации оплачивает заказчик, т.е. аудируемое (проверяемое) лицо. Основной задачей считается привлечение новых активов и укрепление платежеспособности. Результатом работы аудитора я/я аудиторское заключение – это официальный документ, утвержденный в соот-ии с ФЗ; состоит из 3-х частей: 1.вводная; 2.аналитическая. Считается конфиденциальной; 3.итоговая. 1 и 3-публикуемые.

Ревизия представляет собой особую группу контроля с целью выявления виновных лиц материального ущерба. Осуществляется ведомственными органами контроля. Имеет ряд особенностей:

-правовое регламентирование;

-регулярность проведения ревизии. В соот-ии с правилами бюдж. организации должны подверг-ся ревизии 1 раз в 2 года, хоз.-расч. орг-ции – ежегодно.

-наличие специальных органов контроля: КРУ, КРО.

Цель ревизии заключается в выявлении, вокализации и определении недостатков для их устранения. В этой связи каждая ревизия осуществляет контроль наличия имущества в соот-ии с данными б/у; осуществляется проверка записей в учетных регистрах. Ревизия осуществляется на основании соответствующих инструкций по каждому отдельному ведомству. Объект ревизии определяет все то, что нарушает действующее законодательство (ФЗ, ПБУ), а также принятую учетную политику. Ревизия устанавливает законность совершенных хоз. операций; должна подтвердить отсутствие хищений со стороны работника. Исходя из инструкций по проведению ревизий связи устанавливаются вертикально. Ревизия назначается и принуждается. Ревизионную проверку оплачивает вышестоящее звено. Задача ревизии – сохранность имущества организации и профилактика злоупотреблений. Ревизия определяет максимально возможную точность выявления виновных лиц и выявления материального ущерба (договор о полной материальной ответственности). Результаты ревизии оформляются актами:

1 акт- акт комплексной ревизии;

2 акт – акт некомплексной ревизии.

Любой акт ревизии состоит из 2-х частей:

-вводная

-основная, которая начинается со слов «Ревизией установлено …»

Понятие Аудит шире понятия ревизия. А. обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.

 

4. Виды Аудита Теория и практика А. определила осн. критерии классификации Аудита. В соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяется 2 вида аудита: 1. Инициативный –проводится по требованию самого заказчика, т.е. по решению руководства предприятия или его учредителей.2. Обязательный - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения б/у и фин. отчетности организации или индивидуального предпринимателя. По отн-нию к польз-лям ауд-кой инф-ции А. подразделяется на: 1. внутренний – п.с. независимую д-сть в орг-ции по проверке и оценке ее работы в интересах рук-лей. 2. внешний А. проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Целью я/я объективная оценка достоверности б/у и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. По периодичности проведения аудиторских проверок различают: 1. первоначальный А.– А., который проводится на данном предприятии впервые 2. периодический или повторяющийся А. –проводится на данном предприятии ежегодно. По назначению:.А. фин. Отч-сти;Нал-вый А.,Ценовой А.,Управленческий А.,.А. на соответствие требованиям,Социальный А. По характеру проверки: 1.подтверждающий2.системно –ориентированный3.А., основывающийся на риске

 

6. Регулирование аудиторской деят-тя а РФ. Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой для принятия множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах.

В настоящее время в России действует шестиуровневая система регулирования аудиторской деятельности.

I. Закон об аудите.

II. Законодательные и подзаконные нормативные акты.

III. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации (постановления Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 и от 22.07.2003 № 405).

IV. Правила (стандарты) специальных видов деятельности.

V. Стандарты общественных объединений аудиторов.

VI. Внутрифирменные аудиторские стандарты.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определяет Закон об аудите, который заменил Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (временные правила — это не постоянный документ, он лишь предварял процедуру принятия Федерального закона).

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Закону об аудите и иным федеральным законам. Нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся в любых других федеральных законах, также должны соответствовать указанному Закону. В случае противоречия Указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Закону об аудите или иному федеральному закону применяется Закон об аудите или соответствующий федеральный закон.

На основании и во исполнение Закона об аудите и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

ФПСАД являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер. ФПСАД утверждаются Правительством РФ.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам до утверждения полного комплекта ФПСАД предписано руководствоваться в своей деятельности ПСАД, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД и иметь требования ниже последних.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут противоречить ФПСАД и внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами кото-. рого они являются.

 

7. СТАНДАРТЫ АУД.ДЕЯТ/ТИ (статья 7).

Правила(стандарты) аудиторской деятельности-единые требования к порядку осуществления ауд.деятельности, оформлнию и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготоки аудиторов и оценки их квалификации.

1.Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1)определяют требования к порядку осуществления аудиторской

деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим

Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами

аудита;

3)являются обязательными для аудиторских рганизаций,

индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов

и их работников.

2.Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к

требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту

услуг;

2)не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской

деятельности;

3) не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими

организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;

4)являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов,

являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

 

 

8 КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ АУДИТОРОВ(ст7)

П.3.Ст.7 Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения,

обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

П.4.Ст.7. Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает одобренный советом по аудиторской деятельности кодекс профессиональной

этики аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в

принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные

требования.

 

Права и обязанности ауд. орг-ий.

Выполнение услуг ауд.организаций заказчику опред-ся договором. В связи с этим любая ауд.орг-ция определяет тип клиента.

I тип. Официальный – это есть те, которым необходимо получение ауд. заключения с минимальными затратами времени и издержек.

II тип. Неофициальный, которому требуется выполнение одного или нескольких видов сопутствующих услуг. Т.о. обе стороны несут определенные права и обязанности.

Права. 1. Определять самостоятельно формы и методы проведения А., которые определяются соот-ми стандартами; 2. Проверять в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деят-ти, проверять фактическое наличие имущества. Это право позволяет выразить мнение аудитора след. словами: «О достоверности б/фин. отчетности по предоставленным документам»

3. получать у должностных лиц разъяснения как в устной, так и в письменной форме по отдельным вопросам проверки; 4. Отказ от проведения А. в след. случаях: 1. когда не представлены материалы, 2. когда оказываются определенные виды давления.

Обязанности. 1. Проводить ауд.проверку в соот-ии с законодательством РФ (ФЗ, ПБУ, НК РФ); 2. предоставлять аудируемому лицу необходимую информацию о тех нормативных документах, на основании которых будет производиться проверка (письма, разъяснения, ПБУ, ФЗ); 3. В соот-ии с договором необходимо выдать ауд. заключение независимо от результата проверки (безусловно полож-е, условно полож-е, отриц-ое ауд. заключение). В основонм отрицательное ауд.заключение выдается по результатам проверки, если заказчиком я/я третье лицо; 4. Обеспечение сохранности предоставленных документов для проверки. Оформляется акт приема - передачи предоставленных документов; 5. В ауд. заключении аудиторы обязаны по каждому случаю давать письменные разъяснения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...