Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника консультирования клиента. Особенности соц. взамодействия.

В.71.

Система подготовки кадров соц. р. в России.

Чтобы некоторую сферу Дея-ти назвать профес-ной необходим ряд факторов:

-соц. мандат-осознание значимости этой дея-ти на уровне об-ва в целом;

- теоритическая база:

-наличие професс. идеологии или проф. ценностей, кот. находят отражение в этич. стандартах, в профессиограме;

- наличие системы подготовки кадров.

А. Соловьев считает последний фактор ключевым в «создании» профессии 1995 г- 10 российских Вузов осуществили первый выпуск профессиональных с. р-ков. Сейчас специалисты по с. р-те трудятся практически во всех странах мира. В ряде запад-х стран их начали готовить еще в начале XX века, но особенно масштабный хар-р эта работа приняла в серед, и второй половине XX века. В России квалификационная характеристика «специалист по соц. работе» была введена в 1991 г., появилась новая спец-ть - соц. работа для ВУЗов и среднеспец-х учебных заведений. Начиная с 91 г. сеть ВУЗов России приступающих к подготовке и переподготовке спец-тов по соц. р-те постоянно расширялась. В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров: 1) допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием работают в отделениях по обслуживанию больных, престарелых и одиноких. Они могут поступать в средние специальные учебные заведения или соответствующие Вузы. 2) Обучение в средних специальных учебн-х завед-ях. После их окончания можно работать заведующими отделений по обслуж-ю больных, одиноких, престарелых, соц-ми педагогами и т.д. 3) Обучение в универс-х, академиях, отраслевых ВУЗах на дневных, веч-х и заочных отделениях, на спецфакультетах.

В ВУЗах - подготовка специалистов по соц. работе. Специализация выпускников, как правило, осуществляется с учетом профильной направленности ВУЗов. Большая часть ВУЗов готовит специалистов - организаторов, управленцев в соц. р-те с населением, часть - специалистов для службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожил-ми людьми и т.д. Ряд ВУЗов выпускает специалистов в обл. медико-соц-й помощи населению.

По проблемам теории и практики соц. работы за последние годы подготовлено большое кол-во учебных пособий, брошюр и статей. Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 94 г. Институт соц. работы, выпускается ряд периодических изданий по соц. работе («Рос-кий журнал соц. работы»), проводится научные конференции. В некот-х ВУЗах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации. => создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в соц. сфере, но сущ-т не мало проблем.

Актуальные проблемы подготовки соц. работников: 1) более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Специфика теории и методики соц. работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений, без такого единства не может состояться соц. работник; 2) подготовка соц. работников, которая наряду с получением общих знаний и умений предусматривает и узкую специализацию с учетом объектов и направлений соц. работы (например, организатор соц. защиты населения, юрист соц. службы, соц. педагог и т.п.). Сочетание универсальной (общей) и спец-й профессиональной подготовки дает возможность соц. р-кам более успешно решать свои проблемы на рынке труда; 3) расширение географии подготовки соц. раб-ков; 4) обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников, предусмотренных обновленным гос. стандартом; 5) получение, распространение и хранение соц. информации. Основные принципы подготовки соц. раб-ков: 1) широкая гуманитарная и общекультурная подготовка студентов; 2) активное использование в учебных планах и программах всего спектра данных социологии психологии, культурологии, экономики и др., а также зарубеж-го опыта; 3) систематическое развитие у студентов навыков анализа и оценки соц. процессов и проблем в обществе 4) включение студентов на всех этапах обучения в практическую деят-ть; 5) организация учебного процесса с использованием традицион-х и новых технологий образовании (например, дистантные формы обучения).

Препятствия профессионализации с.р.(Топчий, Ярская-Смирнова):

1. недостаток финансирования;

2. бюрократизм в орг-ции соц.служб (подмена целей средствами);

3. воспроизводство дискриминац. отношения к клиентам соц. служб.;

4. дефицит профес.знания, необходимых практ. навыков.

В.72.

Техника консультирования клиента. Особенности соц. взамодействия.

Метод конс-ния - один из ведущих в ср. Он закл-ся в оказании помощи клиентам, испытывающим различные проблемы, в повышении эффективности управления собственной жизнью и развитии способности решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Конс-ние осущ-ся разными способами в зависимости от условий деятельности, от личных качеств клиента, от фазы процесса помощи. Опытные консультанты гибко приспосабливаются к условиям и к особенностям каждого отдельного случая, обладая сложными консультативными навыками и умениями, применяя различные техники. Техника - сов-ть приёмов, обеспечивающих эффективность метода. К числу приемов относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг и др.

Контактная беседа явл. наиболее распространенным видом консультационного процесса. Одной из основных её форм явл. интервью. Организация интервью обычно имеет три фазы: установление взаимопонимания (включая знакомство), изучение проблемы и ожидаемых результатов, определение целей оказания социальной помощи и заключение контракта. Установление взаимопонимания. Главной предпосылкой эффективного интервью является открытость диалога, для чего требуется, как минимум, контакт и взаимопонимание между участниками. Для достижения контакта необходимо, чтобы клиент поверил в доброжелательность и благорасположенность к нему с.р-ка и захотел поделиться информацией, а также личными, иногда весьма мучительными переживаниями. Установление взаимопонимания начинается со знакомства. Во время знакомства, обращаясь к клиенту, благоразумнее уточнить, какое обращение он предпочитает.

Одно из средств для достижения взаимопонимания — проведение "разминки". Это непродолжительная беседа на нейтральную тему — о погоде, последнем местном или национальном политическом, культурном, спортивном событии и т. п. — создает атмосферу благоприятную для обсуждения проблем клиента. Н-р, "разминка" необходима для достижения контакта с подростками. В связи с тем что подростки переживают стадию освобождения от влияния взрослых, они могут настороженно относиться к с.р-кам. В особенности эта тенденция сильна у правонарушителей и у тех, кто протестует против властей. При работе с бол-вом клиентов достаточно небольшой "разминки", т.к. многие клиенты ожидают немедленного обсуждения своих проблем, и их беспокойство растет, если с.р-к медлит.

Др. важным фактором для достижения взаимопонимания является сочувственная реакция на слова клиента или его душевные проявления, как бы она ни была выражена — в словах, жестами и др. По существу, это свидетельствует о понимании проблем собеседника, с.р-к как бы подтверждает: "Я с тобой, я слышу и понимаю, что ты говоришь и чувствуешь". Сочувствие помогает не только понять чувства ч-ка, но и выявить те эмоции, которые лежат в их основе, а также определить их смысл, функцию и значимость. Чтобы добраться до сокровенных мыслей, с.р-к должен не только настроить себя на восприятие того, что говорит клиент, но и уловить скрытые намеки, передаваемые выражением лица, тоном, позами и жестами, кот. могут как уточнять сказанное, так и противоречить ему. Однако это вовсе не означает, что чувства клиента должны захлестнуть с.р-ка. «Быть с» — значит внимательно сосредоточиться на эмоциональном состоянии клиента, не теряя перспективы и не поддаваясь его эмоциям. С.р-ки должны использовать разнообразные формы сочувственных ответов, избегая без конца повторяемых и избитых фраз типа: «Как я понимаю»; «При всем моем сочувствии» и т. п. Д. Хепуэрт и Дж. Ларсен (1982) выделили 7 случаев дополнительного использования сочувственных фраз: поддержания контакта с клиентами; создания условий для изучения проблемы; выявления чувств, не выраженных словами; смягчения конфронтации; преодоления препятствий, создаваемых клиентом; контроля над сильными эмоциями (включая враждебность); создания условий для групповой дискуссии.

Благодаря своей многогранности сочувственные ответы могут считаться "рабочей лошадкой" конс-ния. Способность выразить сочувствие имеет прямое отношение к его результатам.

Др. факторами, способствующими достижению взаимопонимания, являются естественность и искренняя, непринужденная, открытая манера общения {отношение как к родному). Искренность предполагает разговор экспромтом, а не с использованием заранее придуманных фраз. С.р-к должен говорить как обычные люди, не подавляя своих чувств. Он не должен слишком настаивать на своем; скорее, ему следует быть достаточно гибким и признавать свои ошибки. С.р-к д.б. образцом гуманности и открытости, а не прятаться под маской профессионализма. Различные авторы давали самые разнообразные определения одному из аспектов искренности как самораскрытие. Это сознательное и намеренное сообщение информации о себе, выраженное словами и иными способами (например, улыбкой, мимикой или отрицательным кивком) в ответ на слова клиента. С терапевтической точки зрения самораскрытие с.р-ка поощряет интервьюируемого к ответному доверию и искренности. Суждения, связанные с самораскрытием, переводят внимание на с.р-ка. Их можно разделить на два типа: одни из них сообщают, что в прошлом с.р-к имел аналогичную проблему, другие же говорят о насущной проблеме, аналогичной проблеме клиента. Учитывая расплывчатость и иногда неубедительность различных видов самораскрытия, при использовании этого приема с.р-к не должен забывать о здравом смысле, - клиенты чаще соглашаются на второе интервью, если социальный работник пользовался приемом самораскрытия умеренно.

Начинать нуэюно с нынешнего состояния клиента. Важным условием для достижения и поддержания взаимопонимания является внимание к непосредственным заботам и эмоциональному состоянию клиента в начале интервью.

Изучение проблемы. После того как клиент готов к работе, следует начать изучение проблемы. Задача с.р-ка - разговорить собеседника, выразить понимание и получить информацию, необходимую для составления ясной картины имеющихся у него трудностей и факторов, кот. их обусловили. Некоторые делятся богатой информацией непроизвольно или с небольшой помощью со стороны с.р-ка, др. же могут сомневаться в целесообразности этого, начинают бороться со своими чувствами или с трудом выражать свои мысли. Чтобы облегчить изучение проблемы, с.р-ки пользуются рядом приемов, часто сразу несколькими. Один из приемов, известный как "поощряющая реплика", побуждает собеседника к продолжению рассказа. Н-р, небольшие напоминания о необходимости продолжить разговор включают краткие поощряющие замечания типа "Да", "Понятно", "Ну", "Однако" или "И что же дальше?". Отношение к предмету разговора может быть передано не словами, а кивком головы, выражением лица и жестами, подтверждающими, что с.р-к воспринимает и хочет понять сказанное.

Др. прием этого ряда помогает общению и достижению взаимопонимания посредством обратной связи с собеседником, подтверждающей, что его слушают и понимают. Соответствующие реплики устанавливают взаимопонимание и гарантируют поддержание тесного психологического контакта с собеседником. Часто для обеспечения обратной связи с собеседником с.р-к кратко формулирует уже сказанное клиентом, но своими словами. Еще одной формой поддерживающих реплик являются реплики-резюме. С их помощью может бьпь сжато выражена суть или основные чувства, содержащиеся в длинных или сложных фразах, а также установлена связь между отдельными высказываниями. Обратная связь помогает избежать ненужного взаимного непонимания, а интервьюируемые обычно считают терпение и упорство, проявленные с.р-ком, признаком того, что их ценят и уважают.

Структурирование информации. В процессе изучения проблем с.р-к оценивает значимость полученной информации. Выводы о значении и важности используются с.р-ком при решении следующих вопросов: какие именно аспекты проблемы являются основными и заслуживают дальнейшего изучения; насколько клиент подготовлен к более глубокому исследованию определенных сторон проблемы; какая модель или образ поведения клиента служат препятствием эффект-му проведению интервью; когда следует или не следует проявлять сильные эмоции и т. д.

Побудительные зондирующие высказывания обычно используются для того, чтобы приступить к изучению проблемы и начать исследование ряда избранных аспектов. С их помощью определяется тема, но при этом клиент волен выбирать ту/ин. форму ответа. Такие зондирующие высказывания, не накладывающие ограничений на ответы клиента, активизируют беседу и способствуют получению обширной и откровенной информации. Н-р: «Не могли бы вы рассказать мне о том, как вы оба решились на терапию супружества?»

у

В.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...