Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транспортно-эксплуатационные показатели дорог




Лекция 1

СЕТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Классификация автомобильных дорог в РК

В Республике Казахстан все автомобильные дороги делятся на дороги обшей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохо­зяйственных и промышленных предприятий.

В зависимости от административно-политического, экономи­ческого и культурного значения дороги общей сети РК раз­деляются на следующие группы: общегосударственные, областные, местного значения.

Дороги общегосударственного значения предназначены для дальних автомобильных сообщений. Они соединяют между собой крупные промышленные и культур­ные центры, курорты республиканского значения, а также дорожную сеть РК с магистральными дорогами соседних государств. К таким дорогам относятся автомагистрали: Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск-границаРФ,Хоргос-Алматы-Шымкент-граница с Узбекистаном, М36 Алматы-Караганда-Астана-Костанай-граница с РФ и др.Они соединяют также главные адми­нистративные, культурные, экономические и политические цент­ры республики, областные центры со столицей нашего государства и между собой.

Дороги областного значения соединяют районные центры между собой и с центром своей области,с общей сетью дорог, а также с важнейшими станциями или пристанями.

Дороги местного значения соединяют районные центры или отдельные сельские населенные пункты,сельхозпредприятия между собой и со станциями железных дорог и пристанями, а также расположенные вблизи этих дорог предприятия со станциями железных дорог, пристанями, дорогами общей сети.

Отнесение дорог к той или иной группе является до некоторой степени условным, и при перспективном планировании возможен перевод дорог из одной группы в другую.

Автомобильная дорога может иметь различную степень со­вершенства в зависимости от ее значения в народном хозяйстве. Чем больше движение автомобилей, образующих транспортный поток на дороге, тем более высокие требования предъявляются к ее техническим качествам. Число автомобилей, проходящих по дороге через данное сечение в единицу времени (сутки, час), на­зывается интенсивностью движения. Интенсивность движения не является постоянной по всей длине дороги. Увеличиваясь вблизи крупных населенных пунктов, железнодорожных станций, она обычно уменьшается в середине участков. Интенсивность дви­жения не остается также постоянной в течение года и даже суток, поэтому плотность движения автомобилей характеризуется сред­негодовой суточной интенсивностью. На дорогах, используемых для вывозки сельскохозяйственной продукции в период ее их заго­товки, интенсивность движения может превышать среднегодовую

Автомобильные дороги в зависимости от интенсивности дви­жения и значения их в общей дорожной сети РК делятся Строительными нормами и правилами (СНиП РК 3.03-09-2003) на пять категорий (табл. 1).

 

Таблица 1

Устанавливаемая категория автомобильной дороги в зависимости

от интенсивности движения

 

Категория дороги Расчетная интенсивность движения авт\сут Категория дороги Расчетная интенсивность движения авт\сут
I II III Более 7000 от3000 до 7000 от1000 до 3000 IV V от 200до 1000 Менее 200

 

При отнесении дороги к той или иной категории учитывают перспективную (расчетную) интенсивность движения, считая от года ввода дороги в эксплуатацию, на 20 лет вперед.

Для каждой категории дороги установлены определенные тех­нические нормативы, на основе которых ведется проектирование всех дорожных сооружений.

 

Транспортно-эксплуатационные показатели дорог

Основными транспортно-эксплуатационными показателями автомобильных дорог являются, расчетная скорость движения автомобилем, расчетная нагрузка, габариты мостов и тоннелей, пропускная и провозная способность, проезжаемость дороги, а также показатели безопасности движения.

Расчетная скорость — это наибольшая скорость, с которой ав­томобили могут двигаться на всем протяжении дороги безава­рийно. По этому показателю расчетами устанавливают осталь­ные технические нормы проектирования.

В соответствии со СНиП РК 3.03-09-2003 расчетная скорость уста­навливается в зависимости от категории дороги и рельефа мест­ности (см. табл. 2). К трудным участкам пересеченной местности относят рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км. К трудным участкам горной местности

Таблица 2 Расчетные скорости автомобилей в зависимости

от категории дороги

 

  Расчетные скорости км/ч
    Допускаемые на трудных участках
Категория дороги основные пересеченной местности горной местности
I II III IV V 150(120) 120(100) 100(90) 80(80) 60(60) 120(100) 100(90) 80(80) 60(60) 40(40) 80 (80) 60 (60) 50 (50) 40 (40) 30 (30)

Примечание Скорости приведены для расчета элементов плана и продольного профиля; в скобках указаны значения скорости, принятые при расчете элементов попе­речного профиля и других элементов, зависящих от скорости движения автомобилей

 

относятся перевалы через горные хребты и участки горных ущелий с сильно изрезанными склонами.

Как видно из табл. 2, для трудных участков в условиях пере­сеченной и горной местности техническими условиями предус­мотрено смягчение требований к назначению элементов дороги при условии снижения расчетной скорости движения.

Расчетная нагрузка устанавливается для расчета прочности дорожных одежд и инженерных сооружений, а также проверки устойчивости земляного полотна. Расчетная нагрузка характери­зуется нагрузкой на ось и весом расчетного автомобиля, нахо­дящегося в колонне, и обозначается HP или буквой Н с опреде­ленной цифрой (Н-10, Н-13, Н-30), обозначающей вес в тоннах (тс) автомобиля.

Габаритом моста (габаритом приближения конструкции) на­зывается очертание, внутрь которого не должны вдаваться ника­кие элементы конструкций. Габариты мостов обозначаются бук­вой Г и числом, соответствующим ширине проезжей части на мосту в метрах. Габарит устанавливается в соответствии с кате­горией дороги и капитальностью сооружения

Пропускная способность дороги—представляет собой наи­большее количество автомобилей, которые могут пройти по доро­ге с определенной скоростью. Для безопасности движения рас­стояние между движущимися друг за другом автомобилями должно быть достаточным для того, чтобы при внезапной оста­новке впереди идущего автомобиля задний мог быть остановлен водителем.

Пропускная способность дороги зависит от числа полос движения, скорости движения транспортных средств и состояния поверхности проезжей части.

На протяжении дороги, равном пути движения автомобиля с расчетной скоростью V (км/ч) в течение часа, может разместить­ся следующее количество автомобилей

 

,аааааааа (1)

где (la+St) — динамический габарит,м, здесь lа — длина автомобиля;St — наименьшее расчетное расстояние между автомоби­лями.

 

Эта формула позволяет определить пропускную способность одной полосы движения.

Пропускную способность дороги, имею­щей несколько полос движения в одном направлении, определя­ют по формуле

 

Nдop = NnKп, (2)

где N — пропускная способность одной полосы, авт/ч; п — чис­ло полос движения по дороге; Кп — коэффициент полосности, зависящий от числа полос.

 

Провозная способность дороги (грузонапряженность движе­ния) — наибольшее количество тонн грузов, которое может быть перевезено по дороге в единицу времени (час, сутки, год). Про­возная способность зависит от пропускной способности дороги и грузоподъемности используемых транспортных средств. При про­ектировании автомобильных дорог предварительными экономи­ческими обследованиями устанавливается перспективная воз­можная грузо напряженность движения в тысячах тонн в год, что в итоге определяет интенсивность движения и влияет на ус­тановление категории дороги.

Проезжаемость дороги определяется числом дней в году, в течение которых дорога является проезжаемой. Несовершенст­во дорожных конструкций, особенно дорог низших категорий, может привести к ограничению или к полному прекращению движения транспортных средств в отдельные периоды года, например, по условиям снегозаносов, пучинообразования и др.

Безопасность движения обеспечивается, в первую очередь, правильным проектированием автомобильных дорог. Безопасной, удобной и экономичной для движения можно считать только ту дорогу, которая всеми сочетаниями своих элементов и увязкой их с ландшафтом местности как бы подсказывает водителям нап­равление и необходимые режимы движения. Далее рассматри­ваются вопросы обеспечения безопасности движения при проек­тировании и эксплуатации автомобильных дорог.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...