Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения.




Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью фактов коллективного сознания, толкающих индивида на те или иные поступки.

Факты коллективного сознания способны оказывать на индивида внешнее давление и имеют свое собственное существование, независимое от него.

При рождении индивид находит готовыми обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, функционирующие независимо от него, существующие объективно.

Механизм регуляции социального поведения по Дюркгейму – это «социальное принуждение», состоящее из:

- внешних ограничительных правилах

- и интериоризированных социальных нормах (представления человека о том, что правильно и что не правильно)

В социальном принуждении обнаруживается превосходство общества над индивидом.

Общество:

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным.

Тоталитарное общество — сужает диапазон свободы действий; все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.

Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни.

Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов:

- морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты,

- и коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания.

 

Коллективное сознание — психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования; оно существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Факты коллективного сознания: общие у членов одного и того же общества интересы, верования, убеждения, чувства, ценности и стремления. Они способны существовать независимо от их индивидуальных выражений.

Именно коллективные представления особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества, они связывают людей и формируют саму социальную ткань.

Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества. Более того, общество - это именно «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.

Габриэль Тард (G.Tarde) – 1843-1904

Основывал свои теории на статистических данных (как и Дюркгейм), интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования.

Основа развития общества - социально-коммуникационная деятельность индивидов в форме подражания (копирования и повторения одними людьми поведения других). Процессы подражания касаются всех существующих практик, верований, установок и т.д., которые воспроизводятся из поколения в поколение, что способствует сохранению целостности общества.

Объяснение развития общества через «изобретение» - процесс адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды: все новое (идеи или материальные ценности) есть результат творческой деятельности одаренных личностей-новаторов. Раз возникнув, новое явление приводит в действие процесс подражания.

Изобретатели по Тарду – это всегда одиночки; за тем, что они изобрели далее последует подражание.

Полемика Г.Тарда с Э.Дюркгеймом (Позиции Дюркгейма см. также ответ на 4 вопрос)

Тард Дюркгейм
• Общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний   • Понимание социальности невозможно без психологических знаний, фундамент социологии – социальная психология   • Наука об обществе должна иметь и свои специфические методы (например, анализ исторических документов)   • Источник социального развития – деятельность одиночек-новаторов     • Социальное поведение регулируется законами подражания, заражения и внушения • Социальные факты объективны, их существование не зависит от индивида   • Социальная реальность обладает особыми, только ей присущими качествами     • Социология должна использовать объективные методы, аналогичные методам естественных наук     • Источник социального развития – разделение труда и различные формы солидарности   • Социальное поведение регулируется социальными нормами и правилами  

 

В социологии 20 в. доминирует представление об определяющем влиянии общества на индивида (как Дюркгейма), а не наоборот (как у Тарда)

Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.

Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество.

Взаимодействия индивидуальных сознаний происходит через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, намерений и т. д.

В этом действии одного человека на другого из которых один подражает другому и следует видеть элементарный факт, из которого вытекает вся социальная жизнь.

Все сходства, существующие в мире, обусловлены, по его мнению, повторением, которое представляет собой универсальный мировой закон.

Подражание существует уже в индивидуальном сознании, в том, что человек с помощью памяти и привычки воспроизводит сам себя, повторяет свое прошлое. Затем при соприкосновении двух или более людей подражание становится главным механизмом социального поведения.

Под процессом подражания понимается элементарное копирование и повторение одними людьми поведения других. Процессы копирования и повторения касаются существующих практик, верований, установок и т. д., которые воспроизводятся из поколения в поколение благодаря подражанию. Этот процесс способствует сохранению целостности общества.

"Общество - это подражание, а подражание род гипнотизма". Поэтому общественное развитие он сводит к тому, что отдельные выдающиеся люди изобретают что-то новое, а затем массы, подражая, закрепляют это новое.

Социальные конфликты объясняются им различными направлениями подражания.

Встречные потоки подражания вступают в единоборство - повторение сменяется оппозицией, и начинается "логическая дуэль" подражаний. Частными случаями этого могут быть любые конфликты, от теоретического спора до войны.

Важным выводом из анализа Тардом процессов подражания является косвенное признание и постановка им проблем социализации, в обществе, интернализации социо-культурных норм посредством социального взаимодействия.

Подражание являлось теоретической основой, исходя из которой Тард пытался анализировать и объяснять одну из главных социологических проблем - как индивиды объединяются в социальные группы и общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...