Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вытягивание жребия рекрутами. Их особое поведение после этого.




Престольные (годовые) праздники в течение всего года. Посещение родственников, жителей соседних селений. Приуроченность ярмарок к этим праздникам, кулачные бои, сопровождаемые специальными инструментальными наигрышами (Ломанье, Под драку, Горбатого).

Тема 3. Цикл семейных обрядов (приуроченных к жизни человека) и обрядовая музыка. Обряды перехода. Музыка, как один из языков семейных обрядов.

Родины – важная роль «бабки» в процессе родов. Родинные песни на западе России. Крестины (именаречение) – зависимость имени от даты рождения (имянаречение по святцам). Кумовство, обязанности крёстных родителей. Чествование бабки-повитухи, родителей и крёстных. Крестинные песни на юге России. Обычай сажать дерево в честь рождения ребёнка.

Детский фольклор Колыбельные, потешки, пестушки, сказки – исполняли взрослые детям. Считалки, игры с песнями, заклички весне, птицам, дождю, радуге, аису, божьей коровке – исполняли сами дети.

Обряды инициации (перехода во взрослое состояние) – рекрутский у мужского пола и свадьба – у женского.

Свадебный ритуал (цикл обрядов). Его многофункциональность (обряд, юридический акт, экономическая сделка). Свадебный ритуал узаконивает уход невесты в другую семью или род и переход молодых в новое социальное состояние. Временное «умирание» молодых до венца. Особое место невесты, переживающей двойной переход (социальный и территориальный). Преимущественное справление свадеб в мясоед (после святок). Этапы ритуала: сватовство, осмотр хозяйства жениха, сговор (Рукобитье, Богомолье)-назначение даты, приданого, даров, количества гостей, вечерина (девишник, парнишник), утро свадебного дня – приезд свадебного поезда, выкуп невесты, испытания жениха, благословление молодых; венчание (венец), путь в дом жениха (переезд мостов), встреча родителями молодого. Пение прощальных (опевальных) песен грустного содержания, причитания невесты. Величания молодых, родителей, родственников, гостей за первым свадебным столом. Корильные песни сатирического и озорного характера. Первая брачная ночь, проверка чести невесты. Второй день (свадебный пир) – испытания молодухи, сценки ряженых, эротические песни и припевки. Третий день – посещение дома невесты (побывашки, отозвины), застолье с приглашением подруг. Четвёртый день в доме жениха – бабишник – «приём» молодухи в женский коллектив. Посещение родственников в течение нескольких последующих дней. Невеста-сирота, особые «сиротские» песни, причитания невесты-сироты на могиле родителей. Свадебное деревце. Отличие свадебного ритуала северных областей России («свадьба-похороны» от южнорусского («свадьба-веселье»).

Преобладание прощальных грустных песен и причитаний в 1 половине северной свадьбы, контрастная драматургия. Невестина баня. Виды свадебных причитаний: сольные (невесты, её матери, ворковойки вытницы, причётницы, вытьянки, сольные на фоне прощальных песен, групповые (песенные) причитания подруг невесты и их сочетание с сольными. Обрядовая эротика (открывание печной заслонки с пением озорных припевок).

Подавляющее большинство напевов плясового характера в южнорусской свадьбе. Единичные причитания на фоне песен. Двуххорное (антифонное) исполнение (каноном) некоторых свадебных песен. Каравайный обряд и пение каравайных песен эротического содержания в южнорусских областях.

Большая роль инструментальной музыки (волынка, скрипка и др.) в запад-норусском ритуале – наигрыши во время важнейших драматических обрядовых моментов с причитаниями невесты, свадебные марши во время перемещений и встреч. Типичный свадебный ансамбль (скрипка, цимбалы, бубен) во время застолий. Большое количество корильных песен, исполняемых всей роднёй.

Рекрутский обряд. Жребий. Посещение родственников, молодёжных сборищ рекрутами. Пение рекрутских припевок, нормы поведения, одежда «некрутов». Вечерина. Причитания и рекрутские песни. Проводы молодёжью после вечерины, украшение деревца, гадание по нему, маленькая ёлочка под коньком.

Похоронный и поминальный обряды. Причитания, духовные стихи над покойником и во время поминальных застолий. Поминальные даты. Причитания на могилах.

Тема 5. Эпические жанры восточных славян.

Былины – героико-эпические песни, сложенные народом о далёком прошлом в поэтически художественной форме. В них воплотились идеалы народа. Прототипами русских богатырей являлись конкретные исторические личности, но народ их наделил сверхестественными физическими и умственными способностями. Вражеские захватнические полчища же изображены в виде чудищ семиголовых и др. сказочных персонажей.

На севере России былины «сказывали» сказители, их называли «старины», напевы были речитативными, декламационными. Сказители помогали скоротать долгие полярные ночи, были почётными гостями на посиделках и даже уходили на промысел в качестве членов рыболовецких артелей. Искусство сказывания былин и скоморошин (былин юмористического содержания с менее развёрнутым сюжетом) передавалось из поколения в поколение. Династия сказителей, как правило, имела свой напев, на который исполнялась большая часть репертуара (семья Рябининых, Чупровых). Сказителями, как правило, были мужчины, но женщины могли подпевать им, чтобы облегчить продолжительное исполнение. Женщины на севере специализировались на сказках и причитаниях. Исследователи северного эпоса различают несколько школ сказительства: беломорскую, онежскую, мезенско-пинежкую и печорскую. Напевы этих школ отличаются своим строением. Южнорусские казачьи былины менее развиты по сюжету. Они в отличие от северных старин бытуют в виде лирических протяжных песен многоголосной фактуры и сложного строения напева и структуры.

В текстах исторических песен в отличие от былин рассказывается о каком-то конкретном событии (битве, походе) или историческом лице (царе, полководце, атамане и пр.) На юге России (в том числе и у казаков) часть их имела вид лирических протяжных многоголосных песен. Другие – были похожи на поздние городские лирические песни простого стро-ения или солдатские и казачьи строевые песни чёткого ритмического рисунка.

Баллады - песни трагического содержания. Ранние баллады по напеву были похожи на былины. Другая часть пелась на поздние городские напевы.

Духовные стихи - были разными по содержанию. 1 группа – ветхозаветной, евангельской, житийной тематики. 2 - «покаянные», 3 – поминальные (пелись во время поминальных застолий на 9, 40 день, «годину» и над покойником после чтения кануна и до похорон). Первые две группы стихов пелись в любое время, даже во время поста. Все духовные стихи в одном селе исполнялись на 3-4 типовых (политекстовых) напева (на 1 напев – группа текстов).

ПЕСНИ С ДВИЖЕНИЕМ

Хороводные и плясовые песни. Исполнение этих песен связано с каким-либо хореографическим движением, пляской или театрализацией (обыгрыванием). Исполнение ансамблевое или хоровое.

Медленные хороводы исполнялись на улице, во время весенне-летних праздников или обрядов под плавные, медленные напевы. Они делятся по типу движения и действия на:

1. круговые (простое асинхронное движение по кругу или с обыгрыванием внутри него)

2. фигурные (орнаментальные), когда воспроизводится какая-то фигура-символ (змейка, хмель, капустка, плетень, воротца, нитка с иголкой, ручеёк, «стенка на стенку» - Бояре, Просо). Могут иметь припев «с припляской». Исполняются подвижно, но плавно.

3. Хороводы-шествия ( движение асинхронно музыке) парами, рядами на Севере России или «танком» на юге – когда участники строятся в виде сложной фигуры и так движутся по местности.

4. Наборные хороводы – поются в начале игрищ для набора нужного количества участников или при движении групп девушек к месту вождения хороводов (круг, долонь и т.д.)

5. Хороводы -игры. Короткие песенки, под которые дети и молодёжь играли в разные игры – Каравай, Коршун, Кострома, Зайка, Дрёма, Хрен и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...