Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия подписала Минаматскую конвенцию по ртути

25.09.2014

Заместитель главы Минприроды РФ Ринат Гизатулин подписал от имени России Минаматскую конвенцию по ртути, находясь штаб-квартире ООН в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи. Об этом сообщила пресс-служба министерства.


Напомним, что конвенция направлена на сокращение масштабов производства и использования ртути и на изъятие из обращения используемых в быту приборов и веществ, содержащих этот токсичный металл (медицинских термометров, приборов для измерения давления, барометров и других измерительных приборов, люминесцентных ламп, аккумуляторов, ртутьсодержащих амальгам в стоматологии, а также некоторых видов мыла и косметики). По словам Гизатулина, Россия рассматривает Минаматскую конвенцию по ртути в качестве одного из ключевых глобальных природоохранных соглашений, разработанных под эгидой Программы ООН по окружающей среде за последнее десятилетие.

Подписание документа открылось в октябре 2013 года и сейчас под ним стоят подписи представителей 118 государств. Ратификация конвенции состоялась пока лишь в нескольких странах.

Подписана Минаматская конвенция о ртути

 

11.10.13 00:00
11 октября 2013, Кумамото, Япония — Представители правительств 92 стран подписали Минаматскую конвенцию о ртути, принятую на Конференции полномочных представителей (Дипломатической конференции), в которой приняли участие более 1000 делегатов из 139 стран. Минаматская конвенция о ртути является глобальным договором, имеющим целью защитить здоровье людей и окружающую среду от вредного воздействия ртути. Конвенция открыта для подписания всеми государствами и региональными организациями экономической интеграции до 9 октября 2014 года в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке. Конвенция вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение пятидесятого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении. Одной из первых Конвенцию подписала Япония – страна, где впервые была обнаружена болезнь Минамата, вызываемая накоплением в организме метилртути. Украина – один из участников процесса по подготовке этого глобального юридически обязательного документа, пока не подписала Конвенции. Церемония открытия Дипломатической конференции состоялась 9 октября в Минатаме. Этот город был выбран, в первую очередь, в память жертв болезни Минамата, а во-вторых, для названия Конвенции о ртути – Минаматской – с целью предупреждения похожих трагедий в будущем и напоминания о серьезных последствиях ртутной экспозиции на здоровье людей. После церемонии открытия Дипломатическая конференция продолжила работу в центре префектуры Кумамото, где 10 октября полномочные представители приняли глобальный договор, согласованный на последней сессии Межправительственного переговорного комитета (МПК) в Женеве, Швейцария, 13-18 января 2013 г." Январской женевской сессии МПК предшествовали сессии комитета в Пунта-дель-Эсте, Уругвай (27 июня – 2 июля 2012), Найроби, Кения (31 октября – 5 ноября 2011), Тибе, Япония (24–28 января 2011) и Стокгольме, Швеция (7–11 июня 2010). Текст Минаматской конвенции о ртути на английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском языках доступен на сайте Конвенции: http://www.mercuryconvention.org/Convention/tabid/3426/Default.aspx О Конвенции Цель Конвенции заключается в охране здоровья человека и окружающей среды от антропогенных выбросов и поступлений ртути и ее соединений в почву или воду (высвобождение ртути или ртутных соединений). В соответствии с положениями Минаматской конвенции правительства договорились запретить к 2020 году производство, импорт и экспорт ряда продуктов, содержащих ртуть: · Аккумуляторы, кроме серебряно-цинковых таблеточных аккумуляторов с содержанием ртути менее 2% и воздушно-цинковых таблеточных аккумуляторов с содержанием ртути менее 2%. · Переключатели и реле, за исключением высокоточных конденсаторных мостов и мостов для измерения потерь и высокочастотных радиочастотных переключателей и реле контрольных приборов и регуляторов с максимальным содержанием ртути 20 мг на каждый мост, переключатель или реле. · Лампы люминесцентные малогабаритные (ЛЛМ) общего освещения мощностью 30 Вт или менее и содержанием ртути свыше 5 мг в колбе лампы. · Лампы люминесцентные трубчатые (ЛМТ) общего освещения: a. a. с трехцветным люминофором мощностью менее 60 Вт с содержанием ртути свыше 5 мг в лампе; b. с галофосфатным люминофором мощностью 40 Вт или менее и содержанием ртути свыше 10 мг в лампе. · Лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные (РВДП). · Ртуть в лампах люминесцентных с холодным катодом и лампах люминесцентных с внешним электродом (ЛЛХК и ЛЛВЭ) для электронных дисплеев: a. a. коротких (≤ 500 мм), с содержанием ртути свыше 3,5 мг в лампе; b. средних (> 500 мм и ≤ 1500 мм), с содержанием ртути свыше 5 мг в лампе; c. длинных (> 1500 мм), с содержанием ртути свыше 13 мг в лампе. · Косметика (с содержанием ртути свыше 1 части на миллион), включая мыло и кремы для осветления кожи, за исключением косметики для зоны глаз, в которой ртуть применяется в качестве консерванта и для которой эффективные и безопасные консерванты-заменители не существуют (предполагается не учитывать косметику, мыло или кремы, имеющие следовые загрязнения ртутью). · Пестициды, биоциды и локальные антисептики. · Перечисленные ниже неэлектронные измерительные устройства, кроме неэлектронных измерительных устройств, установленных на крупногабаритном оборудовании или используемых для высокоточного измерения, если отсутствуют приемлемые безртутные альтернативы: a. a. барометры; b. гигрометры; c. манометры; d. термометры; e. сфигмоманометры. В отношении амальгам для зубных пломб, согласно Минаматской конвенции, каждая Сторона принимает меры и проводит мероприятия для сокращения использования амальгам для зубных пломб, которые учитывают внутренние обстоятельства Стороны и соответствующие международные руководящие принципы, а также предусматривают два или более мероприятий из перечня Конвенции. Конвенция запрещает применение ртути или ртутных соединений в производственных процессах после наступления срока поэтапного вывода из обращения, кроме случаев, когда у Стороны имеется зарегистрированное исключение: · Хлорно-щелочное производство (2025 год). · Производство ацетальдегида, в котором ртуть или ртутные соединения применяются в качестве катализатора (2018 год). Также каждая Сторона принимает меры для ограничения применения ртути или ртутных соединений в следующих процессах: · Производство мономера винилхлорида. · Метилат или этилат натрия или калия. · Производство полиуретана с применением содержащих ртуть катализаторов. Конвенция предусматривает, что каждая Сторона, на территории которой осуществляются кустарная и мелкомасштабная добыча и обработка золота, принимает меры с целью сокращения и, где это возможно, прекращения применения ртути и ртутных соединений и образования выбросов и поступлений ртути в окружающую среду при такой добыче и обработке. Ртуть от мелких золотодобывающих предприятий и от угольных электростанций является самым большим источником загрязнения ртутью во всем мире. Шахтеры вдыхают ртуть в процессе плавки; стоки, содержащие ртуть попадают в ручьи и реки, отравляют рыбу и по пищевой цепочке – людей, которые проживают внизу по течению загрязненных рек. В соответствии с Конвенцией, правительства согласились, что страны будут составлять стратегии по уменьшению количества ртути, которую используют старатели, и что в течение трех лет после вступления Конвенции в силу будут составлены национальные планы по уменьшению и, если возможно, устранению использования ртути. Конвенция также будет контролировать выбросы и поступления ртути от крупных промышленных предприятий, таких как угольные электростанции, промышленные котлы, мусоросжигательные заводы и цементные предприятия. Конвенция предусматривает контроль и, где это осуществимо, сокращение выбросов ртути и ртутных соединений, в атмосферу с помощью мер контроля выбросов из следующих точечных источников: · угольные электростанции; · угольные промышленные котлоагрегаты; · плавильные и прокаливающие процессы, применяемые при производстве цветных металлов (свинец, цинк, медь и производимое промышленным способом золото); · установки для сжигания отходов; · установки для производства цементного клинкера. Также Конвенция определяет экологически безопасное временное хранение ртути, кроме ртутных отходов (Статья 10); меры в отношении ртутных отходов (Статья 11) – к ним пока применяются соответствующие определения Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, а в дальнейшем обращение с ними будет происходить в соответствии с требованиями, которые будут приняты Конференцией Сторон в дополнительном приложении, а также меры в отношении загрязненных участков (Статья 12) – каждая Сторона прилагает усилия для разработки надлежащих стратегий по выявлению и оценке участков, загрязненных ртутью или ртутными соединениями. В Статье 16 «Медико-санитарные аспекты» Конвенция рекомендует Сторонам содействовать разработке и осуществлению стратегий и программ для выявления и защиты населения, относящегося к группе риска, особенно уязвимых групп, включая разработку научно обоснованных руководящих принципов по охране здоровья, касающихся воздействия ртути и ртутных соединений, определение целевых заданий для сокращения воздействия ртути там, где это применимо, и просвещение общественности при участии государственной системы здравоохранения и других соответствующих секторов. В Статье 18 «Информирование, повышение осведомленности и просвещение общественности» Конвенция определяет, что каждая Сторона в рамках своих возможностей содействует и способствует: a. предоставлению общественности имеющейся информации о воздействии ртути и ртутных соединений на здоровье человека и окружающую среду; альтернативах ртути и ртутным соединениям; темах, определенных в пункте 1 Статьи 17; результатах своей деятельности в области научных исследований, разработок и мониторинга в соответствии со Статьей 19 и деятельности по выполнению своих обязательств по настоящей Конвенции; b. просвещению, обучению и обеспечению осведомленности населения о последствиях воздействия ртути и ртутных соединений для здоровья человека и окружающей среды в сотрудничестве с соответствующими межправительственными и неправительственными организациями и уязвимыми группами населения, по мере целесообразности. Также каждая Сторона использует существующие механизмы или рассматривает возможность разработки таких механизмов, как реестры высвобождения и переноса загрязнителей, где это применимо, для сбора и распространения информации относительно оценочных показателей своих ежегодных объемов ртути и ртутных соединений, которые выбрасываются, высвобождаются или удаляются вследствие деятельности человека. По мнению организаций – членов международной сети IPEN, Минаматская конвенция о ртути является большой победа международного сообщества, и она представляет общую позицию стран и их отношение к проблеме ртутного загрязнения, представляющей собой серьезную угрозу для здоровья людей и окружающей среды. В ходе переговорного процесса IPEN серьезного критиковала те части соглашения, которые не являются юридически обязательными. Сейчас IPEN обращает внимание правительств на необходимость выполнения всех положений Конвенции, вне зависимости от того, являются они юридически обязательными или носят добровольный характер. Конвенция носит имя Минамата, и необходимо, чтобы уроки трагедии с более чем 50-ти летней историей были бы учтены при выполнении положений настоящего соглашения. № 1: Необходимо применять принцип предосторожности: Последствия ртутного отравления уже проявляются у людей, занимающихся добычей золота. Признаки болезни Минамата зафиксированы у мужчин, женщин и детей. Не стоит ждать еще 20 лет, чтобы наконец убедиться в том, что мы действительно видим проявления этой страшной болезни – слишком высока цена такого ожидания. № 2: Необходимо срочно принять меры для решения проблем ртутного загрязнения в городах, в поселках и в целом в странах. Причиной болезни Минамата стал единственный источник загрязнения, но подобных источников может быть множество. Необходимо срочно проводить инвентаризацию источников загрязнения ртутью, приоритетных мест загрязнения и запретить торговлю ртутью. № 3. Не следует ждать 20 лет, чтобы начать восстанавливать загрязненные территории. Очистка территории в Минамата началась спустя 20 лет после обнаружения проблемы, но было уже слишком поздно. Если не начать действовать прямо сейчас, наследие современной золотой лихорадки станет причиной образования тысяч новых загрязненных территорий по всему миру и новых жертв. В преамбуле к Конвенции говорится, что правительства должны учиться на уроках Минамата, чтобы предотвратить будущее загрязнение, но и в Японии проблемы Минамата до сих пор не решены. Их решение заключается в предоставлении компенсации всем жертвам ртутного загрязнения (более 30 тыс. человек) и полной очистке загрязненных ртутью территорий, включая 1,5 млн. кубометров токсичных ртутьсодержащих отходов, временно хранящихся в Эко-парке Минамата. Ртутная конвенция теперь носит имя Минамата, и это решение налагает особые обязательства на правительства, которые должны предоставить полную компенсацию жертвам ртутного загрязнения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...