Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа К. Хорни «Невротическая личность нашего времени».




КУЛЬТУРНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНИМАНИЯ НЕВРОЗОВ.

В описании своей теории о невротической личности, центральным понятием становится «невроз».

К.Хорни, опираясь на антропологический подход в описании специфики невроза в каждой отдельной культуре, говорит о том, что «человеческие чувства и отношения…формируются теми условиями, в которых мы живем, - как культурными, так и индивидуальными – и неразрывно с ними связаны»

Хорни постулирует следующие характеристики невроза.

1. Невроз – отклонение от нормы. Для определения степени отклонения необходим психологический и медицинский анализ.

2. Всегда присутствуют некоторые виды запретов (о них ниже), которые, в свою очередь обладают признаками:

ригидность реагирования – отсутствие той гибкости, которая позволяет реагировать различным образом на разные ситуации (приспосабливаться) в соответствующей культуре(!).

разрыв между возможностями человека и их реализацией – тогда признак невроза, когда деятельность человека бесплодна.

3. Наличие тревоги и защиты, которые выстраиваются против нее. Тревога – явление невротическое в тех случаях, когда учитываются следующие факторы: невротик испытывает не только общекультурные страхи, но и добавляет индивидуальные; затрата большего энергетического потенциала, чем того требует эта же ситуация у здорового человека.

4. Наличие острого конфликта противоположных тенденций.

«Невроз» - психическое расстройство, вызываемое страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссное решение конфликтных разнонаправленных тенденций, отклоняющееся от общепринятого в данной культуре образца.

ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС ГОВОРИТЬ О «НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».

В своей работе К.Хорни говорит о неврозах характера – состояния, являющиеся результатом хронического процесса и охватывающее обширные области в общей структуре личности и определяет область исследования – деформации характера.

Было установлено, что «содержание динамически центральных конфликтов и их взаимосвязи являются сходными во всех из них».

С помощью внешнего наблюдения Хорни классифицировала отношения невротиков с людьми на 5 групп:

 

1. Отношения любви, привязанности и расположения человека – невротик проявляет себя как чрезмерно зависимый человек от одобрения или расположения со стороны других, при этом может отсутствовать способность заботы о других.

 

2. Отношения, связанные с оценкой «Я» - внутренняя незащищенность, выражающаяся в самоуничижении и – возвеличивании.

 

3. Отношения, связанные с самоутверждением – наличие группы запретов (трудности в принятии решения, формирования мнения, осознании собственных желаний); неспособность к планированию

 

4. С агрессией – 2 тенденции –

В своей работе К.Хорни говорит о – состояния, являющиеся результатом хронического процесса и охватывающее обширные области в общей структуре личности и определяет область исследования – деформации характера. Было установлено, что «содержание динамически центральных конфликтов и их взаимосвязи являются сходными во всех из них». С помощью внешнего наблюдения Хорни классифицировала отношения невротиков с людьми на От– невротик проявляет себя как чрезмерно зависимый человек от одобрения или расположения со стороны других, при этом может отсутствовать способность заботы о других. внутренняя незащищенность, выражающаяся в самоуничижении и – возвеличивании. наличие группы запретов (трудности в принятии решения, формирования мнения, осознании собственных желаний); неспособность к планированию 2 тенденции –

1. Потребность во власти, требовательности, критике к другим;

2. Ощущение обманутости, предательства, мнительность.

 

5. С сексуальностью – потребность в сексуальной активности или запрет на нее.

 

Вывод: все отношения взаимосвязаны!

 

ТРЕВОЖНОСТЬ. ТРЕВОЖНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ.

 

Динамическим центром невроза является тревога.

«Тревога» - несоразмерная, иррациональная эмоциональная реакция на опасность реальную или воображаемую, носящая скрытый, субъективный характер (о субъективности см.ниже). Тревога может стать не только стимулом к внешнему беспокойству, но и быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь неосознанной.

 

Тревога может скрываться за физическими проявлениями дискомфорта, многочисленными страхами, может быть скрытой силой, толкающей к накотизации и т.д.

В «нашей» культуре существует 4 способа избежать тревоги:

 

1. Рационализация – обоснованный, рациональный страх.

 

2. Заглушение наркотиками – в том числе навязчивая деятельность в различных сферах.

 

3. Отрицание – устранение тревоги из сознания, сопровождающиеся физическими признаками (тошнота, рвота, энурез, потовыделение и т.д.) и психологическими (чувство нетерпения, ощущение внезапного приступа, паралича).

 

4. Избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих ее – снижение важности определенных ситуаций (осознанное и неосознанное), в том числе внутренний запрет.

 

Условия возникновения внутренних запретов (Происходит блокада процесса осознания): Наличие желания и невозможности его исполнения.Понимание необходимости запрета и невозможности изменения данного факта.Снижение удовольствия от успехов деятельности при наличии тревоги, связанной с ней.

 

Вывод:

культура порождает тревожность, вследствие чего, люди выстроили те или иные способы защиты

чем тяжелее невроз, тем более выражены защиты.

 

К.Хорни предлагает более детально рассмотреть природу субъективного фактора возникновения тревоги, которая, в первую очередь, выражается в усилении опасности внутренними психологическими факторами и осознанием собственной беспомощности в решении проблемы.

 

Рассматривая психологические условия возникновения тревоги автор опирается на положение Фрейда о чувстве беспомощности, возникающем под влиянием наших инстинктивных влечений и дополняет своими положениями о ведущей роли в возникновении тревожности враждебных импульсов, связанных с сексуальной сферой жизни человека (стремление причинить боль, унизить посредством секса). Доказательство: вытеснение враждебности – чувство беспомощности – открытие возможности взять над человеком верх, осознание невозможно (вытеснение – кратчайший путь преодоления конфликта в себе)

 

Таким образом: «если враждебность вытеснена, у человека нет ни малейшего представления о том, что он ее испытывает».

 

Когда человек осознает свою злобу, ее проявление ограничено в 3 параметрах:

 

1. Учет обстоятельств позволяет анализировать и контролировать ситуацию.

 

2. Гнев включен в комплекс всех чувств, в том числе, и положительных – нивелирование силы гнева.

 

3. Осознание собственных принципов как личности позволяет сдерживать проявления гнева.

 

Если гнев бесконтролен, то отрезается возможность ограничения, происходит осознание («отмечает»: Хорни) наличия аффекта, проекция гнева на внешний мир => «чем беззащитнее человек, тем большей представляется опасность» => аффект тревоги.

 

Хорни предлагает классификацию форм тревоги, возникающих в результате вытеснения враждебности:

 

1. Человек воспринимает опасность как исходящую из его собственных побуждений. – прямой результат вытеснения

 

2. Опасность ощущается как угроза извне. – проекция

 

Группы делятся на подгруппы:

 

А) Опасность ощущается как угроза «Я». Б) Опасность ощущается как угроза другим.

 

4 основных вида тревожности:

1. 1 А -: фобия, связанная с побуждением прыгнуть вниз.

 

2. 2 А: страх нанесения увечья.

 

3. 1 Б -: страх грозы.

 

4. 2 Б –: тревожность у гиперопекающих матерей за жизнь детей.

 

Признаки форм тревоги могут сопутствовать и взаимовлиять друг на друга.

 

Однако, концепция тревожности Хорни как психоаналитическая в некоторых положениях расходится с пониманием Фрейда:

 

1. Т. возникает в результате вытеснения влечений (сексуальных и описывается физиологически!)

 

2. Т. возникает в результате страха перед влечениями, обнаружение которых влечет внешнюю опасность. (секс + агрессия)

 

Хорни интегрирует эти две точки зрения: тревога возникает в большей степени из-за страха перед нашими вытесненными влечениями.

 

Фрейд: тревога возникает в результате любого побуждения, вызывающего внешнюю опасность.

 

Хорни: ограничивает побуждения рамками культурных образцов, приемлемых табу общества.

 

Фрейд: тревожность порождается в детстве и влияет на неврозы, возникающие во взрослой жизни.

 

Хорни: считает, что мы наблюдаем не повторение комплексов, а дальнейшее их развитие. И тревожность в целом не является инфантильной реакцией.

 

БАЗАЛЬНАЯ СТРУКТУРА НЕВРОЗОВ.

 

Хорни полагает, что для понимания развития невроза необходимо обратиться к детству.

Общим для невротиков является окружающая среда, обнаруживающая в различных сочетаниях следующие особенности:

1. Отсутствие подлинной привязанности и теплоты родителей к ребенку, вероятно, в силу собственных неврозов. (проявляется в гиперопеке, самопожертвовании)

2. Запрет в культуре на получение удовольствия в целом и сексуальное, в частности (формирование фрустрации).

3. Ревность к значимому объекту (могут искусственно стимулироваться той атмосферой, в которой растет ребенок).

 

Опасностью при формировании детского характера (и, соответственно, причиной для возникновения тревожности) является вытеснение враждебности, но не враждебное противостояние. Причинами «вытесняющего» поведения могут быть:

страх – возникает как от прямых, так и косвенных причин, путем наблюдения эмоциональных взрывов, сцен насилия – «мне приходится вытеснять свою враждебность, потому что я боюсь вас»

беспомощность – не столько биологическая, сколько социальная, вследствие неправильного воспитания: «мне приходится вытеснять свою враждебность, т.к. я в вас нуждаюсь»

любовь – отсутствие искренней привязанности, лишь словесные заверения: «мне приходится вытеснять свою враждебность из-за страха потерять вашу любовь»

чувство вины – выражение негодования и обиды по отношению к родителям неприемлемо в культурной среде обитания ребенка: «мне приходиться вытеснять свою враждебность, т.к. я буду плохим ребенком».

 

Однако, не всегда инфантильная тревожность ведет к неврозу. И только при стечении неблагоприятных факторов среды, а также особо выделяемом Хорни фактором семьи дает благодатную почву для формирования ощущения одиночества, отверженности, снижает способность к самозащите и делает человека более ранимым и обидчивым.

Характеристика Базальной Тревожности:

 

1. Базальная тревожность лежит в основе отношения к людям.

Они образуются в результате невротических реакций на отдельные конфликтные ситуации, в которых участвуют отдельные люди, чьи личные отношения не нарушены.

2. Значимость базальных неврозов проявляется в соотношении с простыми ситуативными неврозами: во втором случае наблюдается быстрый терапевтический эффект, где наблюдается адекватное отношение между конфликтной и невротической реакциями, а в неврозах характера такая связь отсутствует и вызывает острую реакцию на стресс.

3. Базальная тревожность действует в определенных рамках, варьируясь только в интенсивности.

2. Отсутствие осознанности БТ в неврозе.

3. БТ может быть лишена личностного характера.

4. В экзистенциальном понимании БТ является нормальной, в отношении культуры – нет.

5. БТ влияет на отношение к себе и другим – эмоциональная изоляция + чувство внутренней слабости «Я».

 

Средства защиты от БТ в культуре:

 

1. Любовь – «если вы меня любите, вы не причините мне зла».

2. Подчинение – «если я уступлю, мне не причинят зла».

3. Власть – «если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть».

4. Реакция ухода – (отказ от собственных желаний) «если я реагирую уходом, ничто не заденет меня».

 

Любой способ дает возможность обретения спокойствия, однако, за счет обеднения личности в целом.

Человек часто комбинирует способы, что приводит к возникновению противоречивых тенденций (особо любовь и власть, см.ниже) и формирует невроз.

 

 

НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ.

 

Хорни продолжает соотношение любви и привязанности и жажды власти как основных побуждений тревожности.

 

Невротик крайне требователен в своих чувствах по отношению к нему. Любовь для невротика- потребность в обретении уверенности и спокойствия, при этом игнорируется личность другого человека. В основе лежит базальная враждебность – презрение и зависть. Любовь другого лица к невротику часто воспринимается с недоверием и даже ужасом.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЮБВИ.

 

Отличительные черты НПЛ:

1. Навязчивость и тотальность (меня должны любить все!)->Неспособность быть в одиночестве->Эмоциональная зависимость, подчинение.

2. Ненасытность, которая может проявляться в жадности в целом(«оральный» тип отношений»К.Абрахам). При наличии особых условий жадность может не проявляться: жадные люди не верят в способность к творчеству и постоянно испытывают потребность обладания (что является одной из форм защиты от тревожности). Существует 2 формы ненасытности:

 

1. Ревность – постоянный страх потери.

 

2. Требование абсолютной любви – требование без оговорок и условий полного принятия независимо от поведения; слабой отдачи чувства; любовь без выгоды; желание принимать жертвы в качестве доказательства чувства.

 

Отказ от этих требований означает неприемлемое изменеие всей жизни.

 

В связи с ролью любви и привязанности выделяют 3 типа невротиков:

1. Люди стремятся к любви, используя любые средства.

2. Люди стремятся к любви, но при неудаче отстраняются от людей вообще.

3. Позиция глубокого неверия в какую-либо любовь и привязанность.

=> Невротик реализует противоположно направленные стремления, которые мешают получению настоящей любви.

 

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮБВИ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ОТВЕРЖЕНИЮ.

 

Невротики обладают во истину огромной чувствительностью даже к маловыраженному отказу, что выражается в бессознательной раздражительности.

 

Средства, которые служат успокоению от тревожности у здорового человека, для невротика порождают новую враждебность и тревожность и развивает ощущение порочного круга, невозможности нахождения выхода из тупика.

 

Невротик имеет следующие пути, которыми он может получить любовь:

 

1. Форма подкупа – «Я люблю тебя больше всего на свете, поэтому ты должен отказаться от всего ради моей любви». Выражается либо в стремлении добиться любви, либо в проявлении понимания, постоянной бескорыстной помощи – риск зависимости.

2. Апелляция к жалости – «Вы должны любить меня, потому что я страдаю и беспомощен»(при этом выдвигаются требования).

3. Призыв к справедливости – «Вот что я сделал для вас; а что вы сделаете для меня?» - навязчивая щедрость с ожиданием благодарности.

4. Призыв к справедливости -2 - «Вы заставили меня страдать или причинили мне вред, и поэтому вы обязаны мне помогать, заботиться обо мне и поддерживать меня» - необходимость возмещения, при чем сохраняя ощущение собственной правоты.

 

Невротик осуществит свои угрозы в ситуации отчаяния или мстительности.

 

РОЛЬ СЕКСУАЛЬНОСТИ В НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЮБВИ.

 

НПЛ часто принимает форму сексуальной страсти, однако, как утверждает Хорни, нельзя проводить однозначное равенство между нежностью в любви и сексуальностью. Неудовлетворенное либидо не объясняет собственническое отношение, требование безоговорочной любви у сексуально удовлетворенных людей. Вероятно, причины лежат вне сексуальной сферы.

 

Однако, в жизни невротик проявляет двойственность чувств, что выражается в проекции и сверхкомпенсации на другое лицо и усиливает тревожность.

 

Сексуальная форма выражения потребности в любви зависит от культуры, темперамента, жизненной энергии человека, удовлетворенности сексуальной жизнью.

 

Но существует индивидуальный разброс форм проявления (по мере уменьшения тревожности) в зависимости от степени достигаемого физического удовлетворения.

 

Общая черта: неразборчивость в выборе партнеров, глубокие нарушения в эмоциональном контакте с людьми, мнимая бисексуальность, по отношению к психоаналитику постоянны реакции гнева; невозможным становится воздержание. Всех невротиков можно разделить на группы:

1. Люди с непрерывными сексуальными связями;

2. люди с ограниченными связями, но эротизирующие любые контакты с другими(усиление запретов);

3. Люди, легко возбуждаемые, навязчиво ищущие партнера (еще больщее кол-во запретов).

 

Хорни отмечает, что наблюдаются положительные изменения со времен викторианской эпохи, особенно в отношении сексуальной роли и жизни женщин (о фригидности). Осознается важность сексуальной жизни для культуры в целом. Однако сексуальными признаны многие невротические реакции, в том числе НПЛ. Так проекция на родителя или психоаналитика не всегда носит характер эдипова комплекса в понимании Фрейда, а скорее является стремлением к успокоению, снятию тревожности.

 

В случае наличия всех характеристик эдипова комплекса мы можем рассматривать его как самостоятельное невротическое образование.

 

СТРЕМЛЕНИЕ К ВЛАСТИ, ПРЕСТИЖУ И ОБЛАДАНИЮ.

 

СКВПиО является другим путем избавления от тревоги, который рассматривается как единое целое в силу общности получения удовлетворения от ослабления контакта с другими и укрепление собственного положения.

 

Невротический характер СКВПиО появляется из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности, т.е. из слабости. Здесь также важно давление культурного фактора.

 

СКВПиО является «каналом», по которому может выходить враждебность.

 

Характеристика стремлений:

1. К власти – защита от беспомощности, защита от опасности чувствовать себя ничтожным (презрение к слабости, в том числе к собственной), что проявляется в стремлении управлять, контролировать других и себя, такой человек всегда прав и раздражителен в случае указания на его неправоту, настаивает на своем, нетерпеливость(важность в проявлении любви: неприятие гнева в неподчинении, понимание ситуации как своей ненужности), стремление никогда не отступать, не сдаваться.

2. К престижу - защита от беспомощности, защита от опасности чувствовать себя ничтожным, потребность производить впечатление, вызывать восхищение, фантазер, щеголь, неосознанно его преследует чувство унижения, внешне выражаемое в гневе, нарцисс ради защиты.

3. К обладанию - защита от беспомощности, защита от опасности чувствовать себя ничтожным, ощущение страха обнищания, лишений, зависимости от других. Проявляется в неспособности получать удовольствие от материальных и духовных ценностей.

 

В зависимости от проявления одной из трех тенденций, ослабление враждебности проявляется в:

Доминировании – как открытое, так и скрытое в социально приемлемых формах, причем реакция других людей либо подчинение, либо сопротивление; неспособность устанавливать отношения равенства.

 

Унижении – как мстительная реакция на полученную травму, даже при оскорблении невротик ожидает укора, что увеличивает беспокойство; избегание всего оскорбительного для других; тенденция к восхищению

Ущемлении интересов – как многообразие собственнических тенденций, сопровождаемые завистью к чужим успехам и нарушением эмоциональных отношений.

 

Цели и функции невротического стремления к власти можно представить в таблице:

Цели Успокоение, утешение от Враждебность, проявляемая в форме
Власть Беспомощности Тенденция властвовать
Престиж Унижения Тенденция унижать
Обладание Лишений Тенденция ущемлять

 

 

НЕВРОТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО.

 

В нашей культуре человек должен бороться за свои достижения и вступать в соревнования и борьбу с другими, что становится центром невротического конфликта.

НС(невротическое соперничество) обладает 3 особенностями, проявляющиеся во всех сферах жизни невротика:

1. Постоянное сравнение с другими, даже в малозначительных ситуациях.

2. Желание невротика достичь большего принимает образ достижения исключительного, уникального. Часто выражается только в одной сфере или во всех, усиливая состояние тревоги.

3. Скрытая враждебность, свойственная честолюбию невротика по отношению к достижениям других. Соответственно, невротик может нанести вред другим людям, унизить их.

 

Хорни особенно обращает внимание на разрушительные тенденции в любви и восхищении невротика, которые становятся компенсацией брать верх над другими людьми путем предохранения разрушительных побуждений от осознания и полного устранения соперничества, создавая дистанцию между собой и соперником; путем достижения благосклонности соперника, предотвращая его враждебность к себе; путем замещающего удовольствия от успеха или участия в нем.

 

НЕПРИЯТИЕ СОПЕРНИЧЕСТВА.

 

Источники возникновения тревожности в ситуации соперничества: страх возмездия за успех + желание быть любимым всеми (требования его Сверх-Я особенно жестоки и не дают реализоваться желаниям). Невротик ищет пути решения

через оправдание своего стремления властвовать и огорчение его нереализованности (попытка сделать свои требования бесспорными)

через сдерживание своего честолюбия.

 

Тревожность по отношению к соперничеству проявляется и нивелируется в

страхе неудачи (страх быть униженным – человек увеличивает усилия по достижению цели или вид незаинтересованности, отчуждения, дабы избежать поражения)

страхе успеха (страх вызвать зависть других, т.е. потерять расположение – возникает навязчивое желание быть первым и из сильного побуждения сдерживать себя).

самоуничижении (создание дистанции между людьми путем унижения себя, построением пустых грез, а не реальных достижений).

 

=>Тенденция к неприятию соперничества в итоге ведет к отказу от любого риска, порождает реальные жизненные неудачи и вовлекает человека в мир фантазий.

 

Вывод: главные звенья «порочного круга» невротического стремления к ВпиО: тревожность, враждебность, снижение самооценки, стремление к власти;усиление В и Т; неприятие соперничества; удачи в расхождении между потенциальными возможностями и достижениями; рост чувства собст.превосходства; усиление представлений о собственном величии; возрастание чувствительности; рост В и Т, которые вновь запускают этот цикл.

 

НЕВРОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ.

 

Проявление чувства вины (ЧВ):

свои страдания объясняет не заслуженностью другой участи; при малейшем поводе возлагает вину на себя, постоянные самообвинения, влекущие за собой депрессию.

страх разоблачения, неодобрения-> навязчивое стремление к совершенству.

возникает потребность в наказании для избавления от ЧВ.

охотно выражает ЧВ, но не признает раскаяния и стыда в подлинном варианте.

 

Страх неодобрения является ведущим в формировании ЧВ и имеет ряд внутренних смыслов (постепенно неодобрение внешнего мира переходит на свое Я) и проявляется в различных формах: боязнь вызывать раздражение, выявления какой-либо опасной информации о человеке, нежелании посвящать других в личную жизнь – страх раскрытия его неискренности, проявляющийся в скрытии агрессии,слабости в ощущении себя; предупреждение любой критики путем стараний быть безупречным или всегда правым; поиск спасения в неведении, болезни или беспомощности; интеллектуализация существующих проблем.

Функции ЧВ: 1. Проявление страха неодобрения.2. Защита от этого страха.3. Защита от обвинений.

Цель ЧВ и самообвинения: достичь успокоения и уйти от реального положения вещей. Служат для устранения опасности обвинять других (корни таких стремлений лежат в детстве, но необязательно проявляются в той же форме и во взрослой жизни).

У невротика присутствуют факторы, мешающие высказывать критику или обвинений в чей-либо адрес: Отсутствие спонтанной уверенности в своих силах. Базальная тревожность. Боязнь разоблачения и обвинения самого невротика.

Внешнее проявление страха обвинения и попыток его преодоления крайне противоречиво и имеет некоторое свойство оторванности от реальности, недостаточно эмоционально насыщенны (для того, чтобы разрядить обстановку) и часто выражается в психосоматических заболеваниях.

Мотивом ЧВ и самообвинения является страх последствий.

Однако, Хорни не согласна с предположением некоторых аналитических теорий о первичной значимости ЧВ в возникновении невроза (Теории «негативной терапевтической реакции», теории сверх-«Я», теории морального мазохизма).

 

СМЫСЛ НЕВРОТИЧЕСКОГО СТРАДАНИЯ (ПРОБЛЕМА МАЗОХИЗМА).

Страдание становится средством достижения цели и мы делаем возможным заключить, что в самой природе человека лежит потребность быть униженным, слабым и несчастливым, т.е. перед нами встает проблема мазохизма.

«Мазохизм» - изначально относилось только к сексуальной сфере, но Фрейд предложил использовать понятие «морального» мазохизма, утверждая, что человек имеет также общую тенденцию к страданиям. Т.о., невротик стремится к удовлетворению в данной форме и готов переносить страдание. Различием между сексуальным и моральным мазохизмом является степень осознанности. При мазохизме оба бессознательны.

Хорни предлагает рассмотреть проблему страдания исключительно с психологической точки зрения.

Страдания при неврозах являются следствием существующих личностных конфликтов и разногласий. Существуют потребности, попадающих в категорию мазохистских влечений. Данный фактор – стремление к преувеличению драматичности ситуации. Преувеличение дает выгоду: позволяет уходить от реальности и снижать значимость, болезненность события.

Для понимания эффективности преувеличенной боли, мы рассматриваем элементы, которые лежат в основе мазохизма: ощущение внутренней слабости; в чрезмерном страхе неодобрения; чувстве полной беспомощности перед судьбой, склонность к сексуальным мазохистским фантазиям, погружение в горе (потеря собственного «Я»), поглощенность некоторой идее и т.д. Но! Хорни утверждает, что данные элементы не есть сама слабость, лишь только склонность к слабости! (Что следует из выше сказанного о стремлении к преувеличению).

Мазохистские стремления интегрируются в общий феномен стремления к освобождению от индивидуальности, тогда мазохизм как форма получения удовлетворения становится закономерным. Ирреальность такого удовлетворения обосновывается Хорни через:

наличие у невротика яркого стремления обозначать собственную уникальность. Т.о., невротик находится в ситуации неразрешимого компромисса. В реальности невротик-мазохист не способен принести себя в жертву чему-либо.

наличие разрушительных элементов в невротической структуре. Многообразие страхов становится невозможно отыграть с помощью современных культурных средств=>увеличивается значимость мазох. фантазий.

ВЫВОД: Невротик стремится не к данному специфическому страданию, а к отказу от своего «Я».

 

КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ.

В понимании К.Хорни фактором, отделяющим здорового человека от невротика является отсутствие скованности в преодолении препятствий, созданными его конфликтами, возможность правильно воспринимать их и преодолевать.

Наша культура выдвигает общие условия жизни, способствующие развитию невроза.

Фрейд в понимании этой проблемы опирается на веру в биологически детерминированную человеческую природу. В свою очередь, Хорни определяет не менее важный культурные факторы, порождающие невроз: принцип индивидуального соперничества, страхи и враждебность, уровень самооценки.

Следом возникает огромная потребность в любви, которую крайне сложно удовлетворить.

Хорни выделила основные культурные противоречивые тенденции, которые исключительно в количественной представленности создают угрозу невроза: соперничество и успех;

Стимуляция потребностей и наличие фактических препятствий по их достижению; провозглашенная свобода и ее фактические ограничения.

ВЫВОД: НЕВРОТИКОМ МОЖЕТ СТАТЬ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...