Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие управленческой мысли




РЕФЕРАТ

Исторические тенденции развития менеджмента.

Природа управления.

Условия и факторы возникновения/развития менеджмента.

(Теория Менеджмента)

Калининградский Институт Туризма - филиал РМАТ.

Выполнил: Староквашев Дмитрий Алексеевич

Проверил: доцент Михеева Галина Анатольевна

 

 

Калининград 2012


 

 

Содержание

1. Природа современного менеджмента……………………………1

Исторические тенденции развития менеджмента…………………3

 

2. Развитие управленческой мысли…………………………………….5

 

3. Условия и факторы возникновения и развития

менеджмента………………………………………………………………….8

 

4. Анри Файоль…………………………………………………………………..11

Функции управления………………………………………………………………12

Принципы управления…………………………………………………..……….14

 

5. Библиографический список……………………………………………………...17

 

 

 


Природа современного менеджмента

Природа современного менеджмента двояка.

С одной стороны это производительный труд (работа высококвалифицированных наемных служащих). С другой, это деятельность по надзору и контролю за рабочей силой, приводящей в движение капитал (командование над трудом наемных работников). Производитель ориентирован на поиск того, что производить, менеджер – как это сделать лучше. Производитель часто знает, как выполняется та или иная производственная операция, менеджер знает – почему ее надо выполнить именно так.

Под природой менеджмента понимают также ее суть, т.е. то, в чем собственно состоит повседневный труд менеджера. Минцберг в работе «Природа управленческого труда» пишет: «Почти всякая работа в обществе требует специализации и концентрации. Для руководителя характерна будет кратковременность, разнообразие и фрагментарность осуществляемой деятельности». По мнению Минцберга, у руководителя 10 ролей – группы ролей:

- межличностных (главный руководитель, лидер, связующее звено);

- информационных (приемник информации, распространитель

- информации, представитель);

- принятия решений (предприниматель, устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры).

Природа менеджмента – его сущность – в определенном типе взаимодействия управляющей и управляемой сторон (в позиции субъекта и объекта управления), в обратной связи между ними и комплексном характере. Реальность управления достигается потребностью субъекта управления управлять, объекта – выполнять команды. П.Друкер определил сущность управления как «особого вида деятельности, превращающего неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную, производительную группу». К.Киллен — как «выполнение работы чужими руками».

Управление может существовать только при наличии основной его движущей силы – системы управления. Свойства такой системы: целостность, структурность, взаимозависимость элементов, иерархичность, множественность. Разновидности систем управления:

- совокупность управленческих органов, подразделений, исполнителей (организации, технологий, методов управления);

- информационно-поведенческая (идеология, интересы, информация);

- саморазвития системы (воспроизводство, воплощение, распространение).

В целом менеджмент направлен на: повышение качества продукции; ресурсосбережение; организационно-техническое и социальное развитие производства.

 

 

Исторические тенденции

Развития менеджмента

 

- принципиальное снижение значимости иерархии в управлении и переход на утверждение горизонтальной структуры, самоуправления;

- привлечение к совместной деятельности инвесторов, деловых партнеров (объединение и интеграция организаций);

- широкое распространение научных исследований в производстве;

- повышение правовой и информационной культуры управления;

- повышение конкурентоспособности предприятий и организаций, следствием, которого является улучшение качества продукции, забота о долговременном благополучии и безопасности общества;

- учет в управлении синергетического эффекта развития систем, бифуркационной траектории, что требует повышения значимости в управлении функции координации и корректировки;

- развитие новых типов организаций: партисипативных, многомерных, эдхократических, предпринимательских, организаций, ориентированных на рынок.

 

Факторы и тенденции эффективного менеджмента – это результативность, т.е. степень оптимальности в использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

 

Эффективность менеджмента – система взаимоотношений полученных результатов и приведенных затрат, отражающаяся в переменных показателях. В общем виде эффективность – это отношение результирующей составляющей к затратной составляющей.

 

Различаются факторы: интенсивные и экстенсивные; количественно измеримые и количественно неизмеримые; с прямой и обратной зависимостью; непосредственно и опосредованно влияющие на эффективность управления.

 

Интеграционные процессы в менеджменте. Интегрированный подход. Простого указания на то, какое действие будет наилучшим для достижения целей организации, не достаточно. Руководитель должен иметь комплексный взгляд на вещи, интегрировать для этого множественные знания.

 

Сведения науки управления вообще являются собирательными. Они базируются на знаниях из разных наук о человеке, обществе, производстве. В тоже время, за длительный период своего развития наука управления накопила свой собственный арсенал знаний, принципов и форм построения знаний.

 

Заимствование и интеграция знаний – естественный для данной науки процесс, он есть методологическая особенность, отражение холистического целостного подхода (рассматривающего поведение системы).

 

Интеграция – это объединение, согласование, взаимопроникновение, достижение взаимозависимости частей в системе.

 

Принципиальным для современного менеджмента является утверждение следующих положений, носящих интегративный характер:

 

- представления о предприятии в современной науке управления выражают его восприятие как сложноорганизованной системы, важнейшим элементом которой являются люди (индивиды, личности, индивидуальности);

- в работе предприятия важна работа целого, взаимодействие его частей (коллектива и входящих в него индивидов, комплекса технических средств и совокупности решений по управлению ими, т.д.);

- чтобы усилить работу предприятия в некоторых случаях важно ослабить какую-то его часть;

- каждое предприятие, как правило, открытая система — взаимодействующая с внешним миром, иногда зависящая от отдельных его проявлений;

- генеральная проблема современного менеджмента – его интернационализация.

 

 

Развитие управленческой мысли

Представления о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).

Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.

 

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента. Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

Платон называл управление «наукой о питании людей», тем самым, подчеркивая ее важнейшее значение в обеспечении материального существования общества. Философ считал, что управлять страной должны законы, но поскольку они слишком абстрактны, то потому осуществлять надзор за их исполнением должен политик, владеющий искусством управления. Суть его управленческой деятельности должна заключаться в преломлении этих догматических законов к реально складывающейся ситуации. У Платона также мы находим зарождение идей о стилях управления и размышления о самом «современном» сейчас ситуационном подходе в управлении.

Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.

Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.

 

В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике.

Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».

Рационализм в менеджменте понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.

Концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели становится все более ограниченным правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Бюрократия как важнейшая область использования этих правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии. Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...