Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базисные элементы социальной жизни




Социология как наука

 

1. Предмет и объект социологии

2. Социология и другие науки об обществе

3. Структура и функции социологии

4. Основные парадигмы современной западной социологии

5. История формирования социального знания

 

I. «Социология» - наука об обществе. В массовом сознании социология чаще отождествляется с опросами общественного мнения. Это неверное представление. Опросы – это технологии сбора социальных данных.

Социология представляет собой обширную фундаментальную науку, которая раскрывает закономерности поведения больших масс людей и функционирования современного общества в целом.

Социология использует специальные методы для познания окружающей действительности.

Социология представляет собой систему внутреннего организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знания о любом социальном явлении должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах.

 

Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

 

Предмет исследования зависит от самого знания и является его частью.

По поводу определения объекта социологии нет существенных разногласий.

 

Объект – общество как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Объектом социального познания является совокупность социальных свойств, связей, отношений, существующих в обществе.

 

Социальное – все, что относится к совместной жизни людей, совокупность отношений, которые проявляются в конкретных условиях между индивидами.

 

По определению предмета социологии нет единого определения.

На протяжении исторического развития социологии понимание ее предмета менялось.

 

О. Конт. – Социология – позитивная наука об обществе.

 

Дюркгейм. – Предметом социологии являются социальные факты. Поскольку социальное есть коллективное, то предметом социологии является коллективное во всех его проявлениях.

 

М. Вебер. – Социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

 

П. Сорокин. - Социология как наука изучает поведение людей, живущих в среде себе подобных.

 

Предметом является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов – личности, социальных институтов.

 

Кравченко. – Социология – это система научного знания, излагающая основы устройства и тенденции поведения людей как больших социальных групп.

 

Ядов. – Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, организаций и социальных процессов, как способов их осуществления.

 

Социология – это наука, изучающая структуру общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

 

Общество рассматривается не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенных образом расположенных и упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах.

Для социологии главным является определение и изучение системы связей между отдельными частями структуры.

 

II. Социология выделилась из философии. Социальное знание накапливалось в недрах философии.

Общее состоит в объекте изучения и социологии и философии, социология использует методы абстракции, как и философия.

Различия касаются предмета исследования. Философия изучает глобальные мировоззренческие проблемы: смысл жизни, счастье, свобода, совесть.

Социология изучает более конкретные проблемы, существующие в современном обществе: социальные кризисы, мотивации поведения.

Различия в методах исследования.

Философия – наука умозрительная, созерцательная. Использует познавательные приемы (мыслительный эксперимент) применимые для решения вечных проблем человечества, в силу их высокой степени повторяемости.

Философия трактует реальные факты, социальные явления с точки зрения идей и ценностей, которые разделяет тот или иной ученый. Порождает опасность субъективизма в понимании трактовки социологических явлений. Социология пытается получиться объективную картину окружающей реальности. Это становится возможным благодаря использованию методов, точных, количественных, статистических приемов и процедур. Социология использует собственные методы познания, сбора информации – эксперимент, опрос, наблюдение.

Взаимосвязь социологии и истории. Их объединяет опора на факты. Различие в том, как анализируются и интерпретируются исторический факт социологии и истории.

Метод социологии стремится объяснить повторяющееся, регулярное – метод обобщающий, определяющий главные тенденции.

Метод истории преимущественно индивидуализирующий, т.е. рассмотрение социологического явления с т.з. его своеобразных характеристик. Социология и история взаимно обогащают друг друга.

Социология и антропология. Социальная антропология изучает локальные, простые, доиндустриальные общества с целью определения происхождения человеческого рода и человеческой культуры, а также их развитие. Социология изучает современное общество.

Социология и психология. Сходство: изучают поведенческие науки.

Различие:

1. Социология изучает не индивидуально психологические особенности человека, а социо-культурные причины его поступков, т.е. определяет поведение человека, специфику его статуса, особенности норм, существующих в обществе.

2. Для психолога психика конкретного человека – это неповторимый уникальный элемент. Для социолога – психика, это типичная способность, присущая каждому человеку.

3. Для социолога человек интересен с точки зрения его рациональной составляющей.

 

Взаимосвязь с политическими науками. Их интересуют отношения власти, ее использования, перераспределение.

Экономические науки изучают определенную часть отношений – потребление, обмен, распределение и т.д.

 

Достоинства и особенности социологии:

1. Характерно осмысление общности как целостности, это проявляется в том, что все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их соотношения с целым, а также в том, что социолог изучает социологические свойства, связи общественности независимо от сферы социологической жизни.

2. Социология стремится к постижению реальных связей и взаимодействий людей.

3. Широкое использование наряду с теоретическими эмпирических методов.

 

Таким образом, социология сочетает широту подхода и конкретность анализа реальностей. Это позволяет ей разрабатывать аргументированные теоретические положения.

 

III. Особенность социологии заключается в том, что она использует как теоретические так и эмпирические методы исследования, поэтому в зависимости от соотношения использования методов исследования выделяют несколько уровней социального знания:

П. Сорокин.

1. Теоретическая социология – разрабатывает понятийный аппарат необходимый для изучения общества.

2. Эмпирическая социология изучает частные социальные явления и социальные факты.

 

Р. Мертон ввел еще 3 уровня:

1. Уровень эмпирических или конкретно – социальных исследований, главной целью которых является добыча конкретных фактов, их описание, классификация.

2. Социологические теории среднего уровня. Их цель заключается в выработке системы специфических понятий, а также обобщение эмпирических данных в пределах отдельных областей соц. знания. # теории среднего уровня – экономическая социология, социология управления, труда, организации, молодежи, образования, спорта.

3. Общесоциальный уровень, который исследует общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов и т.д.

Указанные уровни взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

 

Отечественная социология выделяет четвертый уровень: социальная инженерия – это уровень практических внедренных научных социальных знаний для решения конкретных социальных проблем.

 

Функции:

Общие:

1. Познавательная, предполагает разработку новых теорий, поиск закономерностей и перспектив социального развития общества – приращение нового знания об обществе. Данная функция для российского общества актуальна, поскольку общество в прошедшее десятилетие было в трех. этапе и накопленные знания в советской социологии не актуальны, следовательно нужны новые.

2. Гуманистическая. Социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, формирования у них чувства близости, что в конечном итоге способствует совершенствованию общественных отношений.

3. Идеологическая (негативная). Результаты социологических исследований могут находиться в интересах определенных социальных групп для достижения ими своих целей. Социальное значение может служить средством манипулирования поведением людей, формированием определенных стереотипов поведения, создания системы социальных предпочтений.

Прикладные:

1. Диагностическая. Социологические методы позволяют получать информацию о наиболее актуальных проблемах для жизни общества.

2. Функция социального контроля – осуществление обратной связи между законодательными органами власти и исполнительными (корректирование реформ, их отслеживание).

3. Прогностическая. Разработка вариантов развития социологических процессов в обществе в зависимости от действия тех или иных факторов, а также расчет вероятных потерь при том или ином варианте развития. Это наиболее сложная функция.

4. Социальное планирование и программирование. Планы – краткосрочные и долгосрочные. Отличие – период исследования, сроки.

 

Значение социологического знания:

1. Происходящее реформирование всех сторон жизни общества требует изучения тенденций и закономерностей развития общества и последующей реформы.

2. В настоящее время возрастает роль и значение социальных факторов, сферы общественной жизни.

3. Одной из важных задач развития российского общества является формирование гражданского общества и это выдвигает на первый план исследование таких проблем как взаимодействие личности, общества, социального статуса личности и социальной группы.

 

Социологическое знание оказывает воздействие на общество следующим образом:

1. Люди с социологической подготовкой работают в правительственных органах и частных структурах. Таким образом, все большее число специалистов получают возможность применять на практике свои социальные знания, и в профессиональной деятельности.

2. Методы, разрабатываемые в социологии, применяются в других научных областях.

3. Работы социологов могут изменять отношение людей к общественным явлениям.

4. Социологические исследования позволяют получать информацию для принятия решений по вопросам социальной политики, а также для оценки эффективности существования социальной политики.

 

 

IV. Слово «парадигма» с греческого – образец. Трактуется как общие способы видения мира или база, на основе которой определяется какого рода научные теории являются приемлемыми для исследования.

Парадигма – это краткое описание понятий, проблем области знаний.

 

В социологии та или иная парадигма характеризует определенную социальную школу.

Виды:

1. Макросоциальные теории – функционирование общества как единого целого.

2. Микросоциальные теории – основное внимание направлен на изучение повседневного человеческого поведения.

 

1. Функционализм рассматривает элементы общества по принципу живых организмов, в которых те или иные органы обеспечивают жизнеспособность в целом (Г. Спенсер).

Теория Т. Парсонса и Р. Мертона – структурный функционализм. Опираясь на достижения математики, кибернетики предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

Парсонс стремился организовать идею социального порядка. Над конфликтом доминирует согласие.

Маркс. Социология конфликта. В 20-х годах конфликтная парадигма развивается теоретиками франкфуртской школы – Фромм, Хабермас, Маркузе.

Р. Дарендорф – основал современную социологи конфликта. Считал, что в основе конфликта лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти.

2. Символический интеракционизм – «взаимодействие».

Теория соци ального действия – М. Вебер.

Теория обмена.

Феноменология.

Этнометодология.

Символический интеракционизм (Дж.Мид) – люди одновременно создают социальную среду и находятся под ее воздействием.

Люди обретают свою человеческую природу благодаря взаимодействию с помощью символов (язык). Каждый участник должен уметь понимать намерения других (поставить себя на место партнера). Развитие теории в работе Блумера, выделил 3 основных положения:

1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям.

2. Эти значения являются продуктом взаимодействия между индивидами.

3. Эти значения являются результатом понимания, объяснения символов окружающих каждого человека.

 

Теория обмена – Дж. Команс. Социальное действие рассматривает как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Он выделяет 5 основных положений:

1. Постулат успеха. Чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее он будет их воспроизводить.

2. Постулат стимула. Если стимул привел к успешному действию, то в случае повторного стимула человек будет стремиться воспроизводить действия.

3. Постулат ценности. Чем более ценным представляется человеку результат его действия, то тем с большей вероятностью он произведет действие.

4. Насыщение – голодание. Чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое полученное вознаграждение.

5. Агрессия – одобрение. Если действие не вызовет ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект буде вести себя агрессивно.

 

Феноменология – Э. Гуссерль. Основное внимание уделяет внутренней работе человеческого сознания. Не объясняет причины человеческого поведения. Индивиды контактируют с окружающим миром и познают его с помощью чувств, однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, следовательно, люди группируют окружающий в явления, а затем преобразуют свой чувственный опыт в предметы, обладающие общими характеристиками – типизации.

Типизации воспринимаются членами общества и передаются детям в процессе общения.

 

Базисные элементы социальной жизни

 

1. Социальное действие, связи, социальное взаимодействие как основные элементы общественной жизни.

2. Понятие социальной общности, ее разновидности. Характерные черты массовой общности.

3. Социальные группы, их виды, характеристика.

4. Понятие социального института. Виды и функции.

5. Сущность и значение социальных организаций в жизни общества.

 

I. Социальное действие одно из центральных понятий в социологии. Его значение обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей.

Понятие социального действия было введено в социологию М. Вебером.

Социальное действие – это такое действие человека (независимо от того носит оно внутренний или внешний характер), которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентированно на них.

 

Можно выделить 2 черты:

1. Рациональное осознание.

2. Ориентация на поведение других людей.

 

Вебер выделил несколько типов действий:

1. Традиционные, совершаемые автоматически, в силу привычки.

2. Рациональные действия. Имеют четко осознаваемую цель, мотив, а также продуманные средства для достижения цели:

- целерациональные – когда человек ясно представляет себе цель, средства достижения и учитывает реакцию людей на свои действия. Критерий рациональности – успех.

- ценностнорациональные – действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую или религиозную ценность определенного поведения. Бескорыстны (# любовь к родине).

3. Не рациональные – имеют цель, мотив, но неправильно выбраны средства достижения цели.

4. Иррациональные или аффективные, не имеют мотива, совершаются под влиянием эмоций.

 

Теорию социального действия продолжил Парсонс и ввел еще один элемент: человеческое действие побуждается определенной потребностью, которое приобретает форму идеальной цели. Цель выступает внутренним источником действия. Человек ощущает наличие потребности в виде неудовлетворенности. Цель – ожидаемый результат, в котором потребность должна найти сове решение.

Он выделяет три элемента социального действия:

1. Деятель со своими потребностями

2. Ситуация, как совокупность конкретных условий, обстоятельств в которых действует деятель.

3. Ориентация деятеля на ситуацию, благодаря которой вырабатывается план реализации потребностей.

Достоинство такого подхода – социальное действие как процесс.

 

Социальные связи

В процессе удовлетворения потребностей людей, достижения их жизненных целей между людьми возникают определенные зависимости. Они могут быть прямыми, элементарными или сложными, опосредованными.

Социальная жизнь возникает и воспроизводится благодаря наличию зависимости между людьми, которые создают объективные предпосылки взаимодействия людей друг с другом.

Социальная связь – это зависимость, реализуемая через социальное действие.

Социальная связь всегда реально ориентированна на социальный субъект, который может быть индивидом, группой или общностью.

Можно выделить элементы:

1. Субъекты (2 и более)

2. Предмет связи

3. Механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами.

Чем больше участников, тем больше они опосредованы. Предмет связи может определять характер.

Социальные связи проявляются в двух видах:

1. В виде социального контакта

2. В виде социального взаимодействия

 

Социальные контакты отличаются тем, что связь между людьми носит поверхностный, мимолетный характер. # «Который час?»

Социальное взаимодействие – это систематические, достаточно регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать определенную ответную реакцию со стороны партнера.

Ответная реакция порождает новое действие первого действующего лица.

Отличительные особенности:

1. Возобновляемость действий и их координация

2. Сопряженность систем действия

3. Устойчивый интерес к ответным действиям противоположного субъекта

 

Социальное взаимодействие является важнейшим элементом в жизни общества. Проявляется в нескольких формах:

1. Через социальное отношение

2. Через социальные общности

3. Через социальные институты

 

Особенности социальных отношений состоят в том, что:

1. Они имеют очень длительный, систематический, самовозобновляемый характер

2. В их основе лежит множество предметов связи

3. Имеют опосредованный характер взаимодействия

 

II. Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, характеризующаяся схожими чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью социальных норм, ценностей и интересов.

Социальные общности – это формы совместной жизнедеятельности людей. Они складываются под воздействием объективного хода общественного развития.

Разные виды общностей имеют разную объективную основу. Могут порождаться общественным производством, на этнической основе, по полу, возрасту.

Самая первая общность – семья, род, племя. С разделением труда, с появлением частной собственности возникают социальные классы, группы, затем социально этнические общности – народности и нации.

 

Классификация по базовому признаку:

 

1. территориальные общности

2. этнические

3. демографические

4. культурные (совокупность норм, ценностей)

 

По количеству человек:

 

1. тиада (минимальная общность – 2 человека)

2. До бесконечности

 

По времени продолжительности: несколько часов.

По совокупности признаков:

1. Массовые

2. Групповые

 

Характерные признаки массовых общностей:

1. Стихийность образования

2. кратковременность совместных действий

3. неустойчивость взаимосвязей

4. неопределенный количественный и качественный состав

5. отсутствие точных признаков вхождения в них

6. отсутствие четкой внутренней структуры

7. межгрупповая природа и разнородность состава

 

Под аудиторией понимается социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информационными и доводящими ее до этой общности) существует слабая односторонняя связь.

 

Толпа – это временное собрание людей, объединенное в замкнутое физическое пространство общностей и интересов.

 

Признаки толпы:

 

1. внушаемость

2. Анонимность (чувствует себя незначительным, неузнанным в толпе)

3. Неуязвимость – люди чувствуют себя вне социального контроля

4. Стихийность поведения. Люди не задумываются над своими действиями и их поведение зависит от эмоций.

 

Разновидности толпы:

1. Случайная толпа - самая разъединенная общность, может в любой момент распасться. Людей объединяет незначительная цель либо бесцельное времяпровождение. #Свидетели ДТП

2. Обусловленная толпа или публика – собрание людей заранее планирующееся. Обусловлено в том смысле, что поведение людей находится под влиянием определенных заранее установленных социальных норм.

3. Экспрессивная толпа – общность людей, которая организуется в целях получения личного удовлетворения ее членов. Целью собрания является активность. #Посетители дискотеки.

4. Действующая толпа – целью является определенная активность, сопровождаемая насильственными действиями.

 

Социальные круги – это социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами.

Не имеют общих целей. Индивиды, образующие социальные круги проходят отбор по 2 требованиям:

1. Общая заинтересованность в теме обсуждения

2. Принадлежность к определенной субкультуре

 

Разновидности:

 

1. Контактные круги – социальные общности, постоянно встречающиеся на спортивных соревнованиях, в транспорте. Легко создаются и распадаются.

2. Дружеские круги – возникают среди людей, объединенными отношениями дружбы.

3. Профессиональные круги

4. Статусные круги – одинаковые или близкие статусы. #Аристократические круги, феминистские круги. Носят закрытый характер.

 

Все социальные круги имеют лидеров, то есть лиц, которые обобщают различные мнения, имеющие значение для членов данного круга и влияющих на их поведение.

 

Изучение кругов актуально:

1. В них зарождается и формируется общее мнение, которое воздействует на поведение людей в социальных группах.

2. Социальные круги выступают основой для образования активно действующих социальных групп.

 

 

III. Понятие социальной группы понимается в узком и широком смысле слова.

В широком смысле: синоним понятия социальная общность.

Существуют несколько определений:

Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности.

Р. Мертон. Группа – это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающаяся членами этой группы с точки зрения других – членство.

Фролов. Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе раздельных ожиданий каждого члена группы в отношении других.

 

Социальная группа – это совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, образцов поведения, благодаря которой формируется чувство групповой солидарности:

1. Устойчивость взаимодействия которой способствует точности и стабильности их существования в пространстве и времени

2. Определение состава и границ

3. Общая система ценностей социальных норм

4. Однородность состава

5. Социальные группы входят в качестве структурных элементов в более широкие социальные общности

 

Разновидности:

1. Группы, разделяемые по принадлежности к ним индивидов:

1. Ингруппы – группы, к которым человек чувствует свою принадлежность и расценивает других членов группы как «мы»

2. Аут группы – другие группы к которым он не принадлежит

3. Референтные – реальные или условные социальные общности с которыми индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, оценки, которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

 

Референтные группы выполняют 2 функции:

1. Нормативная – это группа является источником норм поведения, социальных установок индивида

2. Сравнительная функция – референтная группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценивать себя и других.

 

2. Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между членами:

 

1. Малые и большие

2. Первичные и вторичные

 

Признаки малых групп:

1. Малочисленный состав от 2 до 15 человек

2. Совместная деятельность

3. Пространственная близость расположения

4. Устойчивое личное общение

5. Общность групповых ценностей, норм и образцов поведения

6. Неформальный контроль за поведением друг друга

 

Большие группы:

1. Рациональное целеориентирование действия

2. Контроль сверху вниз

3. Соглашение с политикой проводимой активной частью группы

 

Социализация – интеграция в жизнь общества.

Первичные являются разновидностью малых групп и особый их признак – высокий уровень эмоциональности межличностных контактов.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми сложились незначительные эмоциональные отношения. Взаимодействие людей подчинено только достижению определенной цели.

 

 

IV. Социальный институт – установление, учреждение (в обычной жизни), научное или учебное заведение.

В социологии под социальными институтами понимаются определенные формы социального взаимодействия, которые имеют следующие признаки:

1. Постоянство и прочность взаимодействия между участниками связей и отношений.

2. Четкое определение функций прав и обязанностей участников социального института

3. Жесткое регламентирование и контроль за взаимодействием субъектов, что обеспечивает регулярность, четкость и надежность социальных связей

4. Обезличенность требований участников социального института

5. Деятельность социального института основана на разделении труда и профессионализации выполнения функций, поэтому общество может осуществлять специальную профессиональную подготовку людей для деятельности в рамках, данных социальным институтом.

6. Для выполнения своих функций социальный институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Социальные институты создают специальные учреждения.

 

Социальные институты можно рассматривать с 2 сторон:

1. С внешней (формальной)

2. С внутренней (содержательно)

 

С формальной стороны большинство социальных институтов представляют собой совокупность организаций, учреждений, различного оборудования, а также совокупность людей, ориентированных на выполнение социальных функций и задач.

Содержательную сторону составляет комплекс норм, стандартов поведения людей, предполагающих выполнение социальных функций данного института.

Каждый социальный институт имеет свои специфические особенности. А также общие с другими институтами признаки:

1. Установки и образцы поведения

2. Культурные символы – элементы культурных, материальных и духовных (#герб, флаг, гимн) ценностей, для семьи – кольца.

3. Утилитарные культурные черты (кремль).

4. Устные или письменные кодексы поведения, которые поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Врачи – клятва Гиппократа.

5. Идеология, которая представляет собой систему идей, учреждений, которых придерживаются члены данного института.

 

Процесс формирования социального института называется институционализацией и включает следующие этапы:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организационных действий

2. Формирование общих целей

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами

5. Принятие и практическое применение их

6. Установка санкций для поддержания норм и правил

7. Создание системы статусов и ролей, включающих всех членов социального института

 

Функции социальных институтов:

Социальные институты призваны обеспечивать надежность, регулярность удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей.

Социологи придают большое значение роли социальных институтов в обществе. Они предопределяют жизнеспособность любого общества и называют их «скрепами» общества.

В литературе указаны разные функции. С. Пипсет и Д. Ландберг выделяют следующие функции:

1. Воспроизводство членов общества (семья и государство).

2. Социализация – передача индивидом установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия).

3. Производство и распределение

4. Управление и контроль осуществляется через систему социальных норм и предписаний, рекомендующих соответствующие типы поведения (мораль, право, нормы, обычаи, традиции).

 

Концепция:

1. Делят на явные функции, исторически признанные, четко выделяемые и распознаваемые

2. Латентные (скрытые), официально не признанные.

 

Мертон выделил дисфункции, пытаясь объяснить причины конфликтов. Выделяет также функции: интегративную (поддержание целостности, сплочения между членами общества – выполняют государство, правовые институты), коммуникативную (средства массовой информации), регулятивную (выработка норм, образцов поведения).

 

Виды социальных институтов в соответствии со сферами жизни общества:

1. Экономические институты, наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальных связей в хозяйственной деятельности (собственность, рынок, разделение труда и т.д.).

2. Политические институты – социальные связи и отношения по поводу борьбы за власть, ее осуществление и распределение (государство, полиция и т.д.)

3. Институты культуры и социализация. Наиболее устойчивые четко регламентированные формы взаимодействия

 

V. Организации, как правило, рассматриваются как синоним упорядоченности чего-либо. В науке используются несколько значений:

1. Как элемент социальной структуры общества.

2. Как вид деятельности какой-либо группы

3. Как степень внутренней упорядоченности, согласованности действий элементов системы.

Социальные организации – система отношений, объединяющая число индивидов или социальных групп для достижения определенной цели. Пригожин: Социальная организация – это группа людей, совместно и координировано реализующих общую цель.

Черты социальной организации:

1. Целевая природа – организация создается для достижения определенных целей и оценивается в зависимости от степени этого достижения.

2. Для достижения цели члены организации должны выполнять разные социальные роли и занимать разные социальные статусы.

3. Организации создаются на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку создаются горизонтальные и вертикальные структуры, то есть деление на управляющую и управляемую подсистему.

4. Управляющие подсистемы создают свои специфичные средства регулирования и контроля за деятельностью организаций, и особую роль играют внутриорганизационные нормы.

5. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему, которая также обеспечивает эффективность деятельности – синергетический эффект. Он складывается из следующих составляющих:

· Объединяет усилия многих своих членов (массовость усилий).

· Специализирует однонаправленность действий индивида (каждый делает свое дело на одном месте).

· Благодаря управляемой подсистеме действия людей координируются и синхронизируются.

При изучении социальных организаций принято выделять виды в соответствии со сферами жизнедеятельности:

1. Политические организации

2. Религиозные

3. Культурные

4. Производственные

Организации делят также на:

1. Формальные

2. Неформальные

Формальные – принципиально безлична на абстрактных индивидов со служебными отношениями; обеспечивает прохождение только деловой информации; в качестве регуляторов поведения людей выступают должностные инструкции, приказы руководителя, программы и планы деятельности, положения об оплате труда и т.д.

Недостатки:

· Невозможность удовлетворения определенных социальных потребностей людей, таких как потребность в общении, уважении. Потому в качестве противовеса возникают неформальные организации – это стихийно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий, норм безличностного, межгруппового общения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...