Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа выбора. Глава 10. Анализ сцены. Методика анализа.




Природа выбора.

 

Теперь пара слов про выбор, который герой делает под давлением на пути к своей цели. Природа человека такова, что каждый из нас всегда выбирает «хорошее» или «правильное», исходя из собственных убеждений. Мы можем предсказать, как поступит персонаж, выбирая между хорошим и плохим или правильным и неправильным, но суть в том, что это вообще нельзя считать выбором.

Настоящий выбор — это дилемма, которая имеет воплощение на двух уровнях:

· позитивном, когда приходится выбирать между двумя желанными, но несовместимыми вещами;

· негативном, когда речь идет о том, чтобы выбрать меньшее из двух зол.

Именно такой выбор служит ярким выражением его человеческой сущности и мира, в котором он живет.

Еще во времена Гомера понимали, что конфликт между героем А и героем Б не удовлетворит читателей. Двусторонний конфликт — это не дилемма, а колебание между позитивным и негативным, которые могут продолжаться бесконечно долго. Для того чтобы придумать и воплотить настоящий выбор, мы должны создать ситуацию с участием трех сторон. В фильме, как и в жизни, значимые решения трехгранны.

Добавление персонажа В позволяет избежать повторений. Простая математика: Между А и Б возможно любовь/ненависть/безразличие - три варианта. С третьим персонажем их уже получается девять исходных, а количество их возможных сочетаний - двадцать семь. И этого вполне достаточно, чтобы не повторяться. Добавление четвертого элемента дает возможность создать сложно взаимосвязанные треугольники и придумать практически бесконечное количество меняющихся взаимоотношений.

И, разумеется, наиболее впечатляющие дилеммы возникают в ситуации, когда герою приходится одновременно делать выбор между несовместимыми вещами и искать меньшее из двух зол.

 

Глава 10. Анализ сцены

 

Анализ сцены нужен, если вы чувствуете, что сцена не выполняет свою функцию. Это чем-то похоже на психоанализ. Если задать правильные вопросы, то сцена, которая во время чтения буквально проносится мимо и благодаря этому скрывает свои изъяны, замедлит движение, раскроется и выдаст все секреты.

Что в сцене важно? Важно не внешнее поведение героев, а то, что они делают, скрываясь за своими масками. Старая голливудская поговорка гласит: «Если сцена рассказывает о том, о чем рассказывает, у вас серьезные проблемы». Это значит, что мысли и чувства персонажей выражаются через то, что они говорят и делают, то есть подтекст включен в текст сценария.

Сцена состоит из кадров, и недостатки плохо структурированной сцены следует искать в изменении поведения героев. Чтобы понять, почему сцена не получилась, необходимо целое поделить на части. Следовательно, анализ следует начинать с отделения текста от подтекста.

«Текст» - это поверхностный уровень произведения искусства, который воспринимается чувствами (в кинематографе это экранные образы и звуковая дорожка).

«Подтекст» подразумевает жизнь, скрывающуюся за поведением персонажей, а именно их мысли и чувства, известные или неизвестные нам.

Ничто не является тем, чем кажется. Этот принцип требует от сценариста постоянного осознания «двуличности» жизни, а также понимания того, что все происходит как минимум на двух уровнях. Персонажи должны вести себя, как и в жизни, и сценарист должен для этого прикрывать правду маской, то есть истинные мысли и чувства персонажей прятать за их словами и поступками.

Подтекст присутствует, даже когда персонаж находится в одиночестве. Ведь если нас никто не видит, мы сами наблюдаем за собой. Надеваем маску, чтобы спрятать свое истинное «я» от самих себя. А еще маски носят не только отдельные люди, но и целые организации, они нанимают специалистов по общественным связям, чтобы маски выглядели естественно.

«Двуличность» важна еще и потому, что в любой истории многие действия в той или иной степени предсказуемы и ожидаемы. Влюбленные встретятся, детектив раскроет преступление, злодей будет повержен. Поэтому в хорошем литературном произведении то, что происходит, акцентируется меньше, чем то, с кем это происходит, почему и как.

 

Методика анализа.

 

При анализе сцены необходимо исследовать модели поведения на уровне текста и подтекста. После тщательного изучения вам станут видны все дефекты. Ниже приводится описание процесса, который поможет раскрыть все секреты сцены. Он состоит из пяти этапов. И для того, чтобы сцена получилась, вы должны успешно пройти их все.

Первый этап: определение конфликта.

Спросите себя, что является движущей силой сцены, мотивирует и обеспечивает ее развитие. По сути, это желание персонажа, так как желание - это всегда ключ к действию. Дайте ответ на вопрос «чего хочет персонаж» с помощью глагола, например «сделать это... » или «получить то... ».

Далее выясните, какие силы антагонизма препятствуют достижению этого желания? Они могут существовать на любом уровне конфликта или на нескольких сразу. Здесь тоже нужно определиться с желанием, выраженным глаголом: «не делать то... » или «получить вот это взамен... ».

Если сцена написана хорошо, то при сравнении получившихся фраз вы увидите, что они противоречат друг другу.

Второй этап: фиксирование начальной ценности.

Определите, о какой ценности идет речь в сцене, и зафиксируйте заряд, позитивный или негативный, которым она обладает во вступительной части. Например: «Свобода. Для главного героя имеет негативный заряд, так как он пленник собственного всепоглощающего честолюбия». Или: «Вера. Позитивна для главного героя, так как он верит, что Бог поможет ему справиться с проблемой». Если у вас не получается это сделать, то сцена и не нужна вовсе.

Третий этап: разделение сцены на кадры

В данном контексте кадр — это чередование «действие-реакция» в поведении человека. Внимательно рассмотрите каждое действие сцены на двух уровнях. Сначала снаружи, с точки зрения внешнего восприятия, а затем загляните внутрь, чтобы понять, что персонаж делает на самом деле. Здесь важно понимать, что повторение одного и того же действия не завершает кадр. Это делает только изменение в поведении. Только когда после получасовых просьб персонаж переходит к угрозам, происходит изменение, и начинается новая пара «действие-реакция». Если изменений нет, то происходящее не является сценой.

Четвертый этап: фиксирование заключительной ценности и ее сравнение с начальной.

Здесь вам нужно сделать то же самое, что и на втором этапе, только для концовки сцены. Зафиксируйте заряд ценности и сравните его с тем, что было на втором этапе. Если описания совпадают, то произошедшее в этот период не является событием. Ничего не изменилось, следовательно, ничего и не произошло. В этом случае максимум, на что вы можете рассчитывать - это хорошая экспозиция, но сцена получится безжизненной.

Пятый этап: изучение кадров и определение места поворотного пункта.

На третьем этапе у вас получилась модель поведения персонажа. Модель должна быть достаточно подробной, ведь хорошо структурированной сцене даже те поступки героев, которые кажутся случайными, должны иметь дугу и цель. В рамках дуги выявите момент, когда открывается серьезная брешь между ожиданиями и результатом. Именно она определяет появление в данной сцене конечных ценностей, претерпевших изменение. Именно этот момент является поворотным пунктом. Если бреши нет, то сцена просто не двигает сюжет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...